Владимир ЗАВОРИН
НУЖНО НАЙТИ ЕЩЕ ДВА МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
из Самары
С первым лицом в самарской команде происходят какие-то странности: за год в одном из крупнейших городов Поволжья поменялось три руководителя футбольного клуба. Последний подал в отставку накануне новогодних праздников. С тех пор корабль "Крыльев" плывет без рулевого. Впрочем, он ему пока без надобности: де-факто клубными делами ведает председатель областного спорткомитета Владимир Заворин. С ним и встретился наш специальный корреспондент.
- Объясните, как областной спорткомитет - структура, на которую в большинстве российских городов профессиональные футбольные клубы давно махнули рукой и всерьез не воспринимают, - сохранил свое влияние на команду?
- А что может быть в этом удивительного, если большую часть финансирования клуба в прошлые годы нес на себе бюджет области? Деньги для "Крыльев" выделялись областным руководством, интересы которого я представляю. Одним словом, спрос за потраченные бюджетные деньги будет в первую очередь с меня.
- То есть схема финансирования была такова: из бюджета "спускаются" деньги в комитет, а потом вы их переправляете в футбольный клуб?
- Именно так и обстоит дело. Но замечу что бюджетных денег на содержание команды не хватает. Вот в этом году, например, область выделяет 18 миллионов рублей (около 800 тысяч долларов). А еще два миллиона долларов нам нужно найти самим.
- То есть их внесут люди, возглавляющие предприятия, которые входят в попечительский совет "Крыльев"?
- Нет, не совсем так. Во-первых, правильное название структуры, играющей важную роль в жизни клуба, звучит как Совет попечителей. В него входят 17 человек, и это не обязательно крупные банкиры или промышленники региона, но и просто авторитетные люди. Например, бывший глава города Росовский, сам когда-то игравший вратарем в "Крыльях".
- Но именно Совет попечителей принимает решение по кадровым вопросам. Скажем, снятие и назначение главных тренеров.
- Да, это прерогатива Совета, который возглавляет губернатор области Титов.
- Предприятия и просто богатые граждане, помогающие футбольному клубу, получают за это какие-то налоговые освобождения или акции клуба?
- Нет, к сожалению, пока это невозможно. Юридический статут "Крыльев" - автономная некоммерческая организация. Он и диктует определенную финансовую политику. Налоговые освобождения люди, вкладывающие деньги в футбол, сегодня получить пока не могут Это проблема, которую мы должны решить к 2001 году - к этому времени "Крылья" акционируются.
- А почему это не было сделано раньше?
- Дело в том, что до 93-го года команду без особого напряжения содержал один завод, выпускавший самолеты. Он делал за год сто машин, и при таких производственных мощностях "Крылья Советов" были для него необременительными. Но примерно шесть лет назад завод по объективным причинам отказался от футбольной команды, и встал вопрос выживания "Крыльев". Пришлось обращаться к губернатору, который и дал указание спасти команду. Поначалу мы попытались сразу акционироваться, но оказались не готовы к этому.
- А как вы видите проведение акционирования клуба?
- Футболисты, согласитесь, сегодня стали товаром, который имеет стоимость. Есть своя цена и у стадиона, и базы, у поля и автобуса, даже служебные "Жигули" тоже стоят денег. Все это надо оценить, а затем на сумму оборотных средств выпустить акции и продать их желающим.
- А такие есть? Я имею в виду крупные предприятия, которым было бы под силу содержание команды.
- Да, есть. У нас ведь не только спонсоры в Самаре. Есть заинтересованные люди в Тольятти, в Москве, даже в Сибири.
- А почему, раз у команды столько попечителей и спонсоров, последние три года "Крылья" считались одним из самых бедных клубов в высшем дивизионе?
- Эти утверждения не соответствуют действительности. В бытность работы Аверьянова футболисты получали хорошую, по общепринятым меркам, зарплату, которую выплачивали в срок. Другое дело, что сам главный тренер не слишком хотел, чтобы команда имела имидж обеспеченного коллектива. Его, похоже, устраивал уровень, которого он добился. Ведь как возникла задача, поставленная перед командой в прошлом году? Раз коллектив занял седьмое место, то, естественно, учредители хотели бы видеть "Крылья Советов" строчкой выше.
- Вы сказали "учредители". У клуба все-таки есть учредители?
- Да, есть. Несколько предприятий, главы которых входят в Совет попечителей, в свое время выступили учредителями клуба.
- Но эти учредители не сумели удержать в команде Виктора Булатова, без которого игра "Крыльев Советов" померкла.
- За Булатова клуб получил неплохие деньги, но не в этом дело. Губернатор лично не раз говорил Аверьянову: "Мы - не богачи, но трех высококлассных футболистов я обещаю тебе купить. Назови их фамилии и трансферные суммы". Однако ни разу бывший главный тренер не пытался приобрести действительно сильного игрока. Ему было проще не взять, а отбить или перехватить футболиста. Такова была селекционная политика при прежнем руководстве.
- Говорят, что с Аверьяновым у вас были непростые отношения, что в итоге и решило его судьбу?
- Рабочие были отношения. Меня удивляло только одно: нежелание человека приобретать исполнителей, которые были бы сильнее его сына. Протекционизм хорош до определенных пределов. И я первым начал переговоры с Тархановым. Когда же губернатор поручил мне найти нового главного тренера, я порекомендовал именно его. Считаю, что мы не ошиблись в выборе: после возвращения команды с Кипра с Тархановым будет заключен трехлетний контракт. Именно с этим тренером мы связываем будущее команды.
- А что происходит в самом клубе?
- Реорганизация, меняется кадровый состав. Назначен новый генеральный директор - Александр Морозов, в прошлом банкир. Он входит в курс дела и занимается текущей работой.
- А президент у клуба появится?
- Обязательно. Совет попечителей должен принять решение о назначении на этот пост нового руководителя.