Газета Спорт-Экспресс № 62 (1961) от 20 марта 1999 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 марта 1999 | Баскетбол - НБА

НБА

13 ГЛАВНЫХ ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ МЕНЯЮТ ИГРОКОВ

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ИГРЫ БАСКЕТБОЛИСТА

Тут все просто - когда баскетболист по тем или иным причинам не показывает игры, которой от него ждут тренеры, хозяева клуба, болельщики и которая соответствует его зарплате, от такого игрока избавляются. Так часто бывает с новичками, чей талант сильно переоценивают во время драфта, или со звездами прошлых лет, карьера которых из-за преклонного возраста начинает клониться к закату. Как правило, таких баскетболистов меняют в середине сезона, когда срок их контракта с командой еще не истек. Ведь если соглашение перестанет действовать, игрок станет свободным агентом, и тогда на него уже ничего не выменяешь.

ПЛОХИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОМАНДЫ

Когда команда вдруг начинает проигрывать, далеко не всякое руководство клуба способно долго терпеть подобное унижение. Поэтому в какой-то момент начинаются поиски крайних. Чаще всего эта роль достается тренерам, и оргвыводы ограничиваются увольнением наставника. Но бывает, что под горячую руку владельцам команды попадают и баскетболисты.

ДИСБАЛАНС В СОСТАВЕ

Часто бывает, что в составе команды создается перекос в ту или иную сторону. Например, клуб испытывает явный дефицит снайперов, а хорошо защищающиеся игроки, наоборот, в избытке. Или не хватает специалистов по подборам. Или большинство защитников - "бросающие" (то есть предпочитающие бросок с дальней или средней дистанции проходу), а "проходящих" почти нет. Таких вариантов может быть сколько угодно, и их все трудно просчитать заранее - подобные слабости порой проявляются уже по ходу чемпионата. Тогда, чтобы устранить дисбаланс, менеджерам приходится искать варианты обменов.

КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ИГРОКАМИ ОДНОГО АМПЛУА

Обмен Эдди Джонса из "Лейкерс" в "Шарлотт" - типичный пример подобной сделки. После того как в прошлом сезоне резко прибавил молодой Коби Брайант, у лос-анджелесского клуба оказались сразу две звезды, выступающие в амплуа атакующего защитника. Менеджеры "Лейкерс" - одни из лучших в НБА, и скоропалительных решений в этом клубе не принимают, но с другой стороны не воспользоваться подобной ситуацией для усиления других позиций в составе было бы просто глупо. В конце концов выбор был сделан в пользу Брайанта, Джонсу указали на дверь, а взамен калифорнийцы получили Глена Раиса - одного из лучших (если не самого лучшего) легкого форварда НБА.

ПРЕВЫШЕНИЕ ЛИМИТА КОМАНДНОЙ ЗАРПЛАТЫ

Как известно, суммарная годовая зарплата игроков команды в НБА лимитирована, чтобы два-три клуба не могли скупить всех лучших баскетболистов. Поэтому, если в межсезонье клуб подписывает крупный контракт с каким-нибудь свободным агентом из другой команды (продлевать соглашения со своими же игроками можно, не опасаясь санкций НБА, - в этих случаях действует так называемое исключение Ларри Берда), то затем ему приходится избавляться от других баскетболистов, дабы сумма гонораров не превысила установленного "потолка". Так те же "Лейкерс", подписав три года назад 120-миллионный контракт с Шакилом О'Нилом, были вынуждены распрощаться с целой группой игроков, в том числе с югославом Владе Дивацем.

ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ДЕНЕГ ДЛЯ ДРУГИХ СДЕЛОК

Стратегия и тактика менеджмента в НБА - тема для отдельного многотомного труда. Здесь все просчитывается на много шагов вперед. Порой та или иная сделка, со стороны кажущаяся совершенно бессмысленной, является лишь промежуточным "ходом" в длинной комбинации, и на самом деле клуб вовсе не заинтересован в пришедшем игроке, а рассчитывает использовать его только как "пешку из обменного фонда" для последующих "жертв". Порой подготовка к крупной сделке продолжается более года - нужно высвободить достаточное количество денег в фонде командной зарплаты, перестроить состав под приходящую суперзвезду и т.д. И лишь в самый последний момент на "доске" появляется тот самый "ферзь", ради которого все и затевалось и который "ставит мат". К примеру, когда два с половиной года назад "Миннесота Тимбервулвз" подписала контракт с хорватом Стояном Вранковичем, это был лишь промежуточный ход в большой игре, а конечной целью являлся другой европейский центровой - Желько Ребрача. Вранковича через год отправили в "Клипперс", а "Миннесота" все-таки получила права на Ребрачу. Однако в этом случае "мата" не получилось - югослав отказался перебраться в НБА летом прошлого года, и "Тимбервулвз" отдали свои права на Ребрачу в "Торонто Рэпторс".

СТРЕМЛЕНИЕ КЛУБА ЗАПОЛУЧИТЬ КОНКРЕТНОГО ИГРОКА

Это случается не так часто, причем только с суперзвездами или очень талантливыми молодыми игроками. Не всякая команда может позволить себе сначала намечать цель на трансферном рынке, а уж потом выбирать средства для ее достижения. Характерные примеры - переход 0'Нила в "Лейкерс" или Алонзо Моурнинга в "Майами". Интересно, что в обоих случаях за сделкой стояла сильная личность из руководства команды, которая готова была пойти на любые жертвы ради результата: генеральный менеджер "Лейкерс" Джерри Уэст и главный тренер "Майами" Пэт Райли. Кстати, ни тот, ни другой в итоге не прогадали - игра стоила свеч.

ПЛОХИЕ ОТНОШЕНИЯ С ТРЕНЕРОМ

В НБА лучшие игроки получают намного больше тренеров, и в случае конфликта хозяева клубов часто встают на сторону звезд, указывая наставнику на дверь. Но бывает и по-другому особенно если тренер - тоже знаменитость калибра Райли, Нельсона, Питино или Джексона. К тому же в последнее время среди ведущих американских тренеров стало модным совмещать свою работу с должностью генерального менеджера, а то и с ролью совладельца команды. Если наставник - не такой же наемный специалист, а, напротив, является твоим работодателем, с ним не особенно поспоришь.

СТРЕМЛЕНИЕ ИГРОКА СТАТЬ ЧЕМПИОНОМ

Чемпионский перстень главная мечта любого игрока НБА, и многие готовы потерять чуть ли не половину своей зарплаты, чтобы сбежать из какойнибудь серенькой команды вроде "Лос-Анджелес Клипперс", вечно прозябающей на дне турнирной таблицы, в клуб, реально претендующий на победу в финале плей-офф. Кстати, Рон Харпер в 1995 году пришел в "Чикаго" именно из "Клипперс", где являлся бесспорным лидером. В новой команде Харпер переквалифицировался в малозаметного "чернорабочего" и стал трехкратным чемпионом НБА.

СТРЕМЛЕНИЕ ИГРОКА ПОЛУЧИТЬ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ

Нередки и обратные примеры - игрок, которому не удается пробиться в лидеры сильной команды и удовлетворить как свои личные амбиции, так и финансовые запросы, решает покинуть клуб и просит менеджеров подыскать вариант обмена. Такие баскетболисты обычно становятся "первыми парнями на деревне" - сразу начинают набирать по 25 очков за матч и вскоре подписывают крупные контракты. Правда, бывает и по-другому. К примеру, Скотти Пиппен, 6 раз становившийся чемпионом в составе "Чикаго", но находившийся несколько в тени Майкла Джордана, в этом сезоне сумел убить сразу двух зайцев, перебравшись в Хьюстон, - и деньги наконец получил огромные, и клуб выбрал достаточно сильный.

КАРДИНАЛЬНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА СОСТАВА

Если клуб несколько лет подряд побеждает в первенстве НБА или по крайней мере всерьез борется за чемпионский титул, его состав редко претерпевает изменения - от добра добра, как известно, не ищут. Однако все хорошее когда-нибудь кончается - игроки постепенно стареют, и в какой-то момент хозяева резко берут курс на смену поколений. Так было перед началом нынешнего сезона с "Чикаго Буллз", так через год-другой будет и с другими командами, где много ветеранов, "Ютой", "Хьюстоном", "Нью-Йорком".

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОСТУПКИ

Американский профессиональный спорт - это большой бизнес, клубному имиджу здесь придают очень важное значение, и от тех игроков, которые не прочь поскандалить с судьями, тренерами или затеять драку в ночном клубе, предпочитают избавляться. Так, Лэтреллу Спрюэллу, получившему год дисквалификации за стычку с наставником на тренировке "Голден Стэйт", сразу же указали на дверь - дорога в эту команду ему теперь заказана. Или возьмем Дэнниса Родмана - далеко не все хозяева клубов готовы сносить фокусы самого скандального игрока НБА: если в "Чикаго" и "Детройте" Родмана терпели, то из "Сан-Антонио" выгнали уже после первого сезона.

ЖЕЛАНИЕ ИГРОКА ПЕРЕЕХАТЬ В ДРУГОЙ ГОРОД

Этот фактор редко играет определяющую роль, но с ним тоже приходится считаться. Кто-то из игроков хочет жить поближе к городу, где он родился и вырос, кому-то не нравится климат северных штатов США, а уж то, что переходу 0'Нила в "Лейкерс" способствовала близость Голливуда и центральных офисов крупнейших фирм аудиозаписи, это можно сказать наверняка. Конечно, в Лос-Анджелесе Шакилу удобнее зарабатывать "небаскетбольные" деньги в других областях шоубизнеса - записывать альбомы рэп-музыки, сниматься в кино.