ФУТБОЛ |
EURO-2000. Отборочный турнир |
ЕСЛИ ЗАЩИТНИКИ ОПРЕДЕЛЯЮТ ВРАТАРЯ, ТО ПОЧЕМУ БЫ ВРАТАРЮ НЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ФОРВАРДОВ?
Недавний матч "Спартака" против "Реала" собрал в Лужниках 65 тысяч человек. Они пришли на стадион в холодную осеннюю погоду, выкроив из скромного семейного бюджета довольно ощутимую сумму на билет, не столько ради того, чтобы увидеть игру лучшего клуба Европы с его звездами первой величины, сколько ради того, чтобы поддержать "Спартак" и быть причастными к победе любимой команды. Понятно, футбол - не беспроигрышная новогодняя лотерея, и никто не мог дать гарантии, что в тот вечер спартаковцы победят. Однако не сомневаюсь: если бы поклонники красно-белых не верили, что футболисты могут подарить им праздник, они бы остались сидеть у телевизора. Эта вера - в свою команду не рождается за один матч. Она завоевывается месяцами, годами. Но если вера болельщика утеряна, а происходит это тоже не в одночасье, его даже визит великих чемпионов мира не вдохновит пойти на стадион с огромным козырьком и пластиковыми креслами.
Нет, в России не разлюбили футбол. Но мы долго, слишком долго испытывали терпение его многочисленных почитателей. Не потому ли 22 апреля нынешнего года из четырех тысяч зрителей, наблюдавших в черкизовском парке товарищескую встречу сборных России и Турции, было две трети турецких болельщиков, рьяно переживавших за своих. Хозяева, однако, выиграли - 1:0. И хотя действовали они, мягко говоря, не блестяще, трудно было представить, что в последующих пяти матчах подряд национальная команда России не сможет не только взять верх над поляками, грузинами, шведами, украинцами, испанцами, но и лишь однажды - в Тбилиси - добьется ничьей.
Так стоит ли удивляться, что на чрезвычайно важном для нас матче с чемпионами мира в Лужниках публики было в два раза меньше, чем на "Спартаке" с "Реалом". И теперь, боюсь, большинство из субботних очевидцев игры на следующее свидание со сборной России уже ничем не заманишь.
Впрочем, далеко не всегда и сами игроки, призванные для участия в том или ином матче, являются в сборную (вспомните хотя бы подготовку нашей команды к решающей встрече за путевку на ЧМ-98 в Неаполе с Италией). То вдруг у кого-то обнаруживается ангина, то клубным тренерам позарез нужны именно те игроки, которых приглашает их коллега в сборную. И никаких санкций со стороны РФС - словно речь идет не о национальной команде, представляющей страну, а о любительской заводской: не отпустил на игру мастер цеха Иванов слесаря Петрова, да и Бог с ним - токарь Сидоров подрежимит и сыграет не хуже.
А я ведь помню времена, когда игроки рвались в сборную, а клубные тренеры просто-таки настаивали на их присутствии в ней. Иной раз даже спад какого-то футболиста объяснялся тем, что его не пригласили на сбор главной команды страны, и он настолько близко к сердцу принял случившееся, что сразу и в себя не может прийти.
В ту пору и тренировать сборную считалось куда почетнее, чем любой клуб. Великий наш тренер Виктор Александрович Маслов в конце жизни искренне сожалел лишь о том, что ему так и не посчастливилось поработать в сборной. Нынче же одни ведущие специалисты наотрез отказываются готовить команду к отборочным матчам чемпионата Европы, другие соглашаются, но с условием совмещения работы в сборной и в клубе. И это при, том что львиная доля наших сильнейших футболистов играет за рубежом. И чтобы определить, кто из них в какой форме находится, необходимо регулярно выезжать на матчи национальных чемпионатов Испании. Италии, Франции, Германии. Шотландии, Австрии.
Зепп Пионтек, создавший в 80-е годы потрясающую датскую сборную из легионеров, рассказывал мне, что почти не бывает дома, а разъезжает по разным странам: просматривает интересующих его игроков, беседует с их тренерами, выясняет, по какой причине и надолго ли его соотечественник оказался на скамейке запасных, а иной раз даже улаживает кое-какие конфликты, возникшие в клубе. Так может быть, поэтому у Пионтека и была сборная, поразившая весь спортивный мир!
А у нас, вот беда, все заняты настолько, что нет времени хотя бы в преддверии ключевых матчей отборочного турнира ЧМ-98 слетать в Испанию и убедиться, что Александр Мостовой помимо всех прочих достоинств настолько мастерски выполняет штрафные и угловые, что, выйди он в Софии на поле, и тем же болгарам можно было не позавидовать. Да и в двух матчах с Италией Мостовой, бесспорно, стал бы явно не лишним в нашей сборной.
А почему бы, например, Анатолию Бышовцу, вновь "открывшему" для нас Мостового, не махнуть на денек в Австрию и не посмотреть в деле Станислава Черчесова? Ведь недаром же говорят, что команда начинается с вратаря. Правда, можно посоветоваться с защитниками, и они порекомендуют, кого все-таки поставить в ворота. Но если следовать этому принципу, то имена защитников перед тем же матчем с французами должны были определять игроки средней линии, а полузащитников - нападающие, а вратарь бы подсказал, кто из форвардов чаще на тренировках бьет по "шестеркам" и "девяткам".
Абсурд, не правда ли? А не превратили ли у нас общими усилиями российскую сборную в театр абсурда? Если это на самом деле так, то у меня есть предложение: подумать над созданием еще одной национальной команды, той, которая, как французская или украинская, всерьез мечтает в 2000 году оказаться в числе участников финального турнира европейского первенства. Или наш поезд уже ушел?
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ