Газета Спорт-Экспресс № 285 (1894) от 22 декабря 1998 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 декабря 1998 | Футбол - Сборная России

ФУТБОЛ

28 ДЕКАБРЯ СТАНЕТ ИЗВЕСТЕН НОВЫЙ ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР СБОРНОЙ РОССИИ

Анатолий БЫШОВЕЦ: "МЫ ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ О КРИЗИСЕ НЕ В СБОРНОЙ, А В АППАРАТЕ"

Вчера в пресс-зале газеты "Московские новости" состоялась пресс-конференция Анатолия Бышовца, который, как уже сообщал "СЭ", в пятницу был уволен с поста главного тренера сборной России. После ее окончания Бышовец дал эксклюзивное интервью корреспонденту "СЭ" Никите КИМУ.

МОГУ УЕХАТЬ НА БЛИЖНИЙ ВОСТОК

- В ходе пресс-конференции вы упомянули о неких предложениях по трудоустройству, которые получили с Ближнего Востока. О каких странах, если не секрет, идет речь?

- Пока не готов ответить на этот вопрос. Дело не только в суеверии. Обсуждены лишь предварительные условия, и многие детали нуждаются в уточнении. Сейчас готов сообщить, что речь идет о работе на посту главного тренера национальной команды одной из стран - участниц чемпионата мира-98.

- Можно ли в связи с этим сказать, что неудачное выступление российской сборной не сильно сказалось на вашем имидже за границей?

- Конечно, ведь мои зарубежные коллеги - люди разумные и смогли понять всю необычность моей работы со сборной. В подтверждение этому могу привести слова главного тренера французов Жака Лемерра, который в свое время заявил в интервью "СЭ", что Бышовцу предстоит совершить революцию. Он видел, что тогда все - время, место, обстоятельства, предыдущие достижения национальной команды - было против меня. Вспомните, кстати, что в свое время Ленин говорил: дайте мне газету, и я сделаю революцию. Увы, даже самая влиятельная спортивная газета страны "СПОРТ-ЭКСПРЕСС" отказалась меня поддержать. Так как же в таких условиях делать революцию? Это, конечно, шутка, в которой есть доля правды. Не побоитесь об этом написать?

- Нет, конечно. Вернемся все же к вашим дальнейшим планам. Насколько реально, что вы останетесь работать в России?

- Этот вариант возможен только в том случае, если я не решу вопрос своего трудоустройства до мая следующего года. К этому времени чемпионат России наберет ход, и станет ясно, какая из команд выступает неудачно и нуждается в усилении. Другое дело, что лично у меня эта идея особой симпатии не вызывает. Опыт национальной сборной показал, как трудно за короткое время добиться нужного результата с командой, которая до твоего прихода работала под руководством наставника с другими, нежели у тебя, взглядами на игру. Тем не менее готов рассмотреть предложение любой российской команды.

НЕ ОЖИДАЛ, ЧТО ВСЕ БУДЕТ ТАК ПЛОХО

- На пресс-конференции вы много говорили о проблемах, которые сопутствовали вашей работе на посту главного тренера сборной. Неужели вы не догадывались обо всех этих сложностях, когда давали согласие руководить командой?

- Догадывался, но не предполагал, что все может сложиться так плохо. Никак, к примеру, не ожидал, что перед важнейшим матчем с Украиной буду вынужден отправиться в Химки, чтобы уговаривать руководителя местного стадиона и главу администрации предоставить нам поле для тренировочных занятий. И что затем нам придется делить новогорский газон с молодежной сборной. Тогда мне казался нонсенсом тот факт, что руководители клубов могут отказаться отпускать своих игроков в национальную команду, а исполком РФС не поможет решить эту проблему. Ясно, что подобная ситуация противоречит мировой практике. Испанские клубы тоже участвуют в еврокубках. Это, однако, не помешало Йерро из "Реала" или Луису Энрике из "Барселоны" прибыть на товарищеский матч против сборной России.

- То есть, окажись вы на месте Романцева, готовы были бы отпустить своих игроков в Бразилию перед важнейшими матчами Лиги чемпионов против "Штурма" и "Реала"?

- Не считаю себя вправе давать оценки Романцеву, но на его месте я бы подчинился решению исполкома РФС. Ведь речь идет не о каком-то "бенефисе Бышовца", а о матче с участием сборной России. Нельзя же забывать о таких понятиях, как патриотизм и любовь к Родине!

- Многие упрекают вас в том, что вы повезли команду на абсолютно ненужный матч против Бразилии, который поставил крест на репутации нашей сборной. Ваш комментарий?

- Так ведь поначалу планировалось, что матч с вице-чемпионами мира будет третьим в турне по Южной Америке. Первыми же были запланированы игры против не слишком сильной сборной Колумбии и чилийцев. Благодаря им мы могли бы убить сразу трех зайцев: адаптироваться к климату и ко времени, наиграть состав и подготовиться к встрече с бразильцами. Увы, эти игры сорвались за неделю до начала турне, когда было поздно что-нибудь менять.

- Может быть, стоило отказаться от поездки?

- У нас не было не только возможности, но и желания отказываться. Понимаю, что ценой проигранного матча бразильцам стало понижение репутации сборной. Но, поверьте, игра с вице-чемпионами мира по определению не может быть бесполезной. После нее, к примеру, мы и футболисты смогли правильно оценить место, которое занимает наша сборная в мировом футболе. Кроме того, такие игры - полезный обмен технической и тактической информацией. Лично я о поездке в Бразилию сейчас не жалею.

Я - ОСАЖДЕННЫЙ ГОРОД. А КОЛОСКОВ...

- Насколько неожиданным было для вас решение об отставке с поста наставника национальной сборной?

- Какие-то слухи ходили, но я не придавал им особого значения. Все стало ясно перед исполкомом РФС, когда Вячеслав Колосков сообщил, что планирует поднять вопрос о моей отставке. Я попросил дать мне возможность выступить перед делегатами, на что он ответил согласием. Выступить мне так и не дали, оправдавшись тем, что не смогли меня разыскать. Хотя все время работы исполкома мы с пресс-атташе команды Виктором Гусевым находились перед дверью зала заседаний.

Считаю, что Вячеслав Иванович поступил по меньшей мере неделикатно. Вспомните древнюю притчу о воине, которому посоветовали напасть ночью на спящий город. Воин отказался от предложения, заявив, что он полководец, а не разбойник. В данной ситуации я выступал в роли жителей осажденного города.

- Останься вы на посту тренера сборной, готовы были гарантировать успешное выступление команды в чемпионате мира 2002 года?

- Теперь - да. По-настоящему я работал со сборной всего 23 дня, но тем не менее сумел выявить костяк игроков, с которыми можно решать самые сложные задачи.

- Можете назвать какие-то конкретные фамилии?

- Нет. Теперь не хочу.

- В недавнем интервью для "СЭ" Вячеслав Колосков утверждал, что одной из причин неудачных выступлений команды является раскол футболистов старшего поколения на два лагеря: тех, кто поехал в США на чемпионат мира 1994 года, и тех, кто остался. Вы согласны с президентом РФС?

- Нет. Могу только поблагодарить игроков старшего поколения за то, что они создали в команде прекрасную атмосферу. Мне было очень приятно работать с теми же Мостовым, Шалимовым, Канчельскисом, Колывановым, Добровольским, Кирьяковым, Хариным и Черчесовым.

- Тогда как вы ответите на извечный русский вопрос: кто виноват?

- Меру своей вины за поражения сборной России я определил давно, когда заявил, что несу ответственность за каждый матч. При этом считаю, что мы должны говорить о кризисе не в сборной, а в аппарате руководства российским футболом. Уверен, кстати, что все удары, которые я принял на себя за эти пять месяцев, отвели реальную угрозу от РФС и от его президента Вячеслава Колоскова.

- Кого считаете наиболее вероятным кандидатом на пост тренера сборной?

- Слышал, что на исполкоме вопрос о наставнике команды решили одним махом: "Вызовем Романцева, Долматова и Семина - они разберутся". Что ж, могу только пожелать им успеха.

- Как относитесь к идее привлечения к работе со сборной иностранного специалиста?

- А вы попробуйте найти такого зарубежного специалиста, который будет готов пройти через все то, что прошел я за эти пять месяцев. И заодно спросите, готов ли он будет работать с командой за 500 долларов в месяц. Я, кстати, как и весь персонал команды, за это время не получил от РФС ни копейки. И видимо, уже не получу. Можно, конечно, отстоять свои права через суд. Но не пойду на это по нравственно-этическим соображениям.

P.S. Несмотря ни на что, "СЭ" убежден: отъезд за границу профессионала такого уровня, как Анатолий Бышовец, не пойдет на пользу ни ему, ни российскому футболу.