Газета Спорт-Экспресс № 245 (1854) от 3 ноября 1998 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 3 ноября 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1 от "СЭ"

ДУЭЛЬ "МАКЛАРЕНА" И "ФЕРРАРИ": ШАГ ЗА ШАГОМ

АВСТРАЛИЯ

Хаккинен - 10, Шумахер - 0

Из-за ошибки команды на пит-стопе финн утратил лидерство в гонке, однако победу ему благородно отдал партнер по команде Дэвид Култхард. Шумахер, провалив старт, на 5-м круге сошел из-за отказа мотора. Преимущество "Макларенов" было подавляющим: третий призер гонки отстал от "серебряных стрел" на круг!

Комментарий Хаккинена: "Вся команда внесла свою лепту в эту победу. Однако главное, чего я никогда не забуду, это джентльменский жест Дэвида. Честное слово, "Формула-1" знает совсем мало примеров такого великодушия".

Комментарий Култхарда: "Еще до гонки мы договорились: тот из нас, кто выиграет старт, будет иметь приоритет на победу в гонке. Ввязавшись в борьбу друг с другом, мы не имели права рисковать командным результатом. Когда по радио из боксов мне сообщили, что Мика потерял лидерство из-за ошибки команды, я принял решение восстановить справедливость. Нисколько не сомневаюсь, что, поменяйся мы ролями, Мика сделал бы то же самое".

После гонки в Альбертпарке спортивный глава "Феррари" Жан Тодт инициировал коллективный протест семи команд против маклареновского "ноу-хау" - диагональной системы тормозов.

FIA специальным указом запретила командную тактику, мотивируя это тем, что действия Култхарда и Хаккинена в Мельбурне исказили результат гонки.

Чемпионат: 10:0

БРАЗИЛИЯ

Хаккинен - 10, Шумахер - 4

Второй в сезоне (и третий подряд после Хереса-97) уверенный дубль "Макларена". Шумахер не имел реальных шансов бороться за победу.

Комментарий Хаккинена: "Интерлагос - по-настоящему трудная трасса, но я ее очень люблю. После того как я выиграл старт, почти не нервничал - знал, что моему единственному сопернику, Дэвиду, будет весьма сложно на трассе такого типа держаться следом за мной".

Накануне квалификации коллегия комиссаров FIA в составе трех человек приняла решение запретить использование диагональной тормозной системы, однако на преимуществе "Макларена" это не отразилось.

Чемпионат: 20:4

АРГЕНТИНА

Шумахер - 10, Хаккинен - 6

Победу Скудерии принесла рискованная тактика с двумя пит-стопами, оказавшаяся удачной, и, прямо скажем, спорный маневр Шумахера, который на 5-м круге атаковал лидировавшего Култхарда и выбил его с трассы, после чего удержал первое место до финиша. Хаккинен из-за не лучшей тактики (один пит-стоп, перегруженная машина) оказался вторым.

Комментарий Шумахера: "Что касается столкновения с Култхардом, то еще на предыдущем круге я заметил, что в этот поворот он входит очень широко, и решил атаковать. Однако он почему-то решил "хлопнуть калиткой". Моя машина была повреждена, и пришлось приложить немало усилий, чтобы выиграть гонку".

Комментарий Хаккинена: "Второе место - объективно максимальный результат, на который я мог рассчитывать в этот уик-энд".

Чемпионат: 26:14

САН-МАРИНО

Шумахер - 6, Хаккинен - 0

Выиграл Култхард: шотландец, захватив лидерство со старта, не упустил его до финиша. Шумахер составить настоящую конкуренцию шотландцу не смог. Хаккинен сошел на 18-м круге - в коробке передач оказалась шестеренка из бракованного металла. Не обошлось без проблем и на "Макларене" Култхарда: ближе к финишу гонки подскочила температура масла в коробке передач.

Комментарий Култхарда: "Отличный уик-энд! Я знал, что Мика сошел, но не знал, почему. Оно и к лучшему. Однако предпочел во второй половине гонки движок не насиловать".

Комментарий Шумахера: "Ближе к финишу я атаковал на пределе, но Дэвид был слишком далеко и очень хорошо контролировал гонку".

Чемпионат: 26:20

ИСПАНИЯ

Хаккинен - 10, Шумахер - 4

Против очередного дубля "Макларена" аргументов у Шумахера не нашлось. После проваленного старта немец к тому же заработал 10-секундный штраф "стоп-энд-гоу". Третье место досталось ему во многом благодаря столкновению между Ирвином и Физикеллой.

Комментарий Хаккинена: "Было довольно легко, хотя в самом конце, после второго пит-стопа, Дэвид заставил меня немного понервничать".

Комментарий Шумахера: "Я провалил старт - слишком сильно провернулись колеса, а потом превысил скорость на пит-лайн во время первого заезда в боксы. Возможно, мой лимитатор не работал как следует. Но ничего не потеряно - несколько следующих гонок пройдут на трассах, которые хороши для "Феррари".

Чемпионат: 36:24

МОНАКО

Хаккинен - 10, Шумахер - 0

Безошибочная гонка финна при старте с поула - и более чем впечатляющая победа. Шумахер, на 38-м круге спровоцировавший столкновение с Вурцем, повредил треугольник подвески своей машины и после долгого пит-стопа вернулся на трассу с отставанием от лидера более трех кругов. Финишировал 10-м, чуть было не став автором еще одного столкновения - на этот раз с Диницем.

Комментарий Хаккинена: "Победа в Монако - нечто особенное для любого пилота. Подумать только, до этого я семь раз стартовал здесь - и ни разу не добирался до финиша, хотя и получил очки в 96-м".

Комментарий Шумахера: "Не могу обвинять Вурца в столкновении - это был чисто гоночный инцидент".

Чемпионат: 46:24

КАНАДА

Шумахер - 10, Хаккинен - 0

Старт гонке давали дважды из-за массовых столкновений в первом повороте. После повторного старта финн сошел (коробка). После этого гонка трижды прерывалась пейс-карами. Выиграл Шумахер, наказанный штрафом "стоп-энд-гоу" за атаку на Френтцена в тот момент, когда гонка была остановлена машиной безопасности.

Чемпионат: 46:34

ФРАНЦИЯ

Шумахер - 10, Хаккинен - 4

Снова повторный старт. Первый уверенно выиграл Хаккинен, второй - после спорного красного флага (авария Ферстаппена) для "Макларена" был неудачным. Первый дубль "Феррари" в сезоне. Победа Шумахера - во многом заслуга "буфера" в лице Эдди Ирвина. Единственная ошибка Хаккинена в сезоне: вылет после попытки атаковать ирландца.

Комментарий Хаккинена: "Первый старт был отличный, второй - ужасный. Я предпринял несколько попыток атаковать Ирвина, но быстро понял, что рискую закончить этот уик-энд ни с чем. Четыре очка лучше, чем ничего".

Комментарий Шумахера: "С точки зрения моих шансов в чемпионате, эта победа очень важна. Она важна и для команды - очень давно "Феррари" не делала дублей. Шесть очков отставания от Хаккинена - это мизер".

Чемпионат: 50:44

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Шумахер - 10, Хаккинен - 6

Вмешательство пейс-кара лишило Хаккинена 40-секундного преимущества над Шумахером в дождевой гонке. На 42-м круге финн, поскользнувшись в луже, вылетел и повредил элерон. Шумахер, наказанный очередным "стоп-энд-гоу" за обгон под желтым флагом, выиграл гонку, финишировав в... боксах! Первый случай в истории "Больших призов".

Комментарий Хаккинена: "Ощущаю страшное разочарование. Сначала все шло отлично, но после того, как в гонку вмешался пейс-кар, дела пошли из рук вон плохо. Поскользнувшись в луже, я повредил машину, и ею стало практически невозможно управлять. Поэтому в конце ничего не мог противопоставить Шумахеру".

Комментарий Шумахера: "К моему полному восторгу, вмешался пейс-кар. Очень вовремя - пилотировать в таких условиях было очень опасно. До сих пор не пойму, за что меня наказали этими десятью секундами?!"

Чемпионат: 56:54

АВСТРИЯ

Хаккинен - 10, Шумахер - 4

15-круговая очная дуэль финна и немца закончилась в пользу Хаккинена. Шумахер ошибся, вылетел, повредил машину. Погоня увенчалась успехом: третье место немцу отдал Ирвин. Потрясающий подъем Култхарда: после квалификации он был 14-м, после столкновения на 3-м круге практически утратил шансы на хороший результат, но ценой великолепного пилотажа стал 2-м.

Комментарий Хаккинена: "Этот этап был предельно важен, ведь после Сильверстоуна Шумахер отставал только на 2 очка. Моя команда сыграла очень важную роль в этой победе".

Комментарий Култхарда: "Здорово снова, после такого перерыва, закончить гонку на подиуме".

Комментарий Шумахера: "После всего, что случилось, я мог разве что мечтать о четырех очках. Но на самом финише у Эдди возникли проблемы с тормозами, и мне удалось его опередить".

Командная тактика "Феррари" - ни у кого не было сомнений, что Ирвин пропустил Шумахера по приказу из боксов - не встретила никакой критики со стороны FIA. Напротив, боссы выдали Скудерии индульгенцию: по их мнению, это не имело ничего общего с Мельбурном, поскольку Ирвин действовал... в интересах чемпионата.

Чемпионат: 66:58

Накануне австрийской гонки патрон "Макларена" Рон Деннис открыто дал понять, что автомобиль соперников, "Феррари" F300, не является полностью легальным с точки зрения технического регламента. Деннис (в приватной обстановке) предупредил президента "Феррари" Луку ди Монтеземоло и Жана Тодта. что намерен подать официальный и хорошо аргументированный протест.

ГЕРМАНИЯ

Хаккинен - 10, Шумахер - 2

Полный провал немца в квалификации - 9-е место. Бесцветная гонка. Очередной дубль "Макларена". Финн финишировал первым, несмотря на то, что на финише мотор его "Макларена" терял масло.

Наблюдатели в один голос отметили, что в Хоккенхайме F300 была не похожа сама на себя. Английская автоспортивная пресса, с начала сезона внимательно следившая за "Феррари", сообщила, что в Германии не было поляка Тадеуша Чапского, "компьютерного гения" команды, работающего с Шумахером (и только с ним) начиная с "Бенеттона"-94 и составляющего так называемую электронную карту двигателя, эффект которой сравним с запрещенными техническим регламентом ABS и traction control.

Чемпионат: 76:60

ВЕНГРИЯ

Шумахер - 10, Хаккинен - 1

Смелая тактика трех пит-стопов принесла победу Шумахеру. Лидировавший до 47-го круга финн уступил лидерство на пит-стопе, а затем с трудом довел гонку до финиша из-за поврежденного фрагмента передней подвески.

Комментарий Хаккинена: "После второго пит-стопа машина стала практически неуправляемой, особенно на кочках и в поворотах. Причину этого еще предстоит выяснить. Однако семь очков разницы между мной и Шумахером - не очень комфортно для меня, но здорово для чемпионата".

Комментарий Шумахера: "Я страшно доволен тем, что удалось сократить мое отставание от Хаккинена с 16 очков до 7. Эта победа - одна из самых волнующих для меня, и хочу поблагодарить всех моих фанов, вдохновивших меня на этот успех".

Чемпионат: 77:70

БЕЛЬГИЯ

Хаккинен - 0, Шумахер - 0

Всеобщий вылет из-за столкновений. Страшную аварию на первом старте спровоцировала атака Ирвина на Култхарда. После повторного старта Хаккинен выбыл из гонки после атаки Шумахера. На 38-м круге последний, лидируя с полуминутным преимуществом, при обгоне на круг ошибся и врезался в Култхарда. Страсти между двумя командами достигли апогея.

После аварии Шумахер ворвался в боксы "Макларена" с криками "Ты хотел убить меня". Драку между ним и Култхардом предотвратили механики обеих команд. Стюарды "Гран-при" не нашли в действиях шотландца никакого умысла, однако "Феррари" в нескольких подряд коммюнике недвусмысленно давала понять, что Култхард спровоцировал столкновение умышленно. На тестах в Монце, проводившихся сразу после Спа, гонщики "Макларена" передвигались под охраной телохранителей.

Чемпионат: 77:70

ИТАЛИЯ

Шумахер - 10, Хаккинен - 3

Накануне гонки последовало публичное примирение Шумахера и Култхарда. Страсти слегка утихли. Лидировавший первые 7 кругов Хаккинен с трудом закончил гонку 4-м из-за проблем с тормозами. Лидерство Шумахеру досталось после схода Култхарда (отказ мотора). "Феррари" сделала второй дубль в сезоне.

Комментарий Хаккинена: "За семь кругов до финиша начались проблемы с тормозами, и мне пришлось максимально сбросить скорость. Надеюсь, что две оставшиеся гонки сложатся удачнее. Рассчитываю на Нюрбургринг, это ведь родная территория "Мерседеса".

Комментарий Шумахера: "Потрясающий результат! Я просто счастлив. Мне удалось опередить Мику в тот момент, когда мы оба оказались в дыму из-за сгоревшего мотора Култхарда. Видимость была нулевая, и Хаккинен, страхуясь, зашел в поворот чуть шире, чем я и воспользовался!"

Чемпионат: 80:80

ЛЮКСЕМБУРГ

Хаккинен - 10, Шумахер - 6

После поражения в квалификации ("Феррари" заняла первую линию целиком) Хаккинен провел потрясающую гонку и одержал победу, побив немца его же оружием. Выйдя на второе место после обгона Ирвина, Хаккинен захватил лидерство после первого пит-стопа, после чего, выиграв очередную очную дуэль у Шумахера, совершил второй безупречный пит-стоп и вернул себе единоличное лидерство в чемпионате.

После гонки патрон "Макларена" Рон Деннис признался, что его команда сумела перехитрить "Феррари". Преимущество Скудерии в скорости в пятницу и субботу объяснялось тем, что и Култхард, и Хаккинен ездили с более полными, чем обычно, топливными баками. Соперники, поверив, что наконец-то обогнали конкурента, немного расслабились - и поплатились за это.

Чемпионат: 90:86

СУЗУКА

Хаккинен - 10, Шумахер - 0

Ситуация повторилась: снова Шумахер одержал потрясающую победу в квалификации. Однако вновь оказалось, что успех обманчив: "Макларен" снова пожертвовал квалификацией, чтобы вынудить Скудерию сделать выбор в пользу максимально мягкой резины. Во время гонки именно выбор резины сыграл роковую роль. Старт гонке давали трижды. Во время второго Шумахер совершил ошибку и заглушил мотор, из-за чего вынужден был уходить в гонку последним. Однако уже на первых кругах сумел подняться с 21-го на 7-е место, после первой серии пит-стопов уже был 3-м. Стремясь догнать и обойти ехавшего 2-м Ирвина, он переусердствовал и на 31-м круге сошел после того, как взорвалась покрышка. Хаккинен, легко лидировавший со старта до финиша, впервые в карьере стал чемпионом мира.

Комментарий Хаккинена: "Когда "Феррари" Михаэля передвинули на последнюю линию поля, внутренне я облегченно вздохнул. После чего предпринял колоссальные усилия, чтобы снова взять себя в руки: нельзя было расслабляться, чтобы не совершить роковой ошибки. К тому же в непосредственной близости от меня оставался Ирвин, но мне удалось удержать его на безопасном расстоянии. Когда Рон Деннис сообщил мне по радио, что Михаэль сошел, мне внезапно захотелось выскочить из кок-пита и запеть. Но Рон как заведенный повторял: "Не расслабляйся, не расслабляйся!" Я с трудом дотерпел до финиша. А уже в закрытом парке вспомнил слова, которые сказал мне здесь же, на Сузуке, в 1996-м Дэмон Хилл. Мы поднимались на подиум, он вдруг обернулся, взял меня за плечо и произнес: "Придет день - и ты тоже будешь стоять на виду у всех победителем". Еще я помню, как на пресс-конференции два года назад Дэмон говорил, что еще не осознал того, что сделал. Я тоже пока еще ничего не осознал. Может, через день. Или через два. Или через месяц. Сейчас знаю только одно: я вкалывал не прекращая с момента моего прихода в "Формулу-1" - и этот труд наконец-то принес результат. Тот результат, которого от меня ждали".

Чемпионат: 100:86

ХАККИНЕН - ШУМАХЕР: 20-й СУПЕРФИНАЛ ЗА 49 ЛЕТ

"Гран-при Японии"-98 на Сузуке в юбилейный, 20-й раз назвал имя очередного чемпиона мира в последней гонке сезона.

1950, Монца(Италия): в споре трио "Альфа Ромео" Фанхио - Фаджиоли - Фарина чемпионом стал Джузеппе Фарина.

1951, Педраблес(Испания): победителем в диспуте Фанхио ("Альфа Ромео") и Аскари ("Феррари") стал Фанхио.

1956, Монца(Италия): Фанхио выиграл у своего партнера по "Феррари" Коллинза.

1958, Касабланка(Марокко): очередной титул для "Феррари" в поединке с Моссом ("Вануолл") добыл Хоторн.

1959, Сербинг(США): два "Купера" (Брэбхэм и Мосс) сражались против "Феррари" Брукса. Выиграл Брэбхэм.

1962, Ист-Лондон(ЮАР): чисто британский финал, в котором Грэм Хилл (БРМ) выиграл у Кларка ("Лотус").

1964, Мехико: к Грэму Хиллу и Кларку присоединился Сертиз на "Феррари", который и выиграл.

1967, Мехико: поединок партнеров по "Брэбхэму" - самого "Блэк" Джека и Хьюльма - выиграл более молодой новозеландец.

1968, Мехико: снова Хьюльм, на этот раз на "Макларене", соперничал с Грэмом Хиллом ("Лотус") и Стюартом ("Матра"). Выиграл Хилл.

1974, Уоткинс Глен(США): Фиттипальди на "Макларене" стал чемпионом в споре с Шектером на "Тиррелле" и Регаццони на "Феррари".

1976, Маунт Фуджи(Япония): Лауда на "Феррари" не смог отстоять титул в споре с Хантом на "Макларене".

1981, Лас Вегас(США): первый титул Пике ("Брэбхэм") достался в борьбе с Лаффитом на "Лижье" и Рейтеманном на "Уильямсе".

1982, Лас Вегас: Росберг на "Уильямсе" переборол Уотсона на "Макларене".

1983, Кьялами(ЮАР): поединок Проста ("Рено"), Пике ("Брэбхэм") и Арну ("Феррари") принес второй титул Пике.

1984, Эшторил(Португалия): Лауда не дал своему партнеру по "Макларену" Просту выиграть его первый чемпионат.

1986, Аделаида(Австралия): Прост ("Макларен") превзошел превосходящие силы противника в лице "Уильямсов" Пике и Мэнселла.

1994, Аделаида: первый титул Шумахера ("Бенеттон") родился в столкновении с Дэмоном Хиллом ("Уильямс").

1996, Сузука(Япония): домашняя дуэль для "Уильямса", в которой Дэмон Хилл был сильнее Вильнева.

1997, Херес(Испания): вторая попытка Шумахера ("Феррари") решить спор за корону в свою пользу путем столкновения завершилась победой Вильнева ("Уильямс").

1998, Сузука(Япония): третий за последние пять лет суперфинал с участием Шумахера ("Феррари") - и второе поражение немца: выиграл Хаккинен на "Макларене".

Рекордсменами по этим финалам являются Фанхио, Грэм Хилл, Пике, Прости Шумахер, каждый из которых трижды сражался за титул в последней гонке сезона, - из этих пяти лишь четверо первых выиграли по два таких поединка, Шумахер два проиграл. Из команд чаще других дело до последнего доводила "Феррари" - Скудерия 9 раз имела шанс выиграть чемпионат в последней гонке, и лишь трижды в этом преуспела. "Макларен" из семи таких поединков выиграл пять, "Уильямc" - из шести три. Абсолютными же рекордсменами являются, увы, уже не существующие "Альфа Ромео" и "Брэбхэм" - первые выиграли два финала из двух, вторые - три из трех.

АБСОЛЮТНАЯ ПОБЕДА: КУБОК ПЛЮС ЧЕМПИОНАТ

Если чемпионский титул в "Ф-1" разыгрывается уже 49 лет, то Кубок конструкторов - своего рода командное первенство - был введен лишь с 1958 года. И "Макларен" стал за эти 40 лет самой "жадной" командой чемпионатов, 9 раз завершив сезон победами в обеих номинациях.

9

"Макларен"

6

"Уильямс", "Лотус"

5

"Феррари"

2

"Брэбхэм","Купер"

1

"Тиррелл", "Матра", "Бенеттон", "БРМ"

КОГДА ТИТУЛ - ДЕЛО ДОМАШНЕЕ

Сезон-98 оказался для "Макларена" довольно продуктивным: если бы не коллективные усилия "Феррари", в едином порыве работавшей на Михаэля Шумахера, то, возможно, подопечным Рона Денниса удалось бы сделать победный дубль в чемпионате, завоевав для команды титулы чемпиона и вице-чемпиона мира. Пока по этому показателю в рекордсменах ходит "Уильямc" - пять дублей, хотя стоит отметить, что в прошлом году занявшего 2-е место Шумахера, если помните, изгнали из общего зачета, после чего титул вице-чемпиона мира и достался Френтцену.

5

"Уильямс" (87, 92-93, 96-97)

3

"Макларен" (84, 88-89)

"Феррари" (52*, 61, 79)

1

"Лотус" (78)

"Брэбхэм" (67)

"Мерседес" (55)

"Альфа Ромео" (50*)

Значок * означает, что в эти сезоны команда добивалась хет-трика: все три первых места по итогам чемпионата занимали ее гонщики. Однако сейчас такое невозможно, ведь за команду могут ездить только два пилота.

МОТОР - САМОЕ УЯЗВИМОЕ МЕСТО

Самой популярной причиной, по которой гонщики в сезоне-98 раньше времени покидали трассу, была поломка мотора: из 153 сходов 30 случились из-за неприятностей с двигателем. Абсолютным рекордсменом в этом показателе стала "Феррари", лишь однажды, в самом начале сезона, вынужденная прекратить гонку по причине сгоревшего мотора.

Мотор - 19,7

Коробка передач - 15,7

Столкновение - 11,7

Разворот - 11

Вылет с трассы - 9

Гидравлика - 4,6

Авария - 4,6

Акселератор - 4

Трансмиссия - 4

Колеса - 3,3

Другое - 12,4