Газета Спорт-Экспресс от 12 сентября 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 сентября 1998 | Шахматы

ШАХМАТЫ

В ЧЕТВЕРГ КАСПАРОВ ОСТАЛСЯ ДОВОЛЕН ТИММАНОМ

Четвертая партия матча в Праге между чемпионом мира Гарри Каспаровым (2815) и девятикратным чемпионом Голландии, неоднократным претендентом на мировое первенство Яном Тимманом (2655) после 40 ходов завершилась вничью. Счет стал 3:1. Каспарову для общей победы осталось набрать пол-очка в двух оставшихся встречах.

После 4-й партии Гарри сказал о своем сопернике: "Это был другой Тимман! Не тот, который противостоял мне во второй и третьей партиях. Ян собрался и играл просто здорово! У него был страшный цейтнот, но он находил единственные ходы".

Был разыгран спокойный вариант ферзевого гамбита, в теорию которого самый заметный вклад внесли гроссмейстеры Савелий Тартаковер, Владимир Макогонов и Игорь Бондаревский. Он запомнился современным любителям шахмат по довольно частому применению его 12-м и 13-м чемпионами мира Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым. Они так любили его использовать - причем и белыми, и черными, что заслужили внесение своих имен в название варианта.

Данное разветвление ферзевого гамбита характерно тем, что черные развивают своего белопольного слона на b7, а белые пытаются благодаря некоторой медлительности этого плана зажать черных в их же зоне ходом b2-b4. До матчей двух "К" черные старались терпеливо выдерживать осаду, укрепляя свои бастионы ходом с7-с6. Каспаров и Карпов сразу рвали блокаду ходом с7-с5. Тщательные разработки простирались очень далеко, но даже в последнем матче двух "К" в Севилье в 1987 году, где вариант встретился в 18-й и 19-й партиях и оба российских гроссмейстера вновь прощупали двумя цветами крепость варианта ТМБ, защитные бастионы черных выдержали.

В нашем случае партнеры шли по известным теоретическим образцам до 17-го хода, когда Каспаров применил не содержащееся в компьютерной базе "Чесс Ассистант" продолжение, которое, впрочем, не вносит ничего существенно нового в трактовку варианта (да и возможно ли внести что-то новое в ТМБ, затертый до дыр к пяти матчам двух "К"?!).

После массированных опустошительных разменов абсолютно всех легких фигур на доске возник острый эндшпиль, в котором у каждой стороны сохранилось по ферзю и ладье, а пешек у белых осталось 4, у черных - 5.

Как видим, несмотря на материальный перевес черных, говорить о большом их преимуществе нельзя, так как под боем одновременно 3 пешки и одна-то точно должна погибнуть в ближайшее время. Но вот что странно: следуют один за другим 8 (!) ходов, но у белых так и не находится времени, чтобы восстановить материальное равенство! А на 33-м ходу Каспаров мог еще больше увеличить свои завоевания.

Сейчас вместо 33...Лb8, как было в партии, чемпион мира мог взять зарвавшегося белого пехотинца: 33...Фh5 34.Ла1 g4 (нападая на центральную пешку соперника) 35.d6 a5 36.Фf6 Лf8 37.Ле1 Фd15. Оценить создавшееся положение нелегко. Острое? Да. Но равное ли? В острых тяжелофигурных окончаниях решающим фактором является защищенность своего короля. Похоже, что в резиденции черного монарха ветер гуляет сильнее, но проходную черных тоже нельзя недооценивать. Компьютерные программы оценивают эту позицию как лучшую для черных, но известно, что компьютеры любят пешки - это для них фактор решающий. А для живых гроссмейстеров более важными являются динамические, а не статические факторы. Динамика же позиции, видимо, не позволила чемпиону мира рисковать, и он предпочел играть "с синицей в руках", перейдя в равный ладейный эндшпиль. Лишняя пешка по-прежнему осталась у него, но, как сказал один из авторов дебютного варианта - гроссмейстер Тартаковер, "ладейные окончания не выигрываются". Похоже, он имел в виду именно такое окончание.

Юрий ВАСИЛЬЕВ