Газета Спорт-Экспресс № 245 (1854) от 3 ноября 1998 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 3 ноября 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1 от "СЭ"

КОМАНДЫ В СЕЗОНЕ-98. Экспертиза "СЭ"

WEST McLAREN MERCEDES

В "Ф-1" с 1966 года. За это время британская конюшня 476 раз выходила на старт "Гран-при", 92 раза ее гонщики выигрывали квалификации, 116 раз были первыми на финише, установив при этом 80 рекордных кругов по ходу гонки. На счету "Макларена" 8 Кубков конструкторов и 10 побед в чемпионатах мира, которые одерживали 6 гонщиков.

В схватку за титул чемпиона мира и Кубок конструкторов команда возвратилась после четырехлетнего перерыва: правда, чемпионаты 1992 и 1993 годов закончились поражением в обеих номинациях. Босс "Макларена" Рон Деннис установил своего рода рекорд "Формулы-1" - под его руководством "Макларен" уже во второй раз возвращается на вершину после нескольких лет неудач, причем оба раза Деннису понадобилось на это меньше 4 лет (он возглавил "Макларен" в конце 80-го, а в 84-м уже выиграл чемпионат и Кубок).

"Макларен" МР4/13, первая машина команды из Уокинга, созданная при участии Эдриана Ньюи, безусловно, лучший болид 49-го чемпионата мира, особенно в том, что касается аэродинамики, а 10-цилиндровый 800-сильный двигатель Mercedes FO 110G, созданный Марио Иллиеном, - один из самых мощных и легких. Однако из-за технических проблем и некоторых ошибок команды преимущество "Макларена" над конкурентами оказалось не столь велико, как можно было предположить на старте. Тем не менее сезон-98 "Макларен" может считать вполне удавшимся: 9 побед при 12 поулах дают процент успеха 56,25. Совсем неплохо, если принять во внимание, что превзойти рекорд сезона 1988 года, когда Ален Прост (2/7) и Айртон Сенна (13/8) выиграли 15 квалификаций из 16 и одержали столько же побед в "Гран-при" (процент успеха 93,7), невозможно. Или по крайней мере очень и очень трудно.

SCUDERIA FERRARI MARLBORO

В "Ф-1" с 1950 года. За это время итальянская команда приняла участие в 603 "Гран-при", ее гонщики 124 раза стартовали с поул-позишн и 119 раз первыми добирались до финиша, установив по пути 133 рекорда круга в гонке. На счету "Феррари" 8 побед в Кубке конструкторов и 9 титулов чемпиона мира, которыми владели 7 пилотов.

Сезон-98 стал для легендарной команды-старожила "Больших призов" одним из самых успешных: 6 побед Михаэля Шумахера в "Гран-при" и 3 поула дали процент успеха 37,5. Более впечатляющего результата за всю историю команды ее гонщики добивались лишь в 1952-53 годах: в 52-м в 8 гонках было 7 поулов и 7 побед (Альберто Аскари - 5 и 6 соответственно), процент успеха - 87,5, в 53-м 9 гонок принесли 6 поулов и 7 побед (Аскари - 6/5), процент успеха 77,7.

В межсезонье команда проделала колоссальную работу, цель которой была достигнута - чемпион-97, команда "Уильямс", оказался позади. Однако уже на предсезонных тестах стало ясно, что погоня только начинается, ведь вперед вырвался "Макларен", который в "Феррари" зимой явно недооценили. Невероятная погоня за "серебряными стрелами" заставила "Феррари" работать на пределе своих довольно солидных возможностей. К концу чемпионата первая "Феррари" авторства Рори Бирна - F300 - с 10-цилиндровым 800-сильным двигателем Ferrari 047d по праву может считаться одной из лучших машин чемпионата, а с точки зрения надежности - просто лучшей.

Чемпионат-98 в исполнении "Феррари" отличался от чемпионата-97 главным образом тем, что и второй пилот команды, Эдди Ирвин, время от времени вмешивался в дележку очков, что позволило Скудерии вплоть до финиша вести борьбу за Кубок конструкторов.

WINFIELD WILLIAMS

В "Ф-1" с 1973 года (ISO, как "Уильямс", - с 1978-го). На старт "Больших призов" английская команда выходила 395 раз. За четверть века пилоты команды 108 раз были лучшими в квалификации, выиграли 103 "Гран-при" и 109 раз показывали лучшее время на круге в гонке. На счету "Уильямса" 9 Кубков конструкторов и 7 чемпионских титулов, выигранных семью разными пилотами.

Такого провала в сезоне-98 от конюшни, сделавшей в предыдущем году очередной дубль, не ожидал никто: ни одной победы и ни одного поула - в последний раз такой плачевный результат наблюдался в тот год, когда Фрэнк Уильямc дал команде свое имя. Впрочем, "тайм-аут" можно было предсказать: в разработке шасси FW20 не принимал участия Эдриан Ньюи, автор всех победных "Уильямсов" 90-х годов, который не сотрудничал с командой с начала прошлого года. К тому же покинул гонки концерн "Рено", ему на смену пришла фирма "Мекахром", занимавшаяся лишь тюнингом 750-сильного 10-цилиндрового двигателя RS9, которым под именем Mecachrome GC37-01 снабжались "Уильямc" и "Бенеттон". Еще одной причиной провала команды можно назвать отсутствие в ее рядах хороших тест-пилотов, способных работать с техникой на том уровне, на котором это с 1991 года делал Дэмон Хилл, а затем Жан-Кристоф Буллион (1996 - 1997).

Команда не впервые оказывается в подобной ситуации. "Уильямсу", угодившему в кювет в 1988-м (команда лишилась мотора "Хонда" и вынуждена была в ожидании "Рено" ездить на "Джадде"), понадобилось неполных четыре года, чтобы вернуться на вершину. Видимо, сейчас фанам "Уильямса" предстоит более длительное ожидание - только в 2000 году у команды будет эксклюзивный мотор (БМВ), а как показывает опыт "Рено" и "Мерседеса", на то, чтобы сделать побеждающий мотор, требуется от трех до четырех сезонов.

Таким образом, рекордным для "Уильямса" остается сезон-96: 12 поулов и 12 побед в "Гран-при", завоеванных Дэмоном Хиллом (9/8) и Жаком Вильневом, дали 75% успеха. Наивысшее же число поулов - 15 - в одном сезоне у "Уильямса" было дважды: в 92-м (Мэнселл/Патрезе) и 93-м (Прост/Хилл).

BENSON&HEDGES JORDAN

В "Ф-1" с 1991 года. За это время ирландская команда приняла участие в 130 гонках. Лишь по разу гонщикам этой команды доставались победы в квалификации и в "Гран-при". Быстрейших кругов в истории команды было 2. Лучший результат в Кубке конструкторов - 4-е место - достигнут в нынешнем сезоне. Наивысшее место в общем зачете чемпионата мира - 6-е.

В прошлом году команде Эдди Джордана для того, чтобы впервые в формулической истории выиграть гонку и, возможно, ввязаться в борьбу за чемпионский титул, не хватило опыта: шасси J197, созданное Гэри Андерсоном, и мощный и надежный двигатель Peugeot V10 позволяли это сделать. Но тогда у Джордана не было Дэмона Хилла. В этом сезоне чемпион мира в команде уже был. Однако планам помешал рок, преследующий конструкции Андерсона - у него год на год не приходится: 1998 не шел ни в какое сравнение со своим предшественником. К тому же произошла и смена мотористов - японскому 10-цилиндровому двигателю Mugen Honda MF 301 НС явно не хватало не только мощности (всего 670 л.с.!), но и надежности. По этой причине начало сезона-98 можно считать для "Джордана" провальным.

Перелом наступил на "Гран-при Великобритании", где обязанности технического директора вместо Андерсона начал исполнять экс-тиррелловец Майк Гаскойн, отменный специалист в аэродинамике. Он, как мог, "подлечил" шасси, японцы, отреагировав на критику Хилла, наконец-то сделали более мощный и надежный мотор - и во второй половине чемпионата "Джордан" всерьез повел борьбу за 3-е место в Кубке конструкторов. В конце лета и начале осени ирландская конюшня по результативности временами превосходила "Макларен" и соперничала с "Феррари"! Первая в истории "Джордана" победа, одержанная в Спа Хиллом, и первый же в истории команды дубль, сделанный там же при поддержке Ральфа Шумахера, стали своего рода сигналом к тому, что в "Больших призах" появилась еще одна команда, отнюдь не теоретически претендующая на почетную приставку "топ".

Процент успеха считать бессмысленно, однако деталь: "Джордан" - единственная кроме "Феррари" и "Макларена" команда, в сезоне-98 выигрывавшая "Гран-при"! С 1988 года "Джордан" - первая команда, вклинившаяся в ряды "большой четверки", которую 11 лет без перерыва составляли "Уильямc", "Феррари", "Макларен" и "Бенеттон".

MILD SEVEN BENETTON

В "Ф-1" с 1981 года (до 1986-го выступала под названием Toleman). За это время команда, начавшая биографию как английская, а с 1996 года выступающая под итальянским флагом, провела 267 "Гран-при", ее гонщики 16 раз стартовали с поул-позишн, 27 раз первыми заканчивали гонки и 38 раз устанавливали лучшее время на круге. На счету "Бенеттона" один Кубок конструкторов и два чемпионских титула, завоеванных Михаэлем Шумахером.

Тех, кто ждал от "Бенеттона" великолепного сезона, постигло разочарование. Впрочем, иначе вряд ли могло быть, ведь в 1997-м команда вынуждена была серьезно перекраивать свои ряды. "Бенеттон" возглавил новый спортивный директор Дэвид Ричардc, старый же, Флавио Бриаторе, ушедший из команды в следствие серьезных разногласий финансового характера с семейством Лючано Бенеттона, оставил после себя много проблем как организационного, так и чисто технического характера. Не мог не сказаться на результатах команды и тот факт, что в ее рядах сейчас - два безусловно талантливых, но весьма неопытных гонщика. А именно опыт необходим в первую очередь для доводки новых для команды шасси В198, которые, пожалуй, впервые были спроектированы по замыслу Ника Вирта, считающегося (пока, правда, не слишком обоснованно) одним из самых талантливых молодых дизайнеров "Ф-1". Тюнинговый 750-сильный мотор Mecachrome GC 37-01, естественно, не мог компенсировать слабости шасси, как не могла сделать этого и резина Bridgestone: японская гоночная "обувь" кое-как выручала "Бенеттон" только в самом начале сезона - до тех пор, пока за дело под нажимом "Феррари" всерьез не взялся Goodyear. Когда ждать выхода команды из пике? По словам Ричардса, на это "Бенеттону" понадобится как минимум четыре года. Однако после того как Ричардc, не дожидаясь окончания сезона, расторг контракт (из-за разницы во взглядах на то, в каком направлении должна двигаться команда дальше, пояснил он) и его место занял 29-летний младший сын Лючано Рокко Бенеттон, не имеющий ни малейшего опыта работы в "Ф-1", этот срок может затянуться на неопределенное время.

Единственный поул, завоеванный Джанкарло Физикеллой в дождевой квалификации в Австрии, не подкрепленный победами, не дает оснований подсчитывать процент успеха. Сезон-95 - 11 побед при 4 поулах (Шумахер - 9/4) - таким образом остается в биографии команды самым продуктивным: процент успеха 64,7. Нынешний же сезон в актив команде никак не занесешь: в последний раз "Бенеттон" занимал столь низкое место в Кубке конструкторов в 1987 году!

RED BULL SAUBER PETRONAS

В "Ф-1" с 1993 года. За это время 97 раз выходила на старт "Гран-при", но пока пилотам этой швейцарской команды ни разу не удавалось побеждать в квалификациях и гонках, как и показывать лучшее время на круге. Наивысшее место в Кубке конструкторов - 6-е, лучшее место в чемпионатах мира - 9-е.

В нынешнем сезоне подопечные Петера Заубера сделали, пожалуй, первый по-настоящему широкий шаг к тому, чтобы избавиться не только от печального эпитета "аутсайдер", но и к тому, чтобы окончательно изжить пораженческий дух. В рядах команды из Хинвилла произошли серьезные перемены: технические кадры пополнились, к примеру, опытными Тимом Престоном (гоночный инженер Хилла в "Уильямсе") и Эндрю Тилли (экс-"Джордан"), а созданный Лео Рессом "Заубер" С17 с улучшенной аэродинамикой впервые в истории команды пилотировал по-настоящему высококлассный гонщик, заслуженно пользующийся славой топ-пилота, - Жан Алези. Именно француз стал тем стимулом, который вынудил команду перестраивать психику, ведь Жан привык ставить перед собой только самые высокие цели, и традиционные для команд второго эшелона гонки "на доезд" его никогда не устраивали. Хорошее подтверждение этому было получено Заубером в Цельтвеге, где Алези провел лучшую в истории "Заубера" квалификацию, - 2-е место. Более впечатляющего результата, чем один подиум, 9 очков и 11-е место в чемпионате мира, ему помешала достичь главная слабость команды - маломощный и ненадежный мотор Petronas V10, который есть не что иное, как чуть-чуть модифицированный Ferrari 046/2, принесший так много разочарований Скудерии в прошлом году. Мотор будет уязвимым местом "Заубера" и в следующем сезоне: это по-прежнему будет модифицированный "Феррари", правда, 047, той версии, которая стояла на F300 в Монце (то есть с мощностью примерно в 800 л.с.). Однако вряд ли этого будет достаточно для того, чтобы на равных сражаться с командами, имеющими эксклюзивные двигатели.

TWR ARROWS

В "Ф-1" с 1978 года. С 1991-го по 1996-й выступала под названием Footwork. 321 раз выходила на старт "Гран-при", однажды выиграла квалификацию. Побед в "Больших призах" на своем счету не имеет, как не имеет и ни одного быстрейшего круга в гонке. Высшее место в Кубке конструкторов - 4-е.

В прошлом году новый владелец "Эрроуза" Том Уолкиншоу, глава весьма преуспевающей группы TWR, сделал основательную попытку побыстрее вывести команду из разряда безнадежных аутсайдеров. Для этого он, не скупясь на затраты, заручился сотрудничеством легендарного Джона Барнарда, который согласился на эту авантюру, думая, что его машину в сезоне-98 будет тестировать и пилотировать Дэмон Хилл. Увы. Хилл ушел в "Джордан", а элегантный черный А19, вышедший из-под "пера" маэстро, достался Мике Сало и Педро Паулу Диницу. Хорошие ребята, но до Хилла обоим еще расти и расти. Оба пилота "Эрроуза" бились, как львы, но результатов как не было, так и нет - жалкие 6 очков, завоеванные ими в Монако и в Спа, в актив Барнарду не занесешь. Поэтому-то в адрес гениального инженера со стороны немного потерявшего самообладание Уолкиншоу раздалось обвинение, нелепее которого придумать трудно: Том обвинил Джона в том, что его машина слишком технологична и сложна для такой скромной команды! То есть Барнарду попеняли на то, что его машина слишком хороша для аутсайдера. Одного этого было достаточно, чтобы великий инженер хлопнул дверью (к счастью для Проста, которому и в голову не придет пытаться забивать гвозди микроскопом!).

Тем не менее главной проблемой "Эрроуза" в сезоне-98 был мотор. В прошлом году всеядный Уолкиншоу взял под свое крыло мастерскую Брайана Харта, талантливого моториста, всю жизнь страдавшего от недостатка средств. Таким образом, "Эрроуз" стал второй после "Феррари" командой, создающей собственный двигатель. Но следует учесть, что Харт впервые в жизни делал вместо 8-цилиндрового 10-цилиндровый движок. Такая резкая смена архитектоники не могла не сказаться как на мощности, так и на надежности V10 TWR/Hart. К концу сезона двигатель заметно получшал, но как-либо поправить дела в чемпионате не представлялось возможным.

STEWART RACING TEAM

В "Ф-1" с 1997 года. До этого с успехом выступала в национальных британских и международных чемпионатах "Формулы-3" и "Формулы-3000". Лучший результат в 33 проведенных шотландской командой "Гран-при" - второе место Рубенса Баррикелло в Монако-97. Выигрывать квалификации, гонки и показывать рекордные результаты на круге гонщикам "Стюарта" пока не удавалось. Лучшее место в Кубке конструкторов - 8-е, наивысшее место в чемпионате мира - 12-е.

Результаты, которые показывал новичок "Больших призов" год назад, вроде бы позволяли надеяться, что в 1998-м команда вплотную приступит к выполнению задач, поставленных перед ней ее основателем, трехкратным чемпионом мира Джекки Стюартом. Знаменитый шотландец отвел себе и своей конюшне ровно пятилетку на то, чтобы выиграть титул чемпиона мира. Увы, но сезон-98 оказался для команды провальным. В 97-м шасси SF01, спроектированное опытным Аланом Дженкинсом с помощью компьютера, было совсем неплохим. Однако новое SF02 ни в какое сравнение не шло со своим предшественником. Злые языки утверждали, что на этот раз "Дженкс" постарался самостоятельно. Гордые слова о том, что SF02 - это первое оригинальное шасси команды "Стюарт" в "Ф-1", обернулись конфузом. Впрочем, за долгую историю Дженкинса в "Больших призах" подобное случалось с ним нередко. Видимо, поэтому Стюарт предпринимал колоссальные усилия, чтобы заручиться сотрудничеством отставного "джордановца" Гэри Андерсона. И усилия эти увенчались успехом. Но поскольку шасси Андерсона тоже не отличаются постоянством качества, вряд ли Джекки что-то выиграет от этого перемещения.

Что же касается мотора, то партнерские отношения, связывающие Джекки и концерн "Форд" (команда, по сути, является заводской конюшней "Форда"), не стали гарантией качества: V10 Ford-Zetec R не блистал ни мощностью, ни надежностью. На результатах команды отрицательно отразился и тот факт, что Баррикелло не имел достойного напарника: авансы, выданные молодому Яну Магнуссену, не оправдались, а рекрутированный в середине сезона Йос Ферстаппен просто не успел адаптироваться в команде.

GAULOISES PROST PEUGEOT

Под именем "Прост Гран-при" команда в "Ф-1" выступает с 1997 года, до этого носила название "Лижье" и дебютировала в "Гран-при" в 1976 году. Провела 360 гонок, в которых завоевала 9 поулов, одержала 9 побед и установила 11 рекордов круга в гонке. В 1980 году была второй в Кубке конструкторов - лучшее достижение в истории. В чемпионатах мира лучшее место, которое занимал ее пилот, - 4-е (Жак Лаффит, трижды). Лучший результат команды "Прост" - 6-е место в Кк и 9-е в чемпионате мира.

Честно говоря, ожидать, что в сезоне-98 команда четырехкратного чемпиона мира Алена Проста поедет лучше, чем в сезоне-97, было трудно. Слишком много проблем нужно было преодолеть команде. Самая главная - переезд из Маньи Кура в пригород Парижа Гийянкур и увеличение штата с 68 до 150 человек - в основном за счет выпускников технических университетов, не имевших никакого опыта работы в "Ф-1". Безболезненно никогда не проходит и смена моториста, а в сезоне-98 болиды "синих", АР01, созданные молодым инженером Лойком Бигуа, впервые были оснащены V10 Peugeot A16: в начале года это была всего лишь эволюция прошлогоднего движка А14, отличавшаяся чуть большей мощностью и меньшей надежностью. К тому же АР01 была первой за последние годы целиком самостоятельной разработкой Бигуа, совершившего детскую ошибку - сильно смещенный назад центр тяжести конструкции не позволял настраивать автомобиль должным образом. От такой конструктивной ошибки в ходе сезона избавиться невозможно. Однако, к чести Проста и его команды, нужно сказать, что они не смирились: на "Гран-при Японии" дебютировало шасси AP01b - новая коробка передач и аэродинамика авторства знаменитого Джона Барнарда позволили сгладить недостатки матричной версии. Тот факт, что в будущем году Барнард скорее всего приступит к обязанностям технического директора "Прост-Пежо", позволяет делать оптимистические прогнозы.

TYRRELL

Одна из самых славных и популярных команд в истории "Больших призов", дебютировавшая в "Ф-1" в 1968 году (под именем Кена Тиррелла выступает с 70-го), со следующего сезона прекращает свое существование. На ее место приходит неофит - BAR, команда Крейга Поллока, созданная на деньги табачного концерна British American Tobacco. На счету "Тиррелла" 418 "Гран-при", 23 из которых пилоты команды выиграли, а также 14 побед в квалификации и 20 быстрейших кругов. Однажды в своей истории "Тиррелл" владел Кубком конструкторов, а чемпионскую корону ее лидер Джекки Стюарт примеривал дважды. Вообще-то и третья корона Стюарта тоже принадлежит "Тирреллу": ее Джекки завоевал на "Матре", но команда-то принадлежала все тому же Кену Тирреллу.

Сезон-98 мог оказаться для команды намного более успешным, если бы весной не последовал внезапный запрет на "ноу-хау" дизайнера команды Майка Гаскойна - дополнительные боковые антикрылья, в просторечье именовавшиеся "канделябрами", или "этажерками". FIA сочла их опасными после того, как половина команд пелотона последовала примеру "Тиррелла". Пострадали все, но сильнее всех команда дядюшки Кена, ведь Тyrrell 026 проектировался Харви Постлтуайтом именно с учетом этих антикрыльев. Лишившись своего украшения, шасси потеряло и в скорости, и в надежности, и в настройках. А жаль, ибо дебют подающего надежды японца Торы Такаги внушал оптимизм. В первой половине чемпионата "Тиррелл", несмотря на то, что был оснащен маломощным мотором "Форд"-клиент, выглядел гораздо предпочтительнее, чем "Стюарт", считающийся заводской командой "Форда".

"Тиррелл" - единственная команда из сегодняшнего арьергарда, в биографии которой есть сезоны, которыми можно гордиться. Самым продуктивным был чемпионат 1971 года, в котором команда выиграла 6 квалификаций и 7 гонок из 11, что дает процент успеха 63,6.

В сезоне-99 команда сменит не только название. Новое шасси проектировал известный конструктор Эдриан Рейнард, а оснащено оно будет не дохленьким "Фордом", а более мощным экс-"Рено", который в сезоне-99 сменит имя с V10 Mecachrome на V10 Supertec-Sport. Кроме того, первым пилотом команды становится экс-чемпион мира Жак Вильнев, а тестирует новый болид один из лучших тестеров современной "Ф-1" Жан-Кристоф Буллион. Так что болельщики команды имеют все основания надеяться, что у "Тиррелла" начинается новая история. Между прочим, Рейнард знаменит тем, что выигрывал стартовые гонки во всех чемпионатах, в которых принимали участие болиды его конструкции.

MINARDI

Конюшня итальянца Джанкарло Минарди в "Ф-1" с 1985 года. И за это время заработала себе две устойчивые репутации - непотопляемого (что бы ни происходило) аутсайдера и полигона для воспитания молодых талантов. Достаточно сказать, что здесь делали первые шаги Элио де Анжелис, Алессандро Наннини, Микеле Альборето, замыкают список Джанкарло Физикелла и Ярно Трулли. Однако команде пока не удалось выиграть ни одного из 221 "Гран-при", ни разу пилотам команды не доставалось поулов и быстрейших кругов в гонке. Лучшим местом в Кубке конструкторов было 7-е, лучшим местом в чемпионатах мира - 11-е.

При подготовке к нынешнему сезону все шло шиворот-навыворот. Команда никак не могла найти моториста - контракт на поставки "Форда"-клиент (прошлогодняя версия стюартовского Zetec R) был подписан буквально в последний момент. Долгое время палки в колеса вставляла "Феррари": Жан Тодт обиделся, что из богатой Скудерии в скромную "Минарди" перешел (а вернее, вернулся) опытный и талантливый австрийский конструктор Густав Бруннер, и наложил вето на выдачу лицензии 19-летнему новобранцу Джанкарло Минарди аргентинцу Эстебану Туэро. Команде пришлось выложить кругленькую сумму за аренду автодрома, чтобы дать возможность Туэро намотать на М198 3000 тестовых километров, после которых даже Тодт не мог помешать аргентинцу выйти-таки на старт чемпионата мира. Впрочем, деятельная и основательная перестройка, которую весь сезон проводил президент консорциума "Минарди" Габриэле Руми, должна вскоре начать приносить плоды. В Фаенце построена аэродинамическая труба, в помощь Бруннеру ангажирован целый ряд опытных инженеров и механиков, а на должность спортивного директора в сезоне-99 заступит Чезаре Фьорио, личность известная и в рекомендациях не нуждающаяся. Пока неизвестно, правда, каким мотором будет оснащено шасси Бруннера и кому из гонщиков Джанкарло Минарди доверит руль своих машин.

Ольга ЛИНДЕ