ФУТБОЛ |
Валерий КАРПИН
КАЛИФАМИ НА ЧАС МЫ В ВИГО СЕБЯ НЕ ЧУВСТВУЕМ
Лучший, по версии "СЭ", российский легионер января Карпин не торопится называть этот сезон самым успешным в карьере. "Пока все идет нормально, - говорит он. - Не более того. Вот если моя "Сельта" сможет-таки выиграть чемпионат Испании, тогда и я с чистой душой скажу, что год действительно удался".
ДОН КИХОТА ЗДЕСЬ НЕ ЗНАЮТ, А ГЕНЕРАЛИССИМУСА ФРАНКО НЕ ЛЮБЯТ
- Сейчас, после пяти лет жизни в Испании, можете сказать, что эта страна стала вашей второй родиной?
- Да, этого времени хватило, чтобы адаптироваться и принять ценности страны, которая оказалась очень близка мне по духу. Другое дело, что не каждый способен привыкнуть к испанскому образу жизни, который может показаться иностранцу чудаковатым. Вся страна, к примеру, живет по определенному расписанию: испанцы работают с 9 утра до часу дня, после чего следует четырехчасовая сиеста. И какими бы важными ни были ваши дела, вы не сможете заставить местного жителя заниматься ими в это святое для каждого испанца время. Традиция сиесты в каком-то плане характеризует и весь народ, живущий в своем, особом ритме.
- Испанцев можно назвать культурным народом?
- Зависит от того, какой смысл вкладывать в понятие культурного человека. Очевидно, что начальное и среднее образование в России намного лучше и качественнее, чем в Испании. Местные жители, к примеру, кажется, вообще не представляют, кто такой Мигель Сервантес, тогда как мы бредили приключениями Дон Кихота еще в школе. С другой стороны, испанские университеты дают гораздо больше практических знаний, чем российские. И человек с местным дипломом вряд ли когда-нибудь окажется без работы.
- Где тогда будет учиться ваша трехлетняя дочурка?
- Разумеется, в том же городе, где будет играть ее папа.
- В Виго ощущаете себя комфортно?
- Да, конечно. Но не менее уютно чувствовал себя в Сан-Себастьяне - самом, на мой взгляд, красивом городе Испании. Не зря ведь генералиссимус Франко в свое время избрал именно его для своей летней резиденции. Там сейчас находится исторический музей - очень, кстати, любопытный. Находясь там, понимаешь, что кем-кем, а аскетом диктатора Франко не назовешь. Недаром многие испанцы до сих пор морщатся при упоминании его имени.
- Давайте все-таки "вернемся" в Виго. Какие-то излюбленные места в городе у вас есть?
- Часто захаживаю в итальянский ресторанчик "Артуфо", который расположен в двух кварталах от моего дома. Вообще стал в Испании если не гурманом, то по крайней мере большим поклонником местной кухни.
- А как относитесь к знаменитому "андалусскому"?
- Предпочитаю красное "Риоха". До Испании я не любил вина и не понимал поклонников Бахуса. Теперь же не отказываю себе в удовольствии выпить стаканчик для здоровья за обедом и за ужином.
- В театр или кино выбраться удается?
- Нет, на это просто не хватает времени. Вся моя "культурная жизнь" в Виго заключается в просмотре видеокассет. Недавно, кстати, смотрел на испанском "Человека в железной маске". С удивлением для себя выяснил, что Леонардо Ди Каприо является очень даже неплохим актером.
- А на корриде приходилось бывать?
- Да, но мне не понравилось. Не люблю, когда издеваются над животными.
- В душе вы скорее русский или все-таки испанец?
- Скорее испанец.
КАРПИН - НЕ МАРАДОНА И ДАЖЕ НЕ ЗИДАН
- В интервью "СЭ" трехнедельной давности вы дали следующий прогноз: "финиш предстоит острый, но тяжелее всего придется именно "Сельте". Увы, не ошиблись: команда уступила в двух последних играх и откатилась с первого места турнирной таблицы. В чем заключается причина такого фиаско?
- Не надо быть провидцем, чтобы догадаться: команда с такой короткой скамейкой рано или поздно столкнется с определенными проблемами. На поле в составе "Сельты" выходят 11 классных футболистов, но ведь и их силы небеспредельны. Это особенно проявилось на нынешней неделе, когда мы провели два матча в чемпионате и Кубке страны. Но я не стал бы говорить о каком-то глобальном кризисе, исключающем "Сельту" из числа претендентов на золото национального первенства. Показательна последняя кубковая игра с "Депортиво": мы хоть и остались вдесятером в начале второго тайма, но явно выглядели свежее оппонентов из Ла-Коруньи.
- То есть вы не согласны со многими специалистами, которые до сих пор продолжают характеризовать "Сельту" как "калифа на час"?
- Если в их понятии "час" - это сезон национального первенства, то согласен. Не забудьте, что до последнего срыва мы уступили только в двух играх чемпионата. Не берусь гадать, что произойдет с "Сельтой" в следующем сезоне. Думаю все же, хозяева команды не позволят богатым клубам растащить своих игроков. Они уже предприняли определенные шаги в этом направлении, продлив на год контракт с нашим тренером Виктором Фернандесом.
- А что скажете о будущем игрока Карпина?
- Оно представляется весьма определенным. У меня действует трехлетний контракт с "Сельтой", согласно которому команда, которая пожелает купить игрока Карпина, должна будет раскошелиться на 35 миллионов долларов. Вряд ли найдется клуб, который рискнет выложить такую сумму за 30-летнего футболиста. Да и сам я не имею ни малейшего желания уезжать из Виго, где меня устраивает почти все.
- До сих пор ваша заграничная карьера складывалась сверхудачно. Но есть ли что-то, произошедшее с вами за последние 5 лет, о чем жалеете?
- Совершил ошибку, когда согласился на переезд из Сан-Себастьяна в Валенсию, где провел худший сезон в своей карьере. Валенсийские болельщики знали, что президент клуба совершил самую дорогую в истории команды покупку, приобретя Карпина за 8 миллионов долларов. Соответственно, и смотрели на меня поначалу как на гения, который, в идеале, должен брать мяч в своей вратарской, обводить 11 игроков соперника и закатывать его в сетку ворот соперника. Я, конечно, немного утрирую, но валенсийцы действительно верили, что в клубе появился второй Марадона. А я не Марадона и даже не Зидан, а типичный командный игрок, который не может сотворить чудо в отсутствие помощи партнеров. В общем, в какой-то момент я опустил руки, решив, что "Валенсия" - не моя команда. В этом и заключается моя вина. Человек не должен сдаваться ни при каких обстоятельствах, как бы плохо ни шли его дела.
- А что посоветуете молодым футболистам, которые сегодня уезжают играть из России за границу?
- Не расслабляться. В Европе, да и, наверное, во всем мире, действует незыблемое правило: иностранец, желающий получить работу, должен быть на голову сильнее, умнее и компетентнее своих местных конкурентов. Ритм жизни в европейских странах убаюкивает, но легионер всегда должен помнить о том, что за спиной находятся те, кто готов "сожрать" тебя при первом удобном случае.
- Русские легионеры в Испании - это скорее диаспора или же мало знакомые друг с другом люди?
- Всегда стараюсь поддерживать отношения со своими соотечественниками, особенно с бывшими партнерами по "Спартаку". Поэтому часто созваниваюсь с теми же Онопко и Бесчастных. Они, судя по беседам, своей испанской жизнью в целом довольны, хотя каждому приходится сталкиваться с какими-то каждодневными проблемами. Что же до Александра Мостового, то нас можно назвать близкими друзьями. Видимся каждый день на тренировках, часто общаемся и во внефутбольной жизни. Благо для этого не надо прикладывать особых усилий, ведь Саша живет тремя этажами выше меня.
РАБОТА С РОМАНЦЕВЫМ - ОДНО УДОВОЛЬСТВИЕ. КАК, ВПРОЧЕМ, И С ФЕРНАНДЕСОМ
- Вы, наверное, слышали о поступке выступающего в НХЛ Алексея Яшина, который пожертвовал миллион долларов оттавскому "Национальному культурному центру", чтобы канадцы могли приглашать наших артистов и знакомиться с лучшими образцами российской культуры. А у вас с Мостовым не возникало идеи взять на себя такую миссию?
- Нет. На русских артистов мы можем посмотреть, и бывая на Родине. Что же до испанцев, то их трудно убедить в том, что и в нашей стране осталась настоящая культура. Благодаря крайне тенденциозному телевидению у них уже сложился определенный образ России как авторитарной державы, где всегда холодно, где люди годами сидят без зарплаты и готовы убить ради куска хлеба. Стараюсь объяснять коллегам, что дело обстоит совсем не так, что и Россия была, есть и будет великой страной.
- Вы можете доказать это и делом, выступая за национальную команду. Что, кстати, думаете о последних событиях в сборной?
- Считаю, что в последних ее неудачах виноваты все - от президента РФС Колоскова до футболиста Карпина. Что же касается увольнения Бышовца, то оно кажется мне несвоевременным. Отставка была бы логичной после матча с исландцами, но не в декабре, когда, казалось, все только началось образовываться.
- А как смотрите на перспективу работы с Романцевым?
- С огромным удовольствием. Я работал с Романцевым пять лет в "Спартаке" и в сборной России и с радостью готов продолжить сотрудничество.
- Как бы могли охарактеризовать Романцева как тренера?
- Не считаю корректным говорить о человеке, с которым придется тесно общаться в ближайшем будущем.
- А что можете сказать о своем наставнике в "Сельте" - Викторе Фернандесе?
- Могу провести много аналогий между ним и Романцевым. Оба - прекрасные педагоги и психологи, чувствующие своих подопечных. Они знают, к примеру, когда надо крикнуть, а когда сесть и спокойно поговорить по душам, когда надо быть злым, а когда добрым. Оба исповедуют похожие взгляды на футбол. Ведь, по сути, игра и тренировки "Сельты" основаны на спартаковском стиле с его квадратами и стеночками. По сути, и Романцев, и Фернандес - настоящие профессионалы в своем деле, а с такими людьми работать легко и приятно.
Никита КИМ