БАСКЕТБОЛ |
НБА |
БУДЕТ ЛИ ШТУРМ ЗИМНЕГО В НЬЮ-ЙОРКЕ?
Решение арбитра Джона Фирика в пользу НБА перевернуло еще одну страницу в истории локаута-98. Владельцы клубов не должны теперь платить баскетболистам с гарантированными контрактами до тех пор, пока те не выйдут на площадку. Профсоюз игроков превратился в "отыгрывающуюся" сторону, однако серьезных продвижений в переговорах по-прежнему не наблюдается.
НА ТАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОЖНО ТОЛЬКО ОБИЖАТЬСЯ
Глава профсоюза Билл Хантер заявил журналистам, что иного решения от Фирика и не ждал. Ведь именно этот судья занимался делом Летрэлла Спрюэлла (речь идет об инциденте, когда защитник "Голден Стэйт Уорриорз" набросился с кулаками на своего тренера Пи. Джея. Карлесимо) и вынес баскетболисту суровый приговор - год дисквалификации. Видимо, этими пессимистическими ожиданиями объясняется очередное предложение профсоюза, вынесенное на рассмотрение за несколько дней до заключения Фирика. В нем шла речь о luxury tax - налоге на высокие контракты. Профсоюз предлагал облагать налогом договоры, сумма которых превышает 18 миллионов долларов в год, и отдавать эти деньги на развитие "нерентабельных" клубов. Подобная система уже исправно функционирует в бейсболе. Правда, планка в 18 миллионов выглядит смешной: в еще не стартовавшем сезоне-98/99 больше должны получать только центровой "Нью-Йорк Никс" Патрик Юинг, он же президент профсоюза, и, видимо, Майкл Джордан, если решит продолжить свою карьеру. Причем зарплата Юинга составляет 18,5 миллиона, так что "Никс" должны будут заплатить налог только с 500 тысяч долларов.
Руководство НБА изучило предложение игроков и выдвинуло свое, не менее радикальное: понизить планку до 2,6 миллиона. Цифра не случайна - такова средняя заработная плата по лиге. Хантер обиделся: "Это шаг назад!"
МИТИНГ МИЛЛИОНЕРОВ
Но вот грянул гром: НБА отменила игры первых двух недель регулярного чемпионата-98/99, Фирик разрешил владельцам команд не платить игрокам во время забастовки, и баскетболисты разом лишились 100 миллионов долларов. Прежде чем предпринимать ответные шаги, Хантеру следовало выяснить, насколько сплочены ряды забастовщиков. И он назначил сбор в... Лас-Вегасе. Сложно придумать лучшее место встречи для безработных, чем столица игорного бизнеса! Приятно, наверное, обсуждать тактику дальнейшей борьбы за свои права во время партии в покер.
В Лас-Вегас приехал весь цвет НБА: Майкл Джордан, Скотти Пиппен, Шакил О'Нил, Кевин Гарнетт, Коби Брайант, Чарльз Баркли, Карл Мэлоун. Заседание продолжалось более 5 часов, игроки поднимались на трибуну один за другим. Главным вдохновителем дальнейшей борьбы стал Джордан: "Я еще не решил, продолжу ли играть в баскетбол. Однако в любом случае в стороне от дел профсоюза не останусь. У меня есть моральные обязательства - и перед молодыми баскетболистами, и перед теми, кто играл до меня. Мы хотим работать, но Дэвид Стерн не заставит нас подписать невыгодное соглашение".
Надо заметить, что Джордан - один из трех игроков, которым спортсмены обязаны предыдущим коллективным договором между НБА и профсоюзом. Во время прошлого локаута он, Юинг и Алонзо Моурнинг поставили на кон свои контракты (самые дорогие в лиге на тот момент, тянувшие в сумме на 60 миллионов), но добились своего.
Самым ярким было признано выступление Мэлоуна. Он признался, что в прошлом часто занимал сторону бизнесменов и менеджеров, однако этим летом все изменилось: "Я могу ошибаться. Но при виде того, как представители лиги и хозяева клубов, выслушав наши предложения, встали и молча покинули зал переговоров, нетрудно было разобраться что к чему". Дэвид Робинсон, в свою очередь, рассказал, что не желал терять деньги из-за возни, затеянной профсоюзом, но в Лас-Вегасе, увидев, какое единство царит в рядах баскетболистов, пересмотрел свои позиции и тоже намерен включиться в борьбу.
На "митинг миллионеров" пригласили и профсоюзных лидеров профессиональных лиг бейсбола и американского футбола, которые тоже призывали коллег к единству и солидарности. Из классиков марксизма известно, что "единство - самый важный фактор стачечного движения". Не известно, правда, читал ли классиков Билли Хантер. Но следующая массовая акция пройдет уже через неделю в Нью-Йорке, куда на встречу с представителями лиги приглашены все без исключения (!) члены профсоюза. Неужто сотни высокорослых атлетов собираются взять штурмом штаб-квартиру НБА? И какой из крейсеров ВМФ США выступит в качестве "Авроры"?
ЛОКАУТ - КАТАСТРОФА НЕ ДЛЯ ВСЕХ
Несмотря на продемонстрированное в Лас-Вегасе единство, игроки НБА воспринимают локаут по-разному.
Кевин Гарнетт,Миннесота Тимбервулвз
Его имя упоминается почти в каждом выступлении представителей лиги. НБА не желает оставлять лазейки для контрактов вроде того, что заключил со своим клубом вундеркинд из "Миннесоты", - 123 миллиона за 6 лет.
Скотти Пиппен,Чикаго Буллз
Пиппен много лет ждал, когда закончится его контракт, он станет свободным агентом, вырвется из цепких лап скуповатого менеджера "Чикаго" Джерри Краузе и заключит договор на те деньги, которых заслуживает. Теперь этот момент наступил, однако гарантировать Пиппену серьезный заработок сейчас не может никто.
Деймон Стадемайр,Портленд Трэйл Блэйзерс
У Стадемайра закончился трехлетний контракт новичка, и он находится в ожидании серьезных предложений. Задержка, вызванная локаутом, его не волнует. Стадемайр знает, что рано или поздно он свои 10 - 14 миллионов все равно получит.
Майкл Оловоканди, Лос-Анджелес Лейкерс
Первый номер последнего драфта пребывает в прекрасном настроении: "Четыре года в университете я не получал ни цента и жил прекрасно. Если надо, могу потерпеть еще!"
Майкл Кейдж, Нью-Джерси Нетс
А вот здесь все наоборот. 36-летний ветеран, для которого сезон-98/99 вполне может стать последним, больнее многих переживает то обстоятельство, что остался без заработка. И таких, как Кейдж, в лиге очень много.
МОГУТ ЛИ ОНИ ВООБЩЕ ДОГОВОРИТЬСЯ?
На первый взгляд кажется: нашла коса на камень. НБА настаивает на жестком потолке клубного фонда зарплаты (26 миллионов), профсоюз твердит, что никогда на это не согласится. Еще одна загвоздка - "исключение Ларри Берда", которое позволяет клубам заключать со своими баскетболистами, ставшими свободными агентами, контракты на любые суммы, не учитывающиеся в общем командном бюджете. И все же, несмотря на непримиримость позиций, компромисс вполне возможен. Если профсоюз согласится на снижение планки налога на "высокие" контракты и на понижение максимального годового прироста зарплаты с 10% от общего дохода лиги до 7,5%, то соглашение может быть подписано. Правда, НБА жаждет узаконить еще одно новшество: гонорары игроков не могут составлять более 52% от общего дохода лиги в сезоне 2000/2001, более 50% - в сезоне 2001/2002 и более 48% - на следующий год. Впрочем, эти, ограничения лига готова обсуждать.
Столь жесткие лимиты необходимы НБА, чтобы обезопасить себя от убытков. При подписании последнего соглашения планировалось, что зарплаты баскетболистов не превысят 52 процентов от дохода лиги, а они выросли до 57! Руководство лиги согласно только на такой коллективный договор, который будет твердо выполняться, да еще и с подстраховкой.
Существует еще один вариант окончания локаута: чем дольше будут продолжаться переговоры, тем больше денег будут терять игроки, и среди членов профсоюза может произойти раскол. Тогда Хантеру и К°, видимо, придется принимать все условия лиги, ждать 2 - 3 года, пока НБА наберет обороты и вновь разбогатеет, а потом уже объявлять ей войну до последнего вздоха.
И наконец, третий путь. Из истории стачечного движения известно: если не помогают традиционные методы, следует прибегать к крайним. Можно, например, объявить голодовку. Желательно всем профсоюзом в полном составе. По крайней мере так баскетболисты смогут вновь завоевать популярность. Пока большинство болельщиков поддерживают владельцев клубов: сложно объяснить человеку, который, чертыхаясь, платит 50 долларов за билет, почему 10 миллионов в год - это мало.
Владимир ДИМИТРОВ