Газета Спорт-Экспресс № 29 (1928) от 9 февраля 1999 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 февраля 1999 | Конькобежный спорт

КОНЬКИ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Ольга ЛИНДЕ

Удивительным получился 93-й чемпионат мира по классическому многоборью, завершившийся на льду олимпийского крытого катка Viking Ship Hall в Хамаре.

Напомню, что он впервые проводился по новым правилам: к стартам допускалось ограниченное число конькобежцев, по 24 у мужчин и женщин, заслуживших это право на отборочных чемпионатах Европы, Северной Америки и Азии. Отсев получился довольно жестким. Например, сильнейшая мужская сборная Голландии была представлена лишь двумя спортсменами. И это не могло не обострить конкуренцию, ведь среди двух дюжин скороходов, боровшихся за награды, не было ни одного из тех, кого принято называть балластом.

В Хамаре мы не увидели ни одного проходного забега! В итоге было установлено 3 мировых рекорда, один - на дистанции, что случается не так уж редко, и два - в сумме многоборья, что случается гораздо реже.

Но речь не о том. А о выступлении российских скороходов. Впервые после 11-летнего перерыва на пьедестал почета мирового первенства трижды поднимался наш соотечественник: 29-летний Вадим Саютин был лучшим в беге на 5000 м, показал второй результат на дистанции 10 000 м и стал вице-чемпионом мира по сумме. При этом Вадим установил 4 превосходных рекорда России - на обеих длинных дистанциях, на полуторке и в сумме. Более чем уверенно выглядела в Норвегии и 21-летняя Варвара Барышева, чье 8-е место в многоборье сложилось из трех национальных рекордов - в беге на 1500 и 3000 м и по сумме 4 дистанций. Следует отметить, что Саютин тренируется за границей, поскольку его пригласил в свою профессиональную команду олимпийский чемпион и рекордсмен мира Барт Фельдкамп, и избавлен от тех бытовых и финансовых проблем, с которыми сталкиваются его коллеги, оставшиеся дома. Барышева же готовится к стартам в составе нашей сборной, которая большую часть времени проводит в поисках средств для того, чтобы обеспечить себе возможность тренироваться и выступать. Поэтому средний уровень результатов, который обычно демонстрируют российские скороходы, является не показателем их истинного класса, а лишь следствием неустроенности. Заслуженный тренер СССР Борис Барышев совершенно уверен: если предоставить нынешнему составу российской сборной те же минимально (подчеркиваю это слово) необходимые для подготовки условия, которые в команде Фельдкампа имеет Саютин, ее члены оплатят затраты сторицей. Ведь, скажем, голландцы или немцы, задающие тон на мировой арене, ничего нового в подготовке не изобрели. "Они работают по тем самым методикам, которые первыми лет 10-15 назад применили российские тренеры, - сказал Барышев. - Например, на лед выходят еще летом и в общей сложности проводят на нем до 9 месяцев в году. У наших же спортсменов в лучшем случае 4 месяца полноценной ледовой подготовки. А в том, что касается занятий на среднегорье, опыта у нас раз в десять больше! Вся беда в том, что из-за отсутствия финансирования мы не можем его полноценно использовать".

До тех пор, пока в России не будет условий для нормальной работы спортсменов, в том числе крытого катка, результаты, подобные тем, что показывают Барышева, Дмитрий Шепель, Саютин, будут не нормой, а подвигом.

К счастью, уже виден свет в конце тоннеля. Летом минувшего года мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о строительстве в столице катка под крышей. И дело это хотя и очень медленно, но все-таки продвигается. Сейчас рассматривается вопрос о выделении участка земли под арену: вице-мэр Москвы Валерий Шанцев установил весьма жесткие сроки его решения. Так что крытый каток в России скорее всего будет. Вопрос лишь - когда. Хотелось бы, чтобы поскорее, пока нынешнее поколение молодых и талантливых российских конькобежцев не состарилось и есть еще кому под этой крышей бегать!