ФОРМУЛА-1 |
Рон ДЕННИС
БОЛЬШЕ ВСЕГО Я СПРАШИВАЮ С СЕБЯ
Предусмотренный правилами FIA месячный перерыв между последней гонкой завершившегося чемпионата мира и первыми официальными тестами перед чемпионатом предстоящим дал команде "Макларен" отличную возможность без помех насладиться своим триумфом. 24 часа беспрерывного праздника, объявленные боссом команды Роном Деннисом на Сузуке, плавно перетекли в некое подобие мирового турне, в котором нового чемпиона мира Мику Хаккинена сопровождал его партнер по команде Дэвид Култхард.
Естественно, мистер Деннис не мог оставить своих пилотов без присмотра. И тем не менее он нашел время, чтобы ответить на вопросы специально для "СЭ" перед тем, как отправиться на короткие каникулы на Красное море.
- Вы уже почти 18 лет стоите у руля "Макларена". За это время ваша команда выиграла 8 Кубков конструкторов и столько же чемпионских титулов. Однако после того как из "Формулы-1" ушла "Хонда", а "Макларен" покинул великий Сенна, команда не знала ставших уже привычными громких побед без малого семь лет. Что вы чувствуете сейчас, когда "Макларен" снова вернулся на вершину?
- Вы знаете мой девиз: работа до седьмого пота обязательно будет оплачена. Я не делал послаблений ни себе, ни тем, кто со мной работает, и ни на минуту не сомневался в том, что победы снова придут. "Макларен" ведь команда особенная, она выделяется даже среди топ-команд. Отлично знаю, что никто не может побеждать вечно, но стремление поскорее снова стать первым было моей навязчивой идеей. Хочется верить, что чемпионат-98 - лишь первый виток нового цикла побед моей команды.
- Ваши машины пилотировали такие суперзвезды, как Ники Лауда, Ален Прост и Айртон Сенна. На кого из них похож Мика Хаккинен?
- На всех сразу и ни на кого конкретно. Он очень быстр - как Айртон, и при этом практически не совершает ошибок - как Ален. Это показывает, что он, как Ники, умеет противостоять психологическому прессингу. И все же сравнивать Мику с этими тремя я бы не стал: он - сын своего времени. "Формула-1" развивается без пауз, и ни один гонщик не похож на другого. У Мики есть одно очень сильное качество: потрясающий талант командной работы. И еще безупречное умение оставаться спокойным как на трассе, так и вне ее.
- Говорят, вы предложили ему пожизненный контракт?
- Не совсем так. Все гонщики, когда-либо ездившие в моей команде, оставались в "Макларене" столько, сколько хотели. Мика не исключение.
- Как относятся к Хаккинену механики и инженеры?
- Как может относиться команда к человеку, который после своей победы сразу же примчался на фабрику в Уокинг, чтобы сказать всем "спасибо"?
- Говорят также, что в "Макларене" Хаккинен на особом положении во многом благодаря вашему к нему отношению.
- Я никогда не считал нужным скрывать, что отношусь к Мике скорее как к близкому родственнику, чем как к сотруднику. И дело здесь не только в том, что случилось в 1995 году в Аделаиде. Когда в канун 93-го мы вели переговоры о его переходе к нам из "Лотуса", и речи не было о том, что Мика станет не призовым, а всего лишь тест-пилотом. Я сказал ему тогда: потерпи, ты обязательно выйдешь на старт гонки. Он поверил мне. И ни разу с тех пор я не ощущал его недоверия. Он всегда делал то, о чем я его просил. Поэтому считаю, что победу в чемпионате он заслужил больше, чем кто бы то ни было.
- Но согласитесь, сход Михаэля Шумахера в последней гонке на Сузуке здорово облегчил вашу задачу.
- Мы ехали в Японию с единственной целью - выиграть чемпионат. Однако некоторое беспокойство по поводу "Феррари" действительно испытывали. Впрочем, Шумахер сам доказал, что быстрая машина - еще не все, что нужно для победы. То, что он заглох на старте, - его ошибка и ничья больше. Когда он сошел, напряжение немного схлынуло, но это совсем не значит, что мы расслабились. В первую очередь это касается Мики. В боксах никому и в голову не пришло дать ему команду снизить скорость: пилоту "Формулы-1" гораздо легче совершить ошибку, как раз когда он едет медленно!
- Как вы оцениваете прошедший сезон? Поначалу казалось, что победы "Макларен" добьется играючи, однако концовка получилась напряженная.
- Когда цель - быть впереди соперников - достигнута, можно, успокоившись, допустить оплошность. Примерно это с нами и произошло. Хотя сезон все равно получился весьма продуктивным. Но мы могли сделать больше. Обещаю, что в следующем году мы продемонстрируем весь наш потенциал! "Макларен" 1999 года, который уже практически готов, - это нечто особенное. Эдриан Ньюи проделал потрясающую работу.
- Даете понять, что намерены попытаться превзойти знаменитый рекорд 1988 года и выиграть не 15 гонок из 16, а все?
- Мы ни в коем случае не сбрасываем со счетов "Феррари" и Михаэля Шумахера. Однако я никогда не отказывался от этой цели.
- Такой максимализм требует лошадиной работоспособности. Ваши люди не ропщут?
- Для того чтобы добиться желаемого, я прежде всего максимально спрашиваю с себя. И только потом - с тех, кто со мной работает. К счастью, в Уокинге собрались единомышленники, которые, как и я, помешаны на победах.
Ольга ЛИНДЕ