Газета Спорт-Экспресс № 280 (1889) от 16 декабря 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 декабря 1998 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СКАНДАЛ В ОЛИМПИЙСКОМ СЕМЕЙСТВЕ

ЧЛЕН МОК ОБВИНИЛ СВОИХ КОЛЛЕГ В ТОМ, ЧТО ИХ МОЖНО КУПИТЬ

В конце минувшей недели в Лозанне заседали члены исполкома Международного олимпийского комитета. Журналисты предполагали, что особо интересной эта встреча не будет: в повестке дня были сугубо деловые, рутинные вопросы - за исключением одного: о наградах олимпийцев экс-ГДР, завоеванных в 70-х и 80-х годах. В связи с допинговыми разоблачениями в Германии 73 американских спортсмена-ветерана, главным образом представители плавания, потребовали от Олимпийского комитета США добиться лишения их бывших соперников наград. МОК не счел возможным повернуть колесо истории - и ограничился предложением к тем, кто испытывает угрызения совести, сдать медали в Олимпийский музей.

Однако заседанию не было суждено пройти тихо и гладко. Шум поднялся по поводу продажности ряда членов МОК. В субботу прорвало президента Ассоциации международных федераций зимних олимпийских видов спорта Марка Ходлера. 80-летний швейцарец заявил, что "5-7 процентов из 115 членов МОК поддаются подкупу".

Это был скандал! Президент Хуан Антонио Самаранч незамедлительно сообщил: назначена специальная комиссия для расследования утверждений, касающихся, в частности, того, что в 1995 году во время сессии МОК в Будапеште, на которой решался вопрос о городе - организаторе зимней Олимпиады-2002, шесть членов МОК, главным образом из африканских государств, и еще семь влиятельных олимпийских деятелей получили взятки в обмен за благосклонность к кандидатуре Солт-Лейк-Сити. (Как известно, столица американского штата Юта, четырьмя годами ранее проигравшая сражение японскому Нагано, одержала в Будапеште убедительную победу.)

Голоса членов МОК якобы оплачивались из созданного американцами "фонда гуманитарной помощи" в 500 тысяч долларов. Официально он был призван содействовать развитию спорта в Африке, представленной в то время в МОК 17 членами. 16 из них отдали голоса Солт-Лейк-Сити.

МОК не возражает против подарков, стоимость которых не превышает 150 долларов. Но щедрость американцев явно выходила за разрешенные рамки. Главное обвинение было выдвинуто, как водится, против покойника - камерунца Рене Эссомбы (генеральный секретарь ассоциации НОК африканских государств скончался 30 августа сего года). Как выяснилось, его дочь Соня получила от оргкомитета Игр в Солт-Лейк-Сити стипендию в американском университете. В руки репортеров радиостанции этого города не так давно попало письмо, подписанное вице-президентом оргкомитета Дэйвом Джонсоном, в котором говорилось о переводе на счет девушки очередных 10 тысяч долларов.

В Международном олимпийском комитете сор из избы выносить не любят. А потому МОКовские чиновники попытались остановить Ходлера, но ветерана спортивного движения, который в течение 47 лет руководил Международной федерацией лыжного спорта, это, видимо, только подхлестнуло. И он выдал новую порцию разоблачений, сообщив, что 500 тысяч долларов "благотворительности" Солт-Лейк-Сити - мелочь по сравнению с миллионами, которые крутились во время последних конкурсов городов. "Спирос Метакса, который возглавлял оргкомитет по выдвижению Афин на Игры 1996 года, был мошенником и мафиози, готовым на все, - заявил Ходлер. - И не будем даже говорить о Нагано! Его представители, безусловно, тоже прибегали к незаконной практике. И, кроме всего прочего, я не вижу причин, по которым иначе поступал Сидней (вслед за этим высказыванием Ходлера в японской прессе появилось сообщение о том, что власти Нагано истратили на "неопределенные цели" 2 миллиарда йен. - Прим.А.П.)".

По словам Ходлера, существует группа из четырех посредников, один из которых сам является членом Международного олимпийского комитета. "Я, очевидно, упустил шанс разбогатеть, поскольку эти агенты обещают городам-кандидатам "пакет" голосов за сумму от 500 тысяч до одного миллиона долларов, - отметил 80-летний швейцарец, юрист по профессии. - Город-победитель впоследствии должен уплатить агентам еще от 3 до 5 миллионов, и претенденты идут на такие условия, поскольку посредники настаивают на том, что без их помощи принять Олимпиаду в принципе невозможно".

Одними олимпийскими разоблачениями Ходлер не ограничился и упомянул и о выборах столицы чемпионата мира 1997 года по горным лыжам: "В 1992 году в Будапеште на конгрессе Международной федерации лыжного спорта итальянский Сестриере изначально не был фаворитом. Однако Джованни Альберто Аньелли (племянник главы концерна Fiat. - Прим. А.П.) обещал 120-150 автомашин и микроавтобус национальным федерациям Германии, Швейцарии и Австрии. И дело было сделано!"

(Это заявление, очевидно, направлено против Турина, который рассчитывает при поддержке знаменитого автомобильного концерна завоевать право на организацию зимних Олимпийских игр 2006 года. Fiat моментально выступил с опровержением и пригрозил Ходлеру судебным преследованием за клевету. В свою очередь, лыжные федерации упомянутых трех стран обратили внимание на то, что давно пользуются автомобилями марки Audi.)

Обвинения Ходлера многим не по нутру. В самом МОК тут же вспомнили про преклонный возраст швейцарца и стали намекать, что-де его разоблачения - следствие маразма. Утверждают, что Хуан Антонио Самаранч вообще рекомендовал члену МОК с самым большим стажем (Ходлер был избран в 1963 году) воздержаться от участия в пресс-конференциях. "Мне заткнули рот, но в отставку я не подам, - заявил в связи с этим Ходлер. - Разве что меня исключат или... расстреляют".

Впрочем, раньше следующей сессии, которая состоится в июне будущего года в Сеуле, изгнать раскольника из рядов МОК не смогут. Да и вряд ли удастся собрать необходимые для этого две трети голосов, потому что швейцарец сказал вслух то, что многие произносят шепотом.

Отвечая на вопросы журналистов, Самаранч отметил: он не запрещал Ходлеру высказываться, а лишь обратил внимание членов исполкома МОК на то, что только он и генеральный директор МОК Франсуа Каррар вправе делать заявления от имени Международного олимпийского комитета. Президент также подчеркнул, что назначил расследование по "делу Солт-Лейк-Сити" еще до лозаннской встречи - сразу после того, как 1 декабря в американской прессе появились первые сообщения по этому поводу, и что первые выводы ожидаются в конце января.

- Но Солт-Лейк-Сити - это только одна из проблем, - парировали репортеры. - Есть и другие свидетельства коррупции, о которых рассказал Ходлер.

- Он говорил о них журналистам, а не на заседании исполкома МОК. Если мой многоуважаемый швейцарский коллега представит пояснения и доказательства, мы изучим и эти проблемы и предпримем необходимые меры, - последовал ответ.

Вчера Ходлер вновь заговорил, но выдерживал уже более осторожную линию.

- Существует много слухов, но ничего конкретного нет, - сказал он. - Я встретился с представителями городов, участвовавших в конкурсах олимпийских столиц, но никто не захотел привести конкретные свидетельства коррупции. Победители не желали портить отношения с членами МОК, проигравшие думали о новом выдвижении своих кандидатур. Мало кто давал пищу для размышлений. Разве что дважды забаллотированный Манчестер, семь раз отвергнутый Детройт, а также крайне разочарованные Остерсунд и Стокгольм. Но это все слухи, которые при судебном разбирательстве не будут иметь силы - я адвокат и знаю, что говорю.

- Как далеко вы готовы пойти, если факты подтвердятся? - спросили Самаранча.

- Если потребуется, то не остановимся и перед исключением одного или нескольких членов МОК.

- Может ли МОК лишить Солт-Лейк-Сити зимних Игр 2002 года?

- Ни в коем случае. Этот город представил блестящий доклад о ходе подготовки к Играм. Сам господин Ходлер выразил мнение, что они станут лучшей зимней Олимпиадой в истории.

- Вам не кажется, что настало время изменить способ избрания городов - хозяев Олимпиад?

- Мы рассмотрим этот вопрос, но не раньше, чем в июне на сессии в Сеуле. Нынешняя система выборов очень сложная, медленная и дорогостоящая. Возможно, нам стоит скопировать схему, принятую в ФИФА, которая завязана на исполкоме. У нас в исполкоме только 11 членов, а в ФИФА - 24. В общем, нам следует упростить процедуру голосования. МОК переживает черные дни, но, уверен, солнце будет светить нам снова.

Итак, президент не теряет оптимизма. Обозреватели же ожидают, что борьба в олимпийском движении достигнет апогея в июне 2001 года. Причем произойдет это в Москве. Именно в российской столице изберут нового президента МОК. Параллельно определят столицу летних Игр 2008 года. Подобная двойная повестка дня имела место и в 1993-м, и в 1997 годах, но тогда Самаранч был единственным кандидатом. А в 2001 году испанцу будет 81 год, и он уже объявил, что освобождает трон. Можно предположить, что в Москве состоится невиданный торг: голоса на президентских выборах будут обмениваться на голоса в пользу городов-претендентов. Не исключено, что в обстановке всеобщей подозрительности на поверхность выплывут аутсайдеры. Как знать, не являются ли нынешние разоблачения прелюдией к московской схватке?

Александр ПРОСВЕТОВ

Париж

Билли ПЭЙН, в прошлом - президент оргкомитета Атланты-96:

Мы не прибегали ни к каким выплатам - ни прямым, ни косвенным, и никому не предоставляли стипендий. Я никогда не слышал прежде о подобных вещах и могу недвусмысленно заявить, что Атланта к любым формам подкупа отношения не имеет.

ХЕ ХЮЙСЯНЬ,официальный представитель НОК Китая:

В свое время Пекин уступил Сиднею - причем австралийцы выиграли у нас с преимуществом всего в два голоса. Их победа была вызвана, главным образом, факторами, не имеющими отношения к спорту. Надеемся, что выборы столицы Олимпийских игр 2008 года пройдут честно и беспристрастно.

Анри СЕРАНДУР,президент НОК Франции:

Когда Париж претендовал на Игры 1992 года, мы дарили шейные платки, перчатки и духи, рекламируя французскую продукцию. Подарки были в разрешенных разумных пределах. У некоторых лиц запросы были выше. Мы им отказали. Итог известен: Париж проиграл.

Сэм РЭМСАМИ,президент НОК ЮАР:

Обвинения, как всегда, направлены против африканцев. На самом деле, если бы факты коррупции имели место, когда Кейптаун выдвинул свою кандидатуру на проведение Игр 2004 года, то я, безусловно, знал бы о них первым.