ФУТБОЛ |
World Football Gala 99 |
Лев ЯШИН ВНОВЬ ПОКОРЯЕТ ЕВРОПУ НА ИСХОДЕ ДВАДЦАТОГО ВЕКА
Ефим ШАИНСКИЙ |
из Ротенбурга |
Гордон БЭНКС?
Meirotels Hall органично вписывается в живописный горный ландшафт вокруг небольшого городка Ротенбург, что на севере германской земли Гессен. Современное строение из стекла и дерева - словно огромное гнездо, из которого с высоты птичьего полета видны, будто игрушечные, красного кирпича домики с остроконечными крышами, широкая долина быстрой речки Фульды, зеленые вершины соседних гор. В минувший понедельник сюда залетели важные птицы.
В скоростном лифте я столкнулся лицом к лицу со слегка простуженным португальцем Эйсебио, который поэтому, наверное, был не слишком приветлив. В холле, украшенном металлическими фигурами суровых тевтонских рыцарей, в окружении журналистов увидел некогда грозного, а теперь, увы, грузного венгра Ференца Пушкаша. Недалеко от него на крутой лестнице услышал слегка жужжащий темпераментный португальский говор бразильца Зико, появившегося в сопровождении шумной компании друзей и поклонников. Все эти и многие другие гордые футбольные орлы оказались здесь по приглашению Международной федерации футбольной истории и статистики (ИФФХС), устроившей грандиозное представление под названием World Football Gala 99, в программе которого значилось объявление имен лучших вратарей и полевых игроков всех континентов, признанных таковыми по итогам уже бьющегося в конвульсиях XX века, а также сильнейших голкиперов, бомбардиров, тренеров, судей и клубов мира 1998 года.
Программа прекрасно отрежиссированного шоу была выстроена таким образом, что по мере приближения к финалу действа интрига все обострялась и обострялась. В самом конце вечера, почти в полночь по местному времени, при напряженном молчании заполненных до отказа трибун объявлялись лучшие вратари и полевые игроки Европы нынешнего столетия. Разумеется, шли от "великих" к "величайшим". На двух больших экранах просторного зала кадры кинохроники показывали "амплитудные" прыжки Франтишека Планички, отчаянные броски в ноги форвардов Зеппа Майера, выигранные у противников "сражения" Рикардо Заморы. А потом на сцену пригласили Гордона Бэнкса, занявшего с 360 очками третье место во вратарской табели о рангах XX века. Англичанин, блиставший на футбольных полях еще более тридцати лет назад, выглядел пожилым джентльменом, не утратившим бодрости и чувства юмора. Он, к удовольствию зрителей, говорил на вполне сносном немецком, объяснив, что выучил его благодаря своей жене, которая родом как раз из Германии. Кроме того, чемпион мира-66 рассказал, что совершенствует язык, частенько играя в гольф с Францем Беккенбауэром. Вел себя Бэнкс довольно артистично, заявив под конец, что теперь, "на старости лет", его нередко путают со знаменитым французским комиком кино Фернанделем, на которого, как многие считают, он внешне стал очень похож.
Дино ДЗОФФ?
Потом ведущие вызвали из зала Дино Дзоффа, сидевшего за столиком рядом с Джачинто Факкетти и Пьерлуиджи Коллиной. Но сперва несколько слов о тех, кто в тот вечер пил кофе с известнейшим итальянским вратарем. Фактурный красавец голливудского типа Факкетти, знаменитый защитник, на счету которого 94 игры в составе "Скуадры адзурры", сегодня - член президиума миланского "Интера", а приехал он в Ротенбург за призом, которым отмечен его клуб, признанный сильнейшим в мире по итогам минувшего года. Похожий прической, а точнее - ее полным отсутствием, на Фантомаса, Коллина наводил в прошлом году ужас на грубиянов футбольных полей почти так, как известный персонаж знаменитого фильма на зрителей, за что и был, видимо, признан лучшим в мире судьей 1998-го. Предложение использовать в будущем сразу двух арбитров в поле не лишенный юмора итальянец воспринял с энтузиазмом: "Если раньше судьи обслуживали матчи до 45 лет, то теперь они смогут работать до пятидесяти пяти..."
Но вернемся к Дзоффу, завоевавшему символическое "серебро" (373 очка) во вратарском списке европейского столетия. Сыгравший за сборную Италии 112 встреч голкипер в отличие от Коллины был серьезен, на сцене рассуждал главным образом о том, что в принципе поддерживает идею президента ФИФА Зеппа Блаттера проводить чемпионаты мира каждые два года. Получив серебряный приз, нынешний наставник национальной сборной Италии по-прежнему был не слишком улыбчив - похоже, рассчитывал на большее. Но, как показал дальнейший ход событий, шансов стать первым у него просто не было.
Лев ЯШИН!!!
Когда на экране показали деловито ловящего мячи Льва Яшина на всех его четырех чемпионатах мира, блистательную игру московского динамовца в знаменитом матче в составе сборной мира на "Уэмбли" против англичан, взятый им намертво и ставший уже легендарным пенальти от итальянца Сандро Маццолы, всем стало абсолютно ясно, кто на самом деле лучший вратарь XX века. Не было сомнений и у определявшего лауреатов жюри, в состав которого вошли известные футбольные историки, эксперты и журналисты. Набрав 498 очков, Яшин значительно оторвался от преследователей. Представляя короля голкиперов, дикторы говорили не только о мастерстве Льва Ивановича, но и о его мужестве, человечности, искренности и простоте.
О том, что победители определялись, как говорится, "без дураков", свидетельствуют и результаты опроса на звание лучшего полевого игрока Европы столетия. Лауреаты назывались по той же схеме, что и в предыдущем конкурсе. Уже прозвучали фамилии Бобби Чарльтона, Эйсебио, Мишеля Платини, Пушкаша, Ди Стефано... Претендентов на трон осталось лишь двое - Беккенбауэр и Йохан Кройф. Как хотели собравшиеся в зале, чтобы сперва была оглашена фамилия знаменитого Летучего Голландца! Но диктор, заглянув в шпаргалку, тихо и как-то виновато назвал имя Кайзера Франца. В зале сперва установилось недоуменное молчание, а вскоре и раздался свист...
БЕККЕНБАУЭР СКАНДАЛИТЬ НЕ СТАЛ, А НА ДОЛЮ КРОЙФА ПРИЗА НЕ ОСТАЛОСЬ
Но не случайно Беккенбауэра в Германии называют Кайзером. В не очень приятной для себя ситуации не привыкший проигрывать Беккенбауэр повел себя просто блестяще. Выйдя на всеобщее обозрение, он продемонстрировал, что по своим дипломатическим способностям, уму и кругозору вполне мог бы работать, например, в Совете безопасности ООН. Поблагодарив президента ИФФХС доктора Альфредо Пеге за огромную организаторскую работу, а авторитетное жюри - за высокую оценку его скромных заслуг, Кайзер закатил пламенную речь о дружбе народов, о вкладе Международной федерации футбольной истории и статистики в борьбу против расовых предрассудков, закончив свою речь чуть ли не слово в слово строчкой "как здорово, что все мы здесь сегодня собрались" из известной русской бардовской песни. Завороженные ораторским даром Беккенбауэра, все как-то забыли, что на сей раз вечный триумфатор был признан лишь вторым. С трибун послышались даже вопросы, кто же все-таки победил. Доктор Пеге вынужден был срочно выбежать на сцену и, откровенно извиняясь, сказать: "Мне очень жаль, но по решению жюри вы, господин Беккенбауэр, только на втором месте". Сразу после этого организаторы пришли в такое смятение, что, пряча глаза от смущения, вручили Кайзеру... золотой приз.
Когда после всего происшедшего было объявлено, что лучшим игроком столетия в Европе стал все-таки Кройф, в зале это как-то не сразу поняли. Еще одна неловкость возникла после того, как на сцену поднялась дочь голландца Сицилла - сам лауреат в Ротенбург не приехал, задержавшись по важным делам в Южной Африке. Оказалось, что к этому моменту все призы уже розданы... Наследнице же Кройфа досталось лишь крепкое рукопожатие, что было воспринято народом на трибунах с громким хохотом.
Ну а Кайзер и по завершении пышного мероприятия вел себя вполне достойно - отвечал на вопросы журналистов, позировал перед камерами. Правда, все это делал чуточку торопливее, чем обычно, и в конце концов, вдруг резко развернувшись, быстро зашагал прочь из Meirotels Halle, сорвав тем самым запланированную процедуру совместного фотографирования всех лауреатов.
Впрочем, и без этого традиционного снимка фотокорреспонденты, собравшиеся в зале, были вполне удовлетворены. Они запечатлели и знаменитый "танец живота" камерунца Роже Милла, исполненный им на сей раз не в футбольной форме у углового флажка, а прямо на сцене в черном фраке; и душещипающую идиллию молодых супругов Кристиана и Адрианы Карамбе - словацкая суперфотомодель, которая на голову выше спутника жизни, выглядела настолько элегантно и профессионально, что на огромную разницу в росте внимания практически никто и не обратил); и ослепительные улыбки и изысканные наряды молодых, среднего возраста и просто престарелых футбольных звезд со всех континентов.
ЧУЖИМИ НА ПРАЗДНИКЕ ЖИЗНИ МЫ НЕ БЫЛИ
Хорошо, что на этом празднике жизни мы были не чужие. О победе легендарного Яшина я уже сказал. Приятно было обнаружить родные фамилии и в других, как принято сейчас говорить, номинациях. В списке лучших клубных тренеров мира 1998 года на шестой и восьмой позициях соответственно Валерий Лобановский и Олег Романцев. Если сравнивать возможности (прежде всего финансовые) наставников киевского "Динамо" и московского "Спартака" с теми миллионами, которыми ворочают их соседи по списку лучших тренеров мира, то, ей-богу, хочется снять перед Лобановским и Романцевым шляпу. Почетное девятое место в рейтинге сильнейших клубных команд мира у московского "Спартака" (251 очко), совсем ненамного отставшего от победителя Лиги чемпионов и обладателя Межконтинентального кубка мадридского "Реала" (256), который был повержен подопечными Романцева в Москве. Есть наши люди и в когорте лучших бомбардиров, десятку которых замыкает киевский динамовец Сергей Ребров. Роналдо в этом списке лишь пятнадцатый.