Газета Спорт-Экспресс от 26 сентября 1998 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 сентября 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ПЯТНАДЦАТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ ЛЮКСЕМБУРГА"

ХАККИНЕН - ШУМАХЕР: 80:80

ТАЙ-БРЕЙК!

Борьба за титул чемпиона мира достигла высшей точки кипения.

Счет в схватке, которую ведут лидер "Макларена" Мика Хаккинен и премьер "Феррари" Михаэль Шумахер, равный: у обоих претендентов на мировую корону по 80 очков и по 6 побед в "Гран-При". До финиша сезона - всего две гонки. Каждое очко сейчас на вес золота. Каждый сантиметр трассы, каждая десятая, сотая, даже тысячная доля секунды могут стать решающими.

Ни один из фаворитов больше не имеет права на ошибку. В 49-м чемпионате мира - тай-брейк!

Ольга ЛИНДЕ

Дуэль Михаэля Шумахера и Мики Хаккинена, без сомнения, войдет в историю "Больших призов" как одна из самых напряженных и непредсказуемых. Для этого есть все классические составляющие: два амбициозных и супербыстрых гонщика - и две могучие команды, "Феррари" и "Макларен". Противостоянию этих формулических монстров особую остроту придает плохо скрываемая взаимная неприязнь - фактор, способный сыграть абсолютно непредсказуемую роль.

Еще зимой Скудерия объявила 1998-й годом, когда команда вернет себе титул чемпиона мира, которым в последний раз владела в 1979 году. И этой цели были подчинены все имеющиеся средства. "Макларен", с 1993 года переживавший кризис, в отличие от соперников ничего не декларировал. Но уже в первой гонке сезона, в Мельбурне, опрокинул "Феррари" на лопатки. Однако фатального туше зарегистрировано не было. Соперник вывернулся - и уже сам "Макларен" оказался, выражаясь борцовским языком, на "мосту". Чтобы дожать противника, у "Феррари" есть только две гонки.

МАШИНЫ

В начале сезона F300 не шла ни в какое сравнение с МР 4/13. Сейчас все выглядит иначе. Феррарийное шасси по-прежнему уступает маклареновскому, особенно с точки зрения аэродинамики, но совсем немного.

Что же касается автомобиля в целом, с учетом резины и двигателя, то разница исчезает вовсе. Если не превращается в преимущество "Феррари". По отзывам специалистов, "Гудьир" нового, созданного специально для "Феррари" (с учетом технических и аэродинамических характеристик) состава дает выигрыш в скорости от полусекунды до секунды на круге - в зависимости от погоды.

По мощности двигатели отличаются мало. Последняя модификация Ferrari 047d в квалификационной версии имеет мощность около 800 л. с. при 17 600 - 17 800 оборотах в минуту. Мотор Mercedes FO 110GS в квалификационной версии имеет мощность, превышающую 800 л. с. при 18 000 оборотах в минуту.

Немаловажное значение имеет надежность. С этой точки зрения "Феррари" имеет неоспоримое преимущество - в нынешнем сезоне оба ее пилота лишь по разу сходили из-за технических причин (отказ мотора у Шумахера в Австралии и поломка коробки передач у Ирвина в Венгрии). На счету "Макларена" четыре схода - дважды у Хаккинена (оба раза коробка) и дважды у Култхарда (акселератор и мотор), причем в Канаде сход был парным.

ГОНЩИКИ

Существует популярное мнение: если бы чемпионский титул присуждался только за природные способности, Шумахер выигрывал бы его каждый год. Безусловно, техническая база - фактор решающий, но немаловажно и то, как гонщик распоряжается техническими ресурсами команды и как он держит удар. В этом Шумахер еще до недавнего времени был непревзойденным мастером.

С другой стороны, Хаккинен вот уже второй сезон подряд практически не совершает ошибок. И если год назад на это обращали мало внимания, то сейчас потрясающая психологическая устойчивость финна ставит его в один ряд с двукратным чемпионом мира. Что вполне может оказаться решающим фактором в борьбе за титул: спросите чемпиона мира-97 Жака Вильнева - он с подробностями расскажет вам, как редко, но метко ошибается в стрессовых ситуациях Шумахер.

Самой сильной стороной Шумахера является его потрясающая уверенность в себе. Которая, перерастая в самоуверенность, может стать его самой уязвимой стороной: вспомните гонку в Спа. Уязвим немец и еще в одном: он органически не способен признать, что в гонках есть кто-то, кто умеет водить машину не хуже него. Хотя бы - не хуже.

Хаккинен уверен в себе не меньше, но в отличие от соперника умеет признавать выдающиеся качества и в других. То есть не способен недооценить соперника. Тем более такого, как Шумахер.

Что же касается мастерства вождения и скоростных качеств, то в этих характеристиках оба претендента на титул примерно равны. В чистой скорости Хаккинен даже побыстрее. Однако как показывает практика, скорость в "Формуле-1" - отнюдь не главное.

ТРАССЫ И ГОНЩИКИ

НЮРБУРГРИНГ - И...

...ШУМАХЕР:

...ХАККИНЕН:

3 "Гран-при"

3 "Гран-при"

0 поулов

1 поул

0 стартов с 1-й линии

0 стартов с 1-й линии

1 победа

0 побед

1 финиш в очках (2-е место)

0 финишей в очках

...ИРВИН:

...КУЛТХАРД:

3 "Гран-при"

3 "Гран-при"

0 поулов

1 поул

0 стартов с 1-й линии

0 стартов с 1-й линии

0 побед

0 побед

2 финиша в очках (5-е и 6-е места)

2 финиша в очках (3-й места)

СУЗУКА - И...

...ШУМАХЕР:

...ХАККИНЕН:

7 "Гран-при"

7 "Гран-при"

2 поула

0 поулов

1 старт с 1-й линии

0 стартов с 1-й линии

2 победы

0 побед

2 финиша в очках (два 2-х места)

4 финиша в очках (2-е, два 3-х и 4-е места)

...ИРВИН:

...КУЛТХАРД:

5 "Гран-при"

3 "Гран-при"

0 поулов

0 поулов

0 стартов с 1-й линии

0 стартов с 1-й линии

0 побед

0 побед

4 финиша в очках (3-е, 4-е, 5-е и 6-е места)

0 финишей в очках

P.S. Мика Хаккинен может стать чемпионом мира-98 досрочно, если на "Гран-при Люксембурга" в предстоящее воскресенье одержит победу, а Михаэль Шумахер при этом не наберет ни одного очка. При таком раскладе финн может не выходить на старт "Гран-при Японии", ибо даже победа не спасет Шумахера: при равенстве очков (по 90) и равном количестве побед (по 7) в расчетбудут приниматься 2-е места, а их у Хаккинена на одно больше.

ПРОГНОЗ "СЭ": ПЯТЬ ПРОЦЕНТОВ В ПОЛЬЗУ ШУМАХЕРА

ШУМАХЕР

pro

- лучшая на данный момент резина - Goodyear;

- команда, вся структура которой рассчитана на удовлетворение только его интересов;

- потрясающая надежность F300;

- богатый опыт борьбы на высшем уровне;

- сверхмотивация и непоколебимая уверенность в себе;

- фактор "родных стен": Нюрбургринг - домашняя трасса;

- психологическое преимущество, приобретенное после Монцы;

- определенная протекция со стороны властей FIA и FOA.

contra

- практика показывает, что в так называемых "стыковых" ситуациях он совершает ошибки (Аделаида-94, Херес-97, Цельтвег-98).

ХАККИНЕН

pro

- лучшее и наиболее универсальное шасси чемпионата - МР 4/13;

- опыт команды, 7 раз за последние 15 лет выигрывавшей чемпионаты;

- высокая мотивация без ненужной нервозности;

- психологическая устойчивость и сангвинический темперамент: чрезвычайно редко ошибается;

- фактор "домашних стен": "Мерседес" на Нюрбургринге - дома;

- отсутствие опыта борьбы на высшем уровне и отсутствие сопутствующего этому опыту прессинга;

- возможная недооценка со стороны "Феррари" и Шумахера, усыпленных локальными неудачами "Макларена".

contra

- резина Bridgestone, явно уступающая по качеству Goodyear;

- отсутствие необходимого опыта в борьбе на высшем уровне;

- команда, не практикующая "игру в одни ворота";

- непредсказуемые проблемы в надежности мотора и шасси.

ПРОГНОЗ "СЭ". Сильные стороны претендентов на титул примерно уравновешивают друг друга. При этом опыт, который приобрел Шумахер в 1994, 1995 и 1997 годах, несколько склоняет чашу весов в его пользу. Кажется, что уязвимых мест у Хаккинена больше, но единственный, имеющийся у Шумахера, фактор contra способен свести на нет все преимущества!

Шансы претендентов в борьбе за титул: Шумахер - 53%, Хаккинен - 47%.