Газета Спорт-Экспресс № 5 (1904) от 12 января 1999 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 января 1999 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ВЫСШИЙ ДИВИЗИОН

Валерий ГАЗЗАЕВ

КАКОЙ ФУТБОЛ БЕЗ ЭМОЦИЙ!

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ

из Герцлии

Вместе с Валерием Газзаевым на днях мы выбирали отель, в котором "Алания" будет базироваться на очередном предсезонном сборе с 4 по 19 февраля. Вернее, выбирал он, а я наблюдал. Валерий Георгиевич был настолько придирчив, словно речь шла об отдыхе его семьи. Впрочем, "Алания" уже давно стала еще одной газзаевской семьей, подумал я и больше не удивлялся той тщательности, с которой главный тренер владикавказцев инспектировал номера отеля "Шфаим", расположенного между Герцлией и Натанией, просил включить телевизор, чтобы убедиться в том, что кроме иврита он "говорит" еще и по-русски, осматривал тренажерный зал, интересовался возможностями местных кулинаров и минут 20 изучал качество футбольного поля по соседству с гостиницей.

- Нравится? - робко спросил господин Элиша, отвечающий за прием футбольных команд.

- Да, - ответил Газзаев. - Но понравится еще больше, если до нашего приезда на этом газоне никто тренироваться не будет.

- Только тель-авивский "Хапоэль" проведет здесь трехдневный сбор, - заверил Валерия Георгиевича израильтянин, и они пожали друг другу руки.

Дело не в том, что главному тренеру "Алании" пришелся не по душе пятизвездный отель "Даниэл", в котором живет владикавказская команда сейчас. Просто во время длительных сборов он считает нужным по возможности менять место и обстановку. 17 января "Алания" отправится в Португалию, где проведет 5 контрольных матчей: со "Штутгартом", "Нюрнбергом", сборной Словакии и еще 2 игры с командами довольно высокого уровня.

- Но прежде мы должны 15 дней здорово поработать здесь, в Герцлии, в режиме трехразовых тренировок, чтобы заложить необходимый фундамент, - уточняет Газзаев.

- Тем более что для этого нам создали великолепные условия. Одно лишь утреннее занятие на песчаном берегу Средиземного моря чего стоит!

- А в котором часу оно начинается?

- В 8.00 - через 45 минут после подъема.

- Как выглядит весь распорядок дня?

- В 8.45 - завтрак, в 10.30 - вторая утренняя тренировка, в 13.00 - обед, с 16.30 начинается беговая работа, после которой игроки отправляются в тренажерный зал, в 19.15 - ужин, в 20.30 - теория, в 23.00 - отбой.

- Словом, скучать не приходится.

- Шутите? А вот футболистам не до шуток. Занятия без мяча очень утомительны, но без них не обойтись. С мячом же ребята работают только раз в день, на второй тренировке, однако даже в это время акцент делается на упражнения, позволяющие повысить функциональные возможности игроков, прежде всего выносливость.

- Футболист Газзаев выдержал бы такие нагрузки?

- С тех пор как я играл, утекло столько воды! Жизнь меняется, спортивная тоже. Современный футбол стал более динамичным, игра ведется на высочайших скоростях, сильно и мощно. При хорошо поставленных командных действиях не так просто проявить себя закоренелым индивидуалистам. Даже такой прекрасный игрок, как Роберто Баджо, далеко не всегда попадает в основной состав "Интера": и ему сложно перестраиваться.

- А в каких клубах, на ваш взгляд, командная игра отлажена наилучшим образом?

- Еще вчера я назвал бы "Ювентус", но сегодня отдам предпочтение "Парме". Это машина, которая если разгонится - не остановить.

- "Парма" является образцом для вас?

- Ее футбол - это веление времени. Каким бы техничным ни был современный игрок, без повышенных скоростных качеств ему не найти места в серьезной команде.

- Но эти качества можно повысить и в ходе тренировок?

- В определенной мере - безусловно. Однако для этого надо очень много трудиться. Впрочем, чтобы пройти без затяжных спадов всю марафонскую дистанцию российского чемпионата, требуется высокая степень готовности. В противном случае футболист сыграет на приличном уровне пару-тройку матчей и, как любит выражаться Валерий Васильевич Лобановский, окажется в глубокой функциональной яме. А выбираться из нее в разгар сезона ох как трудно.

- В своей селекционной работе вы учитываете функциональные возможности игрока или считаете, что любой профессионал должен выдерживать те нагрузки, которые ложатся на плечи футболистов "Алании"?

- Не думаю, что подобное вынесет любой игрок. Прежде чем приглашать кого-либо на просмотр или тем более для заключения контракта, мы собираем о нем подробнейшую информацию. Нас интересуют и игровые, и человеческие качества, хотя я понимаю, что идеальных людей на свете не бывает. Перед тем, как подписать контракт с "Аланией", футболист проходит у нас медицинское обследование. Иначе в ходе сезона может возникнуть рецидив старой травмы, о которой мы даже не подозревали, и новичок надолго выйдет из строя. Кроме того, есть модель игры, ее схема, тактика, основанная на определенных принципах, как модно сейчас говорить, - философии футбола. С учетом всего этого мы и стараемся отбирать игроков, хотя финансовые возможности "Алании" далеко не безграничны.

- Однако, приглашая сравнительно большую группу футболистов, вы, наверное, тратите много времени на постановку игры, на то, чтобы сделать ее стройной, ритмичной, монолитной.

- Это так. Но от чемпионского состава образца 1995 года у нас осталось лишь трое: Хапов, Пагаев и Агаев, который пропустил в прошлом сезоне много матчей из-за травм. Кто-то завершил свою карьеру, кто-то уехал за рубеж, что стало уже привычным. Я бы с удовольствием сохранял из года в год костяк команды, добавляя одного-двух футболистов, способных усилить нашу игру. По собственной воле не расстался бы с Тетрадзе, Яновским, Гахокидзе, Кобиашвили, Кавелашвили, но экономические проблемы иной раз ставят нас в тупик. Приходится искать выход, и пока он один: продавать ведущих футболистов в зарубежные клубы, благодаря чему в основном и выживает команда. К тому же у меня нет морального права не отпускать ребят в западные клубы, где их ждут гораздо более выгодные условия.

- Теперь понятно, почему в середине прошлого сезона вы взялись за формирование практически новой команды.

- Да, тогда мы пригласили 6 футболистов, и с ними "Алания" провела несколько прекрасных игр. Ребята пришли в разном функциональном состоянии, их подготовку пришлось форсировать, и, естественно, они не смогли выдержать до конца второго круга физические и психологические нагрузки. Это касается и Деметрадзе, который 20 дней не тренировался, и Церетели, и Тарловского, и бразильцев. Вот сейчас они пройдут вместе с командой всю программу трехмесячных сборов и, несомненно, сильно изменятся.

- Вероятно, на последующих сборах - в Португалии, Израиле и Италии - акцент будет делаться на игровые упражнения?

- Уже в Португалии 2 тренировки будут посвящены в первую очередь привычной работе с мячом. После серии серьезных контрольных матчей и двусторонних игр можно будет судить, насколько правильным был выбор того или иного футболиста. Но, конечно, я уже получил кое-какое представление о новобранцах, прежде всего об их характерах, волевых качествах.

- А чем объяснить тот факт, что в последнее время вы все чаще и чаще приглашаете не только осетинских игроков, но и грузинских, а теперь еще и бразильских? Это родство душ или близость стилей игры?

- И то, и другое. Мы учитываем и национальные особенности тех, кого выбираем. По характеру и воспитанию нам, осетинам, ближе молодые люди, выросшие в кавказском регионе. А Бразилия хоть и далеко, у нас и у ее жителей схожие темпераменты. В этом я убедился лишний раз на примере двух латиноамериканских игроков, которые дебютировали в "Алании" в прошлом году.

- Вероятно, поэтому сейчас на ваших тренировках можно увидеть уже четырех бразильцев - Пауло Эмилио, Эдуардо, Элио Батисту и Джефферсона?

- Вы правы. И все они могут в официальных матчах выйти на поле одновременно, поскольку с двумя бразильскими новичками контракты уже подписаны.

- Не опасаетесь того, что в ходе сезона "Алания" вновь понесет существенные потери из-за отъезда игроков за границу?

- Постараюсь объяснить свое отношение к этому на следующем примере. Игорь Яновский однажды пришел ко мне с сообщением, что его приглашает иностранный клуб. Узнав, какой именно, я сказал: "Игорь, это команда весьма среднего уровня. А ты молод и, если проявишь терпение и выдержку, наверняка попадешь в поле зрения ведущих европейских тренеров. Вот тогда у меня не будет оснований удерживать тебя". Так и случилось. В прошлом году Яновского пригласили в "ПСЖ", и я пожелал ему счастливого пути и успешного продолжения карьеры в знаменитом французском клубе. Сейчас он живет в Париже.

- Но вы, наверное, пытаетесь добиться того, чтобы игроки предпочитали оставаться в вашей команде и не спешили за рубеж?

- Конечно, хотя, как я уже говорил, продуманная трансферная политика приносит нам большую часть доходов. Однако сегодня решается вопрос о создании акционерного общества открытого типа, благодаря которому "Алания" со временем будет так же твердо стоять на ногах, как любой другой по-настоящему профессиональный клуб. Реорганизация, которую произвел УЕФА в системе проведения розыгрыша европейских кубков, стала мощным стимулом для роста наших российских команд.

- Вы подразумеваете прежде всего Лигу чемпионов?

- Безусловно. Попав в основной турнир чемпионской лиги, клуб значительно пополняет бюджет, необходимый для его существования. Надеюсь, что в скором времени все-таки выйдет указ о льготах спонсорам, помогающим выживать российскому спорту, и в частности футболу. Кстати, в свое время Америка вышла из состояния депрессии не в последнюю очередь благодаря созданию образов непобедимых спортивных кумиров, на которых равнялось множество молодых людей. И если наши лучшие хоккеисты и футболисты останутся в России, то им будут подражать тысячи мальчишек, которые слоняются сегодня без дела по улицам и подъездам. Только ради этого стоит вкладывать деньги в спорт.

- С вами трудно не согласиться. Какие стратегические задачи ставит ныне перед собой популярный клуб из столицы Осетии, скромные возможности которого все-таки не сравнить с возможностями зарубежных команд? Будет ли "Алания" стремиться к выигрышу в любом матче предстоящего чемпионата страны независимо от ранга соперника на своем и на чужом поле?

- Думаю, что каждый российский тренер высшего дивизиона перед любой встречей настраивает своих подопечных не на ничью, а на победу. Я - не исключение. Но перед нами стоят еще две серьезные задачи: попасть либо в Лигу чемпионов, либо в зону УЕФА. Если мы выполним хотя бы одну из них, то будем считать, что сезон для "Алании" сложился достаточно успешно. Если нет, признаем его неудачным.

- Сколько вам нужно равноценных игроков, чтобы достичь одной из этих целей?

- 18, а еще лучше - 22. Во-первых, никто не застрахован от травм, а во-вторых, в каждом сезоне у "Алании" по 2 игрока дисквалифицируются минимум на 5 игр. Так что скамейка должна быть длинной.

- Темпераментный тренер - темпераментные игроки!

- Какой футбол без эмоций?

- Что ж, выиграть предстоящий чемпионат России без должного эмоционального настроя, по-моему, невозможно.

- Бесспорно. Тем более что, по-моему, по меньшей мере 5 команд будут в состоянии повести борьбу за чемпионский титул.

Мой собеседник не стал уточнять, какие клубы он имеет в виду. Но, судя по тому, как резво начала "Алания" подготовку к новому сезону на первом сборе, и по тому, как тщательно выбирал ее главный тренер место для третьего сбора, в преддверии российского первенства-99 владикавказцев стоит отнести к компании фаворитов.