КОНЬКИ |
СЕЗОН-98/99 |
БЕЗ КРЫТОГО КАТКА У НАС НЕТ БУДУЩЕГО
В воскресенье на льду крытого катка "Тиалф" в Голландии завершили сезон ведущие конькобежцы мира.
Чемпионат мира на отдельных дистанциях прошел при полном преимуществе хозяев льда, скороходов Голландии, выигравших 5 высших наград из 10 разыгранных, а также немки Гунде Ниманн-Штирнеманн, дважды поднимавшейся в Херенвене на высшую ступень пьедестала. Таким образом, лишний раз подтвердился существующий расклад сил: законодателями мод в скоростном беге на коньках по-прежнему остаются европейцы вообще и голландцы в частности.
А ведь в прошлом году показалось, что акценты в этом виде спорта смещаются за океан. Когда вся конькобежная элита начала менять классические коньки на новомодные "шлепанцы", коньки с отрывающейся пяткой, легче всех к обновке приспособились молодые американцы и канадцы: их неклассическая да и неустоявшаяся еще техника бега позволила очень быстро научиться использовать потенциал слэп-скейтов. Более консервативным и более "взрослым" европейцам на то, чтобы как следует разносить новую модель конькобежной обуви, понадобилось время. Но в конце концов все встало на свои места.
Хотя в женском спринте безоговорочная прима олимпийской зимы Катриона ЛеМэйДоан по-прежнему оставалась на виду, немка Моника Гарбрехт весь сезон дышала ей в спину, а в Калгари, на родном для канадки льду, нанесла сопернице решающий удар, выиграв спринтерский чемпионат мира. В мужском же спринте соотечественнику Катрионы Джереми Уотерспуну и его голландскому ровеснику Яну Босу, чтобы выяснить отношения между собой, понадобилось установить 4 (!) мировых рекорда.
В многоборье тон задавали голландцы и немка Ниманн. Но если Гунде минувшей зимой была неподражаема (на ее счету 3 мировых рекорда, ни одного поражения на дистанциях 3000 и 5000 м и лишь один проигрыш на кубковой "полуторке"!), то о голландских мужчинах этого не скажешь. Ни один из них, включая чемпиона мира и Европы Ринтье Рийтсму, не выступал без срывов. Олимпийские чемпионы и рекордсмены мира Джанни Ромме и Идс Постма сезон просто провалили. Виной тому, как мне кажется, процесс разделения монолита голландских коньков на коммерческие команды. Деньги у таких команд есть, а вот настоящих профессиональных тренеров увы. Раньше вся конькобежная гвардия готовилась в сборной, и точно спланированный процесс в сумме с постоянным внутренним соперничеством делал голландцев столь же непобедимыми и психологически устойчивыми, как мужская сборная Австрии по горным лыжам. Сейчас же, разбежавшись по клубам, какую-то внутреннюю силу голландцы утратили. Посему и начался разброд и шатание в их результатах. И хотя все главные титулы и награды к рукам прибрали все-таки они, это уже не показатель силы конькобежцев Страны тюльпанов, а всего лишь свидетельство того, что у их соперников, в первую очередь норвежцев, не оказалось под рукой достойных аргументов.
Вопреки существующей в России конькобежной разрухе наши соотечественники выглядели в минувшем сезоне достойно. Честно признаюсь, что для меня европейская бронза Дмитрия Шепеля, мировое серебро Вадима Саютина и Светланы Журовой - нечто из разряда научной фантастики. Трудно даже представить, какие силы, какая самоотверженность и преданность конькам нужны для того, чтобы при полном отсутствии в России каких-либо условий для ледовых тренировок вырывать награды самых престижных турниров у благополучных европейских и заокеанских конкурентов. Лишним свидетельством того, каким колоссальным потенциалом обладают молодые российские мастера скоростного бега на коньках, является таблица рекордов России, практически полностью переписанная в этом сезоне. Увы, но даже перекрытые на 5 - 6, а то и больше секунд российские рекорды по-прежнему сильно уступают мировым и европейским. Просто потому, что бегать на быстром и качественном льду нужно учиться с самого начала, а не переучиваться по ходу сезона.
Вот почему России крытый современный каток нужен больше чем воздух. Увы, но процесс строительства конькобежного стадиона в Москве, как кажется, зашел в тупик. Еще в январе вице-мэр Москвы Валерий Шанцев распорядился в десятидневный срок решить вопрос о выделении земельного участка под строительство. На дворе март, прошло уже не десять, а четырежды по десять дней, но дело с места не сдвинулось. А я ведь уже как-то писала: если затянуть процесс в российских традициях, может оказаться так, что уже завтра просто некому будет бегать на коньках под крышей московского ледового стадиона...
Ольга ЛИНДЕ