ФУТБОЛ БЕЗ МЯЧА |
"УЭМБЛИ" ПРОДАН ЗА $ 380 000 000
В конце минувшей недели после многих месяцев сложных переговоров самый знаменитый в мире футбольный стадион - "Уэмбли" - был продан за 380 миллионов долларов Английской футбольной ассоциации. Огромная арена, которая должна стать основным козырем страны в борьбе за право принять у себя чемпионат мира 2006 года, оказалась в точке пересечения интересов различных финансовых кругов, причем каждый из конкурентов пытался склонить акционеров на свою сторону. Одна американская компания, имевшая поддержку в совете директоров "Уэмбли", предложила было отложить голосование по вопросу о будущем стадиона, поэтому основному претенденту на покупку - футбольной ассоциации - пришлось поставить ультиматум: если собрание акционеров не примет решения о продаже немедленно, то ФА вообще снимет свою кандидатуру.
Стадион "Уэмбли" принимал Олимпийские игры 1948 года, был бессменным местом проведения всех финальных игр Кубка Англии. По всей видимости, в последний раз он сделает это в 2000 году, после чего сооружение, возведенное в 1923 году, будет полностью снесено, а затем заново отстроено, но уже в соответствии с современными стандартами.
Легендарный Бобби Чарльтон, ставший в составе сборной Англии чемпионом мира-66 именно на "Уэмбли", а теперь работающий в команде по организации ЧМ-2006 на Туманном Альбионе, крайне доволен совершившейся сделкой.
- Я думаю, сейчас самое время смотреть вперед, в будущее. В двадцатых годах этот стадион называли еще одним чудом света, и я уверен, он станет одним из чудес XXI века, - заявил Сэр Бобби.
ПЕРВУЮ ТРЕНИРОВКУ ПИТЕРСКИЙ "ЛОКОМОТИВ" ПРОВЕЛ В АВТОБУСЕ
Сказать, что жители Аянапы приступили к благоустройству своего городка к предстоящему летнему сезону - значит, не сказать ничего. Город буквально вдоль и поперек изрыт всевозможными каналами, поскольку одновременно приводят в порядок дороги и занимаются профилактикой канализационных систем. Вследствие этого на автомобильных трассах кипрского курорта то и дело возникают всякого рода трагикомические ситуации. Масштаб появившихся неудобств в полной мере оценили футболисты питерского "Локомотива", отправившиеся в субботу из отеля "Маргадина", где они проживают, на свою первую тренировку.
Отчаявшись пробиться в направлении комплекса футбольных полей по пяти или шести известным ему улицам, водитель автобуса неожиданно отважно направил свою машину в какой-то переулок очень сомнительной ширины. То, что он сидит за рулем громадного транспортного средства, шофера ничуть не смутило. Увы, авантюра молодого киприота завершилась так, как и должна была завершиться. Автобус намертво застрял на одном из крутых поворотов, и спустя какие-то пару минут сзади и впереди него образовался живописный затор из автомобилей и мотороллеров. Вдобавок незадачливый шофер теперь вынужден будет менять огромное боковое стекло, которое треснуло от столкновения с острым выступом одного из домов. Каким-то чудом, следя за жестами и репликами многочисленных местных доброхотов, бедолага сумел, пятясь, выбраться на исходную позицию, но "Локомотив" на свою тренировку к тому времени уже безнадежно опоздал. Ее пришлось сократить почти вдвое. Можно считать, что первое занятие питерцы, живо перемещавшиеся по всему салону, чтобы прокомментировать царящую кругом суматоху, провели прямо в автобусе, считает корреспондент "СЭ" Александр КУЗЬМИН.
"СТАД ДЕ ФРАНС" СУДЬБА "ТИТАНИКА" ВРОДЕ БЫ НЕ ГРОЗИТ
Александр ПРОСВЕТОВ
из Парижа
На минувшей неделе "Стад де Франс" отпраздновал премьеру. Впервые в истории этого спортивного сооружения, выстроенного в парижском предместье Сен-Дени к ЧМ-98, игрался матч чемпионата Франции. Для начала: не высшего, а второго дивизиона. Лидирующий в турнире D-2 "Сент-Этьен" одержал верх со счетом 2:1 над клубом "Ред Стар", который базируется в другом столичном пригороде - Сент-Уан, соседствующем с Сен-Дени. Притом был установлен рекорд посещаемости для французского D-2. По оценочным данным, на матче побывали 45 тысяч человек.
Итак, все вроде бы замечательно. Но остаются вопросы: что до сих пор мешало устраивать на "Стад де Франс" матчи национального чемпионата и каковы перспективы? Постараемся разобраться.
Напомню, что строительство 80-тысячного стадиона велось за счет как частного капитала, так и государства. Правительство внесло 47 процентов средств, а компании, образовавшие консорциум "Стад де Франс", который будет управлять стадионом до 2025 года, - 53 процента. При этом правительство, возглавлявшееся Эдуаром Балладюром, во что бы то ни стало хотело осуществить проект до собственного исчезновения, а потому взяло на себя в 1995 году нелепое обязательство выплачивать в первые два года консорциуму неустойку в размере 73 миллионов франков (около 12,5 миллиона долларов по сегодняшнему курсу), если для "Стад де Франс" в стране не найдется футбольного клуба, готового регулярно проводить на нем домашние матчи.
Год назад власти оказывали давление на "Пари Сен-Жермен", но клуб переехать с "Парк де Пренс" отказался, так как в противном случае превратился бы из парижского в "сен-дениский" и, соответственно, лишился бы поддержки мэрии Парижа. Выступающий во втором дивизионе "Ред Стар" хотел бы стать хозяином престижной арены в Сен-Дени, на которой "Трехцветные" выиграли финал ЧМ-98, но, увы, не выполнил условия контрольно-финансовой комиссии (во Франции осуществляется профилактика банкротства) о представлении бюджета, превышающего 40 миллионов франков. В итоге в прошлом году государство выплатило консорциуму 73 миллиона франков, несмотря на то, что тот в целом свел баланс с положительным сальдо. Хозяевам "Стад де Франс" даже выгодно, чтобы он оставался беспризорным. Доходы приватизированы, да еще и нехватка прибыли компенсируется.
Теперь администрация "Ред Стар" утверждает, что за счет привлечения новых спонсоров бюджет клуба составит 50 миллионов. Но возникла другая проблема: команда из Сент-Уана, бодро начав сезон, оказалась сейчас среди тех, кому угрожает вылет из второго дивизиона в третий. Если она опустится этажом ниже, про претензии на "Стад де Франс" придется забыть.
С другой стороны, среди лидеров турнира в третьем эшелоне находятся представляющие парижский регион клубы "Кретей" и "Нуази-ле-Сек". У "Кретея" шансы на повышение лучше, но он собирается ограничиться расширением вместимости собственного стадиона с 4500 до 10 тысяч человек. "Нуази-ле-Сек", напротив, охотно играл бы на "Стад де Франс". Причем он готов делить его с "Ред Стар", как "Интер" и "Милан" делят "Сан-Сиро". Проблема только в том, что два французских клуба далеко не чета двум названным итальянским.
"В рекламных целях я дал согласие на проведение матча "Ред Стар" - "Сент-Этьен" , но в отношении будущего сезона абсолютно ничего не решено, - заявил генеральный директор консорциума "Стад де Франс" Гаэтан Дюрюэль. - Убежден, что наш стадион должен располагать постоянным клиентом-клубом, но таким, который способен регулярно привлекать по 30 - 40 тысяч зрителей".
Намек понят всеми, кто мало-мальски в курсе парижских футбольных тайн. В Париже и округе никто, кроме "ПСЖ" - не надо обольщаться - не способен на сегодня обеспечить подобную аудиторию. Завтра? Тоже нет. Чтобы всякие ред-стары и прочие нуазиле-секи стали уважаемой силой, нужны мощные финансовые вливания. Сегодняшнее французское законодательство не способствует привлечению в спорт спонсоров на уровне ведущих в футболе европейских держав. Потому римейк сюжета середины 80-х с нежданным многими выдвижением наверх богатого клуба "Матра-Расинг" представляется утопией. А раз так, то давайте ожидать, что на "Стад де Франс" будут по-прежнему играть сборные по футболу и регби, будет проводиться финал Кубка футбольной лиги... Что еще? Вслед за "Роллинг Стоунз" и Джонни Халлидеем на нем споет для широкой публики Селин Дион.
"Стад де Франс" становится "Титаником"? Отнюдь. Пока скорее французским "Уэмбли". Для иных такое сравнение звучит лестно.
КАК ИГРАЮТ, ТАК И ПОКАЗЫВАЮТ
Забавный эпизод произошел во время субботней телетрансляции центрального матча чемпионата Венгрии МТК - "Ференцварош" по местному телевидению. "Что-то ничего хорошего не вижу я в этой игре", - невесело сказал телекомментатор. А буквально через несколько минут в справедливости этих слов убедились даже те, у кого прежде точка зрения была другой. На экране несколько раз что-то мигнуло, и в течение примерно четверти часа телезрители могли слышать только голос ведущего, а изображение пропало. Впрочем, нельзя сказать, что телезрители многое потеряли. Корреспондент "СЭ" Арнольд ЭПШТЕЙН был свидетелем сборов на игру футболистов "Ференцвароша". К автобусу, который должен был отвезти их на сверхпринципиальный по местным меркам матч, они брели с видом чемпионов мира, потягивая "Спрайт" и заедая его кексами. Примерно также выглядели они и во время матча, который завершился со счетом 2:0 в пользу соперников, выглядевших, впрочем, не многим лучше.