Газета Спорт-Экспресс от 26 октября 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 октября 1998 | Футбол

ФУТБОЛ

Победа сборной Латвии над норвежцами в отборочном матче Euro-2000 не только стала одной из самых громких сенсаций нынешней осени, но и резко подняла акции футбола этой балтийской страны. Свидетельство тому - приезд в Ригу по приглашению президента латвийской федерации Гунтиса Индриксона очень известного германского футбольного агента Петера Телека.

Петер ТЕЛЕК

ЗА ЮРАНА И ДОБРОВОЛЬСКОГО Я СПОКОЕН

Валерий КАРПУШКИН

из Риги

-Какими судьбами в Риге? Раньше вы были известны в странах бывшего СССР работой с российскими игроками.

- Я хочу , чтобы победа над норвежцами стала точкой отсчета подъема латвийского футбола, который и так уже всем доказал, что движется вперед. Четиль Рекдаль говорил мне, что над норвежцами теперь смеется весь мир, потому что скандинавов убедили еще до игры: мол, у Латвии слабая команда.

-То есть география ваших профессиональных интересов расширяется.

- Это неудивительно. Ведь родился я в Чехословакии, в Братиславе, работал журналистом в известном еженедельнике Start, затем переехал на постоянное место жительства в Германию, где организовал свое рекламно-спортивное агентство. Постепенно начал помогать футболистам-соотечественникам, пожелавшим играть на Западе. Среди первых моих клиентов были такие звезды, как Ондруш, Паненка, Масны. Встретился и с замечательным германским вратарем Уве Кампсом, которому тогда было всего 19 лет. Мы вместе уже почти полтора десятилетия. Сегодня мои игроки выступают в клубах Испании, Италии, Англии, Греции, Бельгии, Голландии...

-А чем вас привлекла Россия?

- Это - самая большая страна в мире и - по моей логике - должна располагать великолепными футболистами. Собственно, раньше - в шестидесятые, семидесятые, начале восьмидесятых - так оно и было. Сейчас, правда, качественный уровень российского футбола упал. Нынешнее поколение не отдает игре все, как это делали, скажем, Яшин, Метревели или Блохин. Молодые хотят только получать, а не отдавать. Впрочем, это проблема всех спортсменов из стран бывшего социалистического лагеря. Я думаю, это происходит оттого, что уже в своих "домашних" чемпионатах они получают слишком много денег, живут лучше, чем обычные люди, и, соответственно, не имеют мотивации для роста мастерства.

-К одному из ваших клиентов - Сергею Юрану - это тоже относится?

- Любой эксперт знает, что Юран - футболист как бы с двумя лицами. С одной стороны, он очень милый и сердечный человек, с другой - у него не всегда есть силы побороться с судьбой. Он и сегодня называет лучшим своим тренером Валерия Лобановского, считая, что именно тот сделал из него классного нападающего. Однако где-то в Португалии Юран потерял свою динамичность. Он там был почти полубогом, около его дома постоянно толпились поклонники, журналисты. И как личность он остановился в развитии.

-Но ведь его выступления за дюссельдорфскую "Фортуну" доказали, что Юрана еще рано списывать со счетов.

- Действительно, именно там он убедил всех, что может еще быть прежним Юраном, который умеет биться на поле. Он получил потом много приглашений из клубов бундеслиги - его звали "Штутгарт", "Гамбург", "Кельн". Но наибольшую активность и заинтересованность проявлял Клаус Топпмеллер из "Бохума". Вот мы с Сергеем и решили, что пойдем к нему. И Юран начал там просто великолепно. Он, по сути, в одиночку победил "Трабзонспор", но затем совершил оплошность, из-за которой потерял водительские права. Журналисты моментально из этого сделали бомбу, а Юран оказался к скандалу совершенно не готовым в моральном плане. Так он не пришел в себя и до сих пор.

-Затем ему еще поставили в вину поездку в Швецию на матч сборной России, после чего он стал в "Бохуме" чуть ли не персоной нон грата.

- Тут, по моим данным, ошибся не Юран, а Российский футбольный союз, который прислал факс в "Бохум" всего за неделю до матча, хотя полагается делать это не меньше, чем за две. Юран не знал этого и улетел в Швецию. Клуб же не простил ему своеволия.

-Однако ваш же суд признал правым футболиста.

- Признать-то признал, но играть за "Бохум", по понятным причинам, Юран все же больше не будет. Мы ищем сейчас компромиссное решение и уже близки к нему. Вскоре Сергей выйдет на поле, только выступать он будет, конечно же, за пределами Германии. Где конкретно? Позвольте мне пока об этом не говорить, чтобы не сглазить.

-У другого вашего клиента из России - Игоря Добровольского - дела вроде бы обстоят куда лучше.

- Я очень рад, что могу работать с таким великолепным футболистом, но и у него есть проблемы в клубе. Правда, причины здесь, если сравнивать с Юраном, совсем другие. Тренер дюссельдорфской "Фортуны" Клаус Аллофс наделал слишком много ошибок, а затем решил обвинить в неудачах Добровольского. И объявил ему чуть ли не войну. А тот ничего, кроме пользы, клубу не приносил, был всегда лояльным к "Фортуне". Оттого я и делаю вывод, что в этой войне может быть только один победитель - Добровольский.

-С кем-нибудь еще из русских футболистов вам приходилось работать?

- Я не беру любого русского футболиста. Меня интересуют только квалификация и профессиональное отношение к делу - а у многих выходцев из России этих качеств нет. Я, например, ошибся с торпедовцем Глебом Панферовым, который играл хуже, чем германские футболисты из пятой лиги. А ведь менеджер, или, как его еще называют, агент ФИФА, не может позволить себе ошибаться слишком часто.

-Означает ли это, что сейчас в России вас никто не привлекает?

- Вовсе нет. Мне нравится новое поколение "Спартака". Я очень уважаю работу Олега Романцева и Григория Есауленко, которые, несмотря на тяжелейшие условия, стремятся создать команду международного уровня. Я уважаю и работу Валерия Газзаева, который также на правильном пути. Так что мои отношения с российским футболом находятся в постоянном развитии.