50-й ЧЕМПИОНАТ МИРА |
ОЖИДАНИЕ ЗАКОНЧЕНО: БРАЗИЛЬСКИЙ "ГРАН-ПРИ" - УЖЕ В ВОСКРЕСЕНЬЕ
Пятинедельная пауза в юбилейном чемпионате мира подошла к концу. Завтра в 16.00 по московскому времени на автодроме Интерлагос в Сан-Паулу взревут моторы призовых болидов и 22 сильнейших пилота мира выйдут на первую свободную тренировку перед вторым этапом нынешнего розыгрыша - "Гран-при Бразилии". И мы узнаем, кому из 11 команд-участниц 50-го формулического сезона эти пять недель перерыва принесли наибольшую пользу. А пока есть время еще раз вернуться к тому, чем жили "Большие призы" во время каникул.
ЗА МИНУВШИЙ МЕСЯЦ КОМАНДЫ ПРОЕХАЛИ НА ТЕСТАХ БОЛЕЕ 23 ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ
После того как аргентинцы отказались от проведения в этом сезоне своей гонки, перерыв между двумя стартовыми этапами 50-го чемпионата получился уж очень большим. За такой срок чрезвычайно трудно сохранить взятый со старта темп и мотивацию. Однако эта ситуация оказалась даже на руку командам: слишком многое оказалось недоделанным в зимнее межсезонье, и месячный тайм-аут был использован для тренировок на все 100 процентов.
Пытаясь наверстать упущенное и ликвидировать обнаруженные в ходе австралийского гоночного уик-энда недоделки и ошибки в конструкции, усердствовали все команды, за исключением лишь "Уильямса" и, пожалуй, "Эрроуза". Первые могли передохнуть по причине, уже изложенной "СЭ" в одном из предыдущих номеров, вторые потому, что новый коммерческий директор команды и держатель главного пакета акций нигерийский принц Малик использовал перерыв для поиска новых спонсоров, одним из которых стала известная звукозаписывающая компания Virgin.
Остальные трудились в поте лица и в общей сложности проехали за 3 полностью рабочие недели более 23 тысяч километров! В эту сумму не вошли сотни и даже, возможно, тысячи километров, наезженные некоторыми командами во время приватных, как правило, закрытых для прессы аэродинамических тестов. За лидерство в этой номинации упорнейшую борьбу вели между собой "Прост" и "Феррари", и в результате французская конюшня 4-кратного чемпиона мира Алена Проста финишировала первой с результатом примерно 4500 км за 3 трехдневные тестовые сессии. Итальянская Скудерия провела на тренировках на разных автодромах в общей сложности 14 дней, во время которых алые болиды намотали на колеса 4000 км.
А вот показатели остальных команд: "Джордан" - 2800 км, "Макларен" - 2400 (хотя эта цифра явно занижена, поскольку никто не знает, сколько километров проехали Мика Хаккинен и Дэвид Култхард во время закрытых тестов в Хересе), "Бенеттон" - 2250, БАР - 1980, "Заубер", одна из тренировочных серий которого была практически сорвана из-за постоянных проблем с коробкой передач, - 1770. Отстали "Минарди", чья программа нарушилась после аварии Луки Бадоера, - 1150, и "Стюарт", пилоты которого, особенно Рубенс Баррикелло, были впечатляюще быстры - всего-навсего 865. Несмотря на побочные проблемы, "Уильямс" и "Эрроуз" также внесли посильную лепту в эту арифметику: первые во время единственной сессии в Барселоне успели проехать 940 км, вторые - 480.
Эти цифры дают возможность предположить, что в Сан-Паулу нас ожидает более напряженная и более обоснованная логически схватка за места и очки, поскольку представители всех команд в один голос признали: пауза в чемпионате пошла им только на пользу. Проблема в другом.
Напомню, что в этом сезоне по инициативе эксклюзивного поставщика резины - японской фирмы "Бриджстоун", желающей сэкономить деньги и ресурсы, FIA вынудила конюшни согласиться на предельное ограничение сезонных тестов. Всего, как вы помните, команды имеют право во время чемпионата мира провести на тренировках лишь 50 дней, в том числе 25 - в приватной обстановке. Так вот, ударники из "Феррари", к примеру, за минувший месяц использовали отведенный лимит уже на 20 процентов! Если итальянцы и дальше будут так рваться догнать "Макларен", то может получиться, что к двум финальным гонкам сезона, японской и малайзийской, "Феррари" полностью исчерпает отведенные на сезон 50 дней.
Впрочем, ее это беспокоить не должно, поскольку у команды есть официальный контракт с "Бриджстоуном" и она является базовой тест-командой японцев наравне с "Маклареном", то есть теоретически имеет возможность, не нарушая правил, превысить ограничение. То же самое правомочны сделать и все другие конюшни, ведь соглашение о 50 тестовых днях является, так сказать, устным, то есть в спортивном регламенте чемпионата на сей счет ничего не сказано. Правда, возникнет одна серьезная трудность. Для того чтобы обойти договоренность, 9 команд, за исключением "Феррари" и "Макларена", вынуждены будут покупать резину у "Бриджстоуна". На это японцы вряд ли согласятся, так как предпочитают, чтобы работа с их покрышками проходила под присмотром их собственных инженеров. Вряд ли даже у "Джордана" или БАРа найдутся лишние деньги на то, чтобы покупать еще и рабочее время японских "обувщиков".
Кстати, во время предстоящего гоночного уик-энда именно качество покрышек и, соответственно, их выбор сыграют, возможно, решающую роль. Покрытие Интерлагоса, пыльное и кочковатое, всегда предъявляет к резине повышенные требования. Сейчас же дело осложняется еще и тем, что каждая команда имеет право использовать в соревнованиях "сухую" резину только двух из предоставляемых "Бриджстоуном" четырех разновидностей (мягкая, полумягкая, средняя и жесткая), и определиться с этим следует фактически до выезда на трассу!
ПРОСТ РАСТИТ НОВУЮ СУПЕРЗВЕЗДУ?
Героем заканчивающегося пересменка стал молодой итальянец из команды Алена Проста Ярно Трулли, показавший по суммарным итогам месяца абсолютно лучшее время на круге. А если вспомнить, что и во время "Гран-при Австралии" в Мельбурне этот парень был одним из главных действующих лиц, то становится понятно, почему в последние дни именно Ярно стал в некотором роде центральной фигурой с точки зрения прессы. В самом деле, сколько можно обсасывать неожиданную победу Эдди Ирвина и его обострившиеся по этой причине отношения с премьером "Феррари" Михаэлем Шумахером! Да и маклареновские "бойфренды" Култхард с Хаккиненом уже изрядно наскучили.
Так что самое время переключиться на кого-то свеженького. Вот почему ведущий итальянский формулический обозреватель Пино Аллеви из миланской La Gazzetta dello Sport затеял разговор о Трулли с человеком, который знает его, пожалуй, лучше всех. С его нынешним боссом и наставником, 4-кратным чемпионом мира Аденом Простом.
- Ален, даже со стороны видно, как здорово Трулли прогрессирует под вашим руководством. Ведь в борьбу за него уже готовы включиться такие монстры, как "Макларен" и "Феррари". Причем похоже, что руководство Скудерии видит в Ярно отнюдь не замену Ирвину в роли второго номера, а звезду как минимум того же класса, что и Михаэль Шумахер. Как по-вашему, эта оценка не завышена?
- Ярно пока не очень опытен и оттого нестабилен. Чтобы по-настоящему раскрыться, ему нужно время. Но талант никакой неопытностью не скроешь, поэтому вполне объяснимо то, что он привлекает к себе столько внимания, в том числе и со стороны "Феррари". Однако Ярно связан со мной достаточно жесткими контрактными обязательствами, так называемое право option на 2000 год тоже за мной, а я не собираюсь уступать этого парня никакой другой команде. Но, как вы знаете, сейчас в "Ф-1" бал правят деньги, и очень большие деньги. Вполне может получиться так, что у меня просто не хватит финансовых аргументов против "Феррари".
- Однако мне кажется, что Ярно знает себе цену не только в денежном выражении и достаточно умен для того, чтобы не попасть в ловушку существующей в "Феррари" практики заключения очень дорогих, но суперэксклюзивных контрактов, жертвами которых можно с полным правом назвать Алези, Ирвина, Росса Брауна...
Прост, почуяв провокацию, мягко ушел от ответа:
- Для меня деньги - не главное, и Ярно знает это. Мое жизненное кредо основывается на иных, скажем так, показателях.
- Вас не смутили высказывания Трулли после австралийской гонки? Он подверг довольно резкой и, как мне показалось, несколько неуважительной критике действия команды во время пит-стопов, намекнув, что сталкивается с этим постоянно.
- Конечно, мне, как и любому боссу любой команды, не может нравиться то, что мой гонщик критикует меня или моих сотрудников. Поэтому я стараюсь научить Ярно не делать ошибок не только в настройке автомобиля или в пилотировании, но и в разговорах с прессой. Пытаюсь объяснить ему, что нужно быть предельно аккуратным в высказываниях, потому что любое неосторожно произнесенное или неверно истолкованное слово обязательно вернется, как бумеранг, и ударит тогда, когда этого меньше всего ждешь. Однако в том, что касается улучшения работы команды на пит-стопах, я полностью с ним согласен.
- Что вы можете сказать об Оливье Панисе? Со стороны кажется, что конюшня потихоньку начинает делать ставку не на него, а на Трулли.
- В Мельбурне Оливье весь уик-энд был медленнее Ярно, но это не отражает реальной расстановки сил. К тому же мы все плывем в одной лодке, и моя команда - не "Феррари", чтобы позволить себе роскошь сосредоточить внимание только на одном пилоте. Последние полтора года мы прогрессируем все вместе, и два имеющихся в нашем распоряжении гонщика - как раз тот оптимальный вариант, который позволит нам достичь поставленной цели, то есть приблизиться к топ-командам как можно ближе.
- Как, по-вашему, будет складываться борьба этих самых топ-команд в нынешнем сезоне? И как вы относитесь к словам Михаэля Шумахера о том, что он способен выиграть чемпионат?
- В Мельбурне меня поразил "Макларен". Зимой, наблюдая его на тестах, никто не предполагал, что он окажется настолько быстр! Уважаю оптимизм Шумахера, считающего себя фаворитом в борьбе за титул, но мне кажется, что борьбу за него будут вести Хаккинен и Култхард. Решающим же фактором будет, скорее всего, надежность. "Макларен", выставивший абсолютно новую машину, очень рискует. Но я такой риск только приветствую. Поэтому считаю парней Рона Денниса фаворитами гонки на Интерлагосе. Да и фаворитами сезона тоже.
ДИНИЦ СВАЛИЛСЯ С ВЕЛОСИПЕДА, НО "ЗАУБЕР" ПИЛОТИРОВАТЬ БУДЕТ
Бразильская публика, которой в предстоящий уик-энд предстоит воочию наблюдать борьбу сильнейших гонщиков мира за "Гран-при Бразилии", не без оснований ожидает сюрпризов от своих соотечественников. В первую очередь от героя гонки в Мельбурне Рубенса Баррикелло, чей "Стюарт" показал на тренировках отменную скорость и неплохую выносливость. Ко второму пилоту БАРа Риккардо Зонте эти ожидания относятся в меньшей степени, а вот Педро Паулу Диниц из "Заубера" вполне может оказаться в центре внимания наравне с Баррикелло. По крайней мере в Мельбурне новобранец швейцарской команды выглядел не хуже, если не лучше своего опытного напарника Жана Алези, а Интерлагос он знает как свои пять пальцев.
И именно Диниц изрядно напугал своих поклонников. В начале недели бразильские газеты опубликовали заметку, в которой было сказано, что Диниц с серьезной травмой доставлен в Albert Einstein Hospital Сан-Паулу и на старт "Гран-при Бразилии" не выйдет.
Паника оказалась напрасной. Дело в том, что, катаясь на велосипеде на родительской ферме, Диниц налетел на торчавший из земли корень и ушиб левое колено. А его визит к хирургам был лишь предосторожностью.
ЛЕТОМ В АВСТРИИ СОСТОИТСЯ ПРЕМЬЕРА РОК-СИМФОНИИ О "ФОРМУЛЕ-1"
Потрясающее мероприятие намечено провести 5 и 6 августа на австрийском автодроме "А1 ринг" в Цельтвеге. На эти два дня запланирована грандиозная премьера рок-симфонии под названием "Айртон", которую ее автор, австрийский композитор Роланд Баумгартнер, посвятил, как вы уже догадались, памяти 3-кратного чемпиона мира, великого бразильского пилота Айртона Сенны.
Презентация проекта состоялась во вторник в Вене. Баумгартнер, являющийся страстным фанатом бразильского гонщика, сказал, что на роль Сенны в августовском шоу он намерен пригласить звезду Голливуда Антонио Бандераса. Стоимость проекта с декорациями и прочим необходимым инвентарем, включающим, в частности, настоящий "Уильямс" FW15, за рулем которого сидел сам Сенна, оценивается в 625 000 долларов. Действие будет разворачиваться под открытым небом, в качестве сцены Баумгартнер намерен использовать пит-лайн и стартовую прямую "А1 ринга".
Ольга ЛИНДЕ