Газета Спорт-Экспресс № 88 (1987) от 20 апреля 1999 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 апреля 1999 | Футбол - РПЛ

С КАЖДЫМ ГОДОМ ЕМУ ХОЧЕТСЯ ИГРАТЬ ВСЕ БОЛЬШЕ

Узнав о фантастическом рекорде Сергея Наталушко, скептики, которых в нашей стране водится великое множество, наверняка воскликнут: вот он, истинный уровень российского чемпионата! Что, дескать, можно сказать о высшем дивизионе, в котором 38-летний форвард за 17 минут делает хет-трик?

Не правы будут те скептики. Вы попробуйте сначала вообще доиграть до такого возраста, затем попасть в основной состав клуба высшей лиги и, наконец, забить три гола в одном матче - а потом уже рассуждайте об уровне чемпионата России. Такими достижениями, какое покорилось седовласому нападающему, нужно восхищаться.

Фигура Наталушко вдребезги разрушает любые стереотипы, связанные с ветеранами. Расхожий штамп: "Его спортивное долголетие связано с профессиональным отношением к спортивному режиму" - к нападающему "Сатурна" неприменим. Сам футболист - очень, кстати, искренний со всеми, будь то журналисты или сам Павлов - не скрывает: "В свое время у меня действительно репутация была не из лучших. Здоровье позволяло. Теперь я уже в ходе сезона дисциплину не нарушаю. А в отпуске могу и выпить".

По собственному признанию нападающего, в 92-м Сергей Павлов отчислил его из "Текстильщика" за пьянку в аэропорту Находки. В межсезонье-94/95, временно "завязав" с футболом, он отправился работать в камышинский бар. "Продержался месяц и решил уйти - легко там здоровье потерять, - признавался позже Наталушко. - Еще месяц - и я бы точно ни в какой футбол не вернулся". Но он вернулся, что позволило главному тренеру нижегородского "Локомотива" Валерию Овчинникову пошутить: "Вечером, после того как несостоявшийся бармен Наталушко забьет свой первый мяч в четвертом чемпионате России, он отметит это событие по другую сторону стойки".

Но вот что любопытно. Сам Павлов, когда я спросил его о феномене Наталушко, заговорил именно о профессионализме игрока: "Я в паспорт футболистам не заглядываю и считаю, что при нормальном подходе любой игрок может продержаться на высоком уровне до 35 лет. Но Наталушко в свои 38 действительно уникален. Он с каждым годом, кажется, все больше хочет играть в футбол. Два года назад после операции на мениске он уже через месяц вернулся в основной состав! При том, что колено было запущено - в его возрасте это просто потрясающе. Но я-то видел, как самозабвенно он разрабатывал колено и как хотел вернуться".

Вот, пожалуй, и главный секрет Наталушко. Его формула: феноменальное здоровье, помноженное на поразительную для 38 лет одержимость. Ведь возраст ухода из футбола (как и вообще из спорта) в первую очередь зависит от того, насколько у человека сохранилась - или, наоборот, ослабла - любовь к игре и черновой, не видимой миру работе, без которой эта игра немыслима. Марио Лемье ушел из хоккея в 31, потому что тренировки и матчи вызывали у великого "пингвина" отвращение - хотя и в последнем своем сезоне он стал самым результативным игроком в НХЛ. Уэйн Гретцки продержался до 38, поскольку страшно хотел играть. А как только понял, что хоккей перестал доставлять ему прежнее удовольствие, объявил об уходе.

Наталушко просто не может представить себя вне футбола. Четыре года назад, когда нам довелось поговорить обстоятельно (а ведь он уже тогда, в 34, считался ветераном, и потому вопрос о будущем напрашивался сам собой!), Сергей рассуждал: "Что дальше? Не знаю. Когда ты играешь в команде, тебя возят в автобусах, кормят, поят, тебе стирают. Ты оторван от жизни, и она кажется тебе немного в розовом свете. И ты не думаешь о будущем. Не хочешь думать. Я живу только сегодняшним днем и не хочу рассуждать о том, что будет дальше. Играть буду, пока чувствую, что нужен команде".

Команде - когда-то "Текстильщику", теперь "Сатурну" - он очень нужен. "Дело не в том, кто забивает, - рассуждает Павлов. - Главное, что каждый футболист должен соблюдать принципы ведения командной игры, и к Наталушко тут у меня точно такие же требования, как и ко всем остальным. И он с ними полностью справляется - достаточно посмотреть, как он отрабатывает в обороне. Скидки на возраст ему просто не нужны - по многим физическим характеристикам он ни в чем не уступает молодым игрокам".

Павлов и Наталушко - об отношениях этих людей вообще можно писать романы. С четырьмя перерывами они работают вместе уже 16 лет! И при этом форвард в том, 4-летней давности, разговоре на вопрос, почему он так рано поседел, выдал фразу: "Вы с Павловым 12 лет поработайте - таким же станете". Правда, тут же добавил: "Шутка, конечно. На самом деле мой отец тоже рано поседел. Наверное, гены. А может, еще и потому, что все принимаю близко к сердцу".

Сам Павлов в те же дни, сидя на новеньком камышинском стадионе "Текстильщик", мечтал: "А еще мы внутри этого здания создадим музей клуба. И у дверей будут висеть две громадные фотографии под крупной "шапкой": "Великие игроки камышинского футбола". Сергей Наталушко и Вячеслав Кузнецов. Те, кто прошел с командой все ступени, начиная с чемпионата Волгоградской области и заканчивая Кубком УЕФА".

У Павлова Наталушко появился в 83-м. До того были занятия легкой атлетикой, игра на первенство коллективов физкультуры за "Автомобилист" из Николаевска, что на другом берегу Волги напротив Камышина, отъезд на Украину, в район Ровенской АЭС. "Текстильщик" привлек Наталушко тем, что был освобожденной - то есть, по сути дела, профессиональной - командой. Руководство камышинского хлопчатобумажного комбината оформляло игроков в качестве своих работников. Наталушко стал "слесарем". Если бы ему тогда кто-то сказал, что он сыграет в Кубке УЕФА и сделает хет-трик в высшей лиге в 38-летнем возрасте, он бы посмотрел на прорицателя как на инопланетянина. "Да когда в 87-м мы вышли во вторую лигу и приобрели статус команды мастеров, для меня это уже был праздник! Думал: ну наконец-то какой-то цели в жизни достиг. А вы говорите о высшей лиге и УЕФА..."

Содружество Павлова и Наталушко никогда не было безоблачным. "Наш главный - человек эмоциональный, вспыльчивый, - рассуждал ветеран. - К тому же главный тренер - он по определению должен быть в какой-то степени диктатором". А я всегда с ним спорил.

Наталушко уходил из "Текстильщика" четырежды. Сначала - в 88-м - по личным причинам. Затем - в 92-м - после упоминавшегося инцидента в Находке. В третий раз - в межсезонье-94/95, когда решил закончить с футболом. "Если бы он действительно завершил карьеру, мы бы, без сомнения, устроили ему торжественные проводы, - говорил Павлов. - Но он вновь захотел играть и принял предложение "Балтики". Однако вскоре вернулся домой, поняв, что "Текстильщик" нужен ему, а он - "Текстильщику".

С Камышином Наталушко все-таки расстался. Но иного выхода, если он хотел продолжить карьеру в большом футболе, у него не было. И, полтора месяца в 97-м побыв в Липецке, вернулся к Павлову принявшему "Сатурн".

- Даже когда вы с Павловым расходились, вас, будто магнитом, назад друг к другу тянуло. Почему? - спросил я как-то Наталушко.

- Какой бы я ни был языкастый, но на тренировках пашу на совесть, никогда в жизни не схалтурю. Футбол для меня всегда был на первом месте. А Павлов таких ценит.

Уникальное содружество продолжается. Может, когда-нибудь Наталушко войдет в павловскую тренерскую команду? Главный тренер отрезает: "Об этом говорить рано". И это, наверное, правильно. Пока Наталушко играет, делает хет-трики и не помышляет об уходе из футбола, не надо его к этому подталкивать. Даже если ему 38. Кстати, Олег Романцев в этом возрасте уже в роли главного тренера приводил "Спартак" к званию чемпионов Союза и России...

Игорь РАБИНЕР