Газета Спорт-Экспресс от 1 сентября 1998 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 1 сентября 1998 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2000

ДО МАТЧА УКРАИНА - РОССИЯ - 4 ДНЯ

БЫШОВЕЦ ЗАКРЫЛ КОМАНДУ НА ЗАМОК В НОВОГОРСКЕ

ШЕСТЕРО КОРРЕСПОНДЕНТОВ ПРОТИВ ТРОИХ ИГРОКОВ СБОРНОЙ

Игорь РАБИНЕР

из Новогорска

Более закрытой от прессы обстановки в истории сборной России, пожалуй, еще не было. За все три дня подмосковного сбора перед игрой в Киеве журналисты не смогут понаблюдать ни за одной тренировкой команды. Получить информацию можно лишь во время двух пресс-конференций Анатолия Бышовца - вчерашней, когда большинство игроков еще не прибыло и об их состоянии тренер не мог сказать почти ничего, и 3 сентября, за сутки до вылета россиян в Киев. А общение с игроками и вовсе было ограничено двумя часами пополудни вчерашнего дня. С этого момента любые интервью на территории новогорской базы запрещены. По любопытному совпадению, большинство легионеров, составляющих костяк сборной, за исключением Харина, Кирьякова и Канчельскиса, в Новогорск к моменту отъезда оттуда автобуса с журналистами еще не прибыло.

Мы далеки от того, чтобы осуждать Бышовца за предпринятые им "карантинные" меры, тем более - что о них он предупредил заранее, хотя, конечно, вам, читатели, это может прийтись не по душе. То, что к представителям нашей профессии новый главный тренер относится с уважением, он доказывал и в 1990-м, и в 1992-м, когда в Новогорске сложилась обстановка, открытее которой никогда не было. Да и после недавнего товарищеского матча со шведами глубокой ночью во Внукове Бышовец нашел время для беседы с корреспондентами "СЭ". Так что объяснение "железному занавесу", установленному тренером, состоит в том, что Бышовцу за оставшиеся дни необходимо придумать и наиграть что-то нестандартное - то, чего ни главный тренер сборной Украины Йожеф Сабо, ни ее "духовный лидер" Валерий Лобановский от него не ждут. В игровой сыгранности, в сбалансированности Россия сейчас явно уступает Украине, почти все игроки которой выступают в одном клубе и все время находятся перед глазами у тренеров сборной. Да и украинский чемпионат стартовал намного раньше, чем первенства европейских стран, в которых выступают российские легионеры. Так что в этих обстоятельствах очень важен полет тренерской мысли, о чем, кстати, Бышовец недавно говорил нам: "Я считаю, что матчи выигрываются за письменным столом". В дни подготовки к киевской игре этим самым "письменным столом" станет для Бышовца территория базы в Новогорске.

В этой ситуации неудивительно, что база российской сборной, куда бригада "СЭ" прибыла в 11.15, встретила нас не только унылым дождем, но и практически полным отсутствием футболистов. Представьте себе, что журналистов "СЭ" на момент приезда было вдвое больше, чем игроков сборной - шестеро против троих! Ночевал в Новогорске один лишь питерец Игонин, игравший накануне в Москве против "Локомотива" (сам Бышовец приехал на базу из своей московской квартиры к самому началу пресс-конференции, назначенной на полдень). До приезда корреспондентов в Новогорске также успели появиться только волгоградцы - Есипов и Шмарко. Сразу после матча во Владикавказе они улетели домой на чартере "Ротора", а в Москву отправились первым же рейсом в понедельник - в 6.45. Неудивительно, что, когда я зашел в комнату, где находились волгоградцы. они безмятежно спали. Более или менее пришли в себя они только к 13.30 - времени, на которое был назначен обед.

Первыми из легионеров в Новогорске появились неразлучные Харин и Кирьяков, которые, кстати, будут жить в одном номере. Они вошли в здание жилого корпуса в 12.45, когда только-только завершилась пресс-конференция. Любопытно было сравнить ту хозяйскую уверенность, с которой чувствуют себя на базе обитающие на ней уже десяток лет легионеры, с растерянностью новичка Алексея Смертина, который сначала попробовал открыть запертую стеклянную дверь, а когда все-таки нашел нужную, скромно спросил присутствующих: "К кому мне обращаться?".

В воскресенье в Москву из нашего "легиона" прилетели не только Харин с Кирьяковым, но и Аленичев (успевший, кстати, сходить на футбол - на Этот раз между "Динамо" и "Черноморцем"), Яновский и Канчельскис. Большинство легионеров на базу подвозят друзья или родственники, и лишь Канчельскис вместе с "россиянами" Терехиным и Филимоновым приехал в 12.52 на автобусе сборной, отходившем от стадиона "Динамо" в полдень (тот же автобус доставил в Новогорск игроков молодежной сборной России). Двумя минутами ранее объявился Титов, а еще раньше, во время пресс-конференции, - Чугайнов, Ковтун и Соломатин. Аленичев приехал около двух и тут же, бросив сумку в прихожей, отправился на обед. Яновского ждали с минуты на минуту.

Увы, не обошлось без потерь. Вот что говорит врач сборной Александр Ярдошвили: "Дмитрий Хлестов отбил себе пятку и даже в "Спартаке" занимается по индивидуальной программе. У Юрия Никифорова - травма колена, он не играл последние матчи за "Эйндховен" и выбыл на две недели. Самую "свежую" травму получил позавчера Андрей Соломатин - вероятно, у него то же самое, что у Хлестова. Он приехал в Новогорск, но сильно хромает, и в ближайшие часы надо будет сделать снимок пяточной кости. Что касается Юрия Ковтуна, который вышел лишь на замену в конце матча "Динамо" с "Черноморцем", то у него проблема попроще - немного поднялась температура".

К моменту нашего отъезда из Новогорска на базу не приехали не только многие легионеры, но и игроки ЦСКА Семак, Варламов и Минько, выступавшие накануне в Самаре и вылетавшие оттуда лишь в 9 утра в понедельник. Как объяснил Владимир Сальков, все футболисты сборной из российских клубов, прежде чем отправиться в Новогорск, должны заехать по домам - сменить клубную одежду на костюм Nike, официального спонсора нашей футбольной сборной. Этим и объясняется некоторая задержка "россиян". Тем не менее они, как и все до единого легионеры, должны были собраться на базе уже вчера вечером. Из Дюссельдорфа одним рейсом, приблизительно в 15.20, прилетали Черчесов, Добровольский, Онопко, Колыванов и Яновский. В то же время из Амстердама - Хохлов. Шалимова ждали в Шереметьеве-2 к пяти часам, Мостового и Карпина - к шести. Последним прилетал Овчинников, которого в 19.40 встречал отец.

Расположиться игроки в жилом корпусе должны следующим образом: Черчесов - Шалимов, Кирьяков - Харин, Добровольский - Канчельскис, Онопко - Хлестов, Аленичев - Титов, Шмарко - Игонин, Семак - Хохлов, Филимонов - Смертин, Соломатин - Чугайнов, Колыванов - Овчинников, Карпин - Мостовой, Ковтун - Терехин, Варламов - Есипов, Минько.

Пятеро из этих 27 футболистов - один вратарь и четыре полевых игрока - в Киев, по словам Бышовца, не поедут. Кто именно - мы узнаем 3 сентября на пресс-конференции главного тренера сборной в ИТАР-ТАСС.

В тренировке, которая началась в 17.30, участвовали все здоровые футболисты за исключением Овчинникова, Мостового, Карпина и Варламова. Эта четверка появилась в Новогорске уже после окончания занятия.

- Нас очень волнует состояние игроков обороны, в частности Ковтуна, - сказал вчера вечером Владимир Сальков. - Игроки этой линии выбывают один за другим. Соломатина повезут на повторное обследование во вторник утром, и вполне возможно, что больная нога не позволит ему готовиться вместе со всеми. Непонятно, почему не прибыл на сбор Хлестов. Даже если он болен, все равно был обязан появиться и показаться врачу сборной.