Газета Спорт-Экспресс № 90 (1989) от 22 апреля 1999 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 апреля 1999 | Борьба

ВОЛЬНАЯ БОРЬБА

Курамагомед КУРАМАГОМЕДОВ

МНЕ ПОМОГАЮТ АЛЛАХ И ОТЕЦ

Природа поработала на славу, создавая этого парня. Прекрасно сложенный и координированный, Курамагомед Курамагомедов дважды становился лучшим юниором - "вольником" Европы, а в 1996 году в Москве выиграл и юниорский чемпионат мира. Год же спустя в Красноярске он поднялся на высшую ступеньку пьедестала взрослого мирового первенства.

Махачкалинец не только талантлив, но и трудолюбив, упорен и скромен. На недавнем чемпионате Европы в Минске Курамагомед привлек к себе всеобщее внимание, продемонстрировав активный, наступательный стиль борьбы. Соперников по весовой категории 97 кг в подгруппе он одолел досрочно, а Куртанидзе и напоследок Тасоева - в овертаймах.

- Курамагомед, у вас, наверное, большая семья, как это обычно бывает в ваших краях?

- Да, из четырех братьев я самый младший, а еще у меня две сестры. Родители сейчас переживают за меня дома. Надо позвонить, порадовать.

- Братья увлекались борьбой?

- Все через это прошли, и отец тоже. У нас в Дагестане не найти мужчины, который бы никогда не занимался борьбой.

- Мне говорили, что вам начали прочить звание чемпиона мира, как только вы появились в борцовском зале.

- Было такое. Настоящий специалист может с первого взгляда определить, есть ли у человека задатки хорошего спортсмена. А имея данные, нужно только упорно тренироваться и верить в себя.

- Вы оправдали надежды на удивление быстро, уже в 19 лет отпраздновав победу на ЧМ-97 в Красноярске, да еще в тяжелой категории. В чем секрет столь стремительного взлета?

- Думаю, мне очень помогло то, что довольно долго я тренировался со взрослыми в сборной России. Особенно много дали усиленные сборы перед Олимпиадой.

- Доминировал тогда в вашем весе, кажется, Давид Мусульбес?

- Скорее Махарбек Хадарцев. В то время еще были две категории, а после Олимпиады их заменили той, в которой я сейчас выступаю. В весе 90 кг лидером считался Хадарцев, в 100 кг - Мусульбес и Лери Хабелов. Потом категории объединили в одну - 97 кг, и конкуренция, конечно, возросла. Поначалу было очень сложно пробиться в элиту.

- В Советском Союзе и в России всегда было труднее попасть в сборную, чем выиграть потом крупнейшие международные состязания. Это так?

- Да, очень много хороших ребят, нельзя давать себе ни малейшего послабления. Перспективный парень Георгий Гогошелидзе, например, выиграл последнее первенство России. А я, как на зло, именно тогда сильно простыл, температура подскочила до 40, и после двух успешных схваток врачи порекомендовали сняться с соревнований. Утешением послужило то, что до этого я уже дважды побеждал на чемпионатах страны, а последствия болезни и перегрузок могли серьезно сказаться на сердце.

Восстановился, хорошо подготовился, съездил на международный турнир Дана Колова класса "Гран-при" в Болгарии, занял первое место. Но руководство все равно сомневалось, стоит ли меня посылать в Минск. До последних дней я оставался в неведении. Только когда выиграл прикидку, тренерский совет и президент федерации окончательно согласились с тем, что выступать буду я.

- После триумфа в Красноярске на прошлогоднем мировом первенстве вы стали только третьим. На Кубке мира были вторым, уступив иранцу Ядиди.

- Сложно постоянно поддерживать наилучшую форму соблюдать режим. К тому же против человека, выигрывавшего титул чемпиона мира, сражаются с особым настроем. Чтобы отстоять звание, приходится тренироваться с двойным усердием. Раньше я с этим не сталкивался, а сейчас кое-что переосмыслил, так что, думаю, дальше все будет нормально, без осечек.

- Чувствуете себя лидером сборной?

-Да.

- Не возникнет ли проблем с олимпийской лицензией на мировом чемпионате в Анкаре, который пройдет осенью?

- Никто из нас не знает, что будет с ним завтра. Но, конечно, надеюсь на лучшее.

- Вы верующий человек?

- Да. Пять раз в день молюсь, соблюдаю посты, выполняю все необходимые обряды. В Дагестане это святая обязанность.

- Это помогает вам на ковре?

- Очень.

- Вы учитесь?

- На пятом курсе юридического факультета Махачкалинского университета.

- Наверное, у вас много друзей?

- Да, и, когда они рядом, второе дыхание открывается. Их поддержка приносит вдохновение. Друзей нельзя подвести.

- Ваш излюбленный "накат" в партере доставил в Минске много неприятностей соперникам.

- Надеюсь, но у меня есть и другие любимые приемы. Когда надо, и их пускаю в ход.

- Лишь в дополнительное время вам удалось вырвать победу в решающей схватке у украинского атлета Вадима Тасоева. Но, похоже, самым трудным был для вас полуфинальный поединок с бронзовым призером Олимпиады грузином Эльдаром Куртанидзе, в котором тоже не обошлось без овертайма.

- Мы хорошо знаем друг друга, с каждым я уже боролся раза по три. Эльдар более низкий и мощный, с ним надо быть предельно осторожным. Вадим, наоборот, растянутый и гибкий. Пожалуй, Куртанидзе оказался самым неудобным противником.

- Как чувствуете себя в категории до 97 кг? Не приходится сгонять или,наоборот, добирать вес?

- Нет, она мне полностью подходит.

- Где и как вы начинали заниматься борьбой?

- В родном селении Ирип, еще когда учился в школе. Но наставники в секции часто менялись, и толку от этих занятий было не много. Только перебравшись по совету отца, родных и друзей в Махачкалу, попал - и то не сразу, а по знакомству - в настоящий зал к хорошим тренерам и начал чего-то добиваться. Помог мне Шамиль, замдиректора винзавода, и троюродный брат Раджаб, за что я им по сей день очень благодарен. В последнее время меня готовят Магомед Алиомаров и мой отец Шарип Курамагомедович. Он постоянно со мной рядом и сделал для меня, пожалуй, больше всех.

- Своей семьей еще не успели обзавестись?

- Пока нет.

- Невесту выберете сами или родительское слово будет решающим?

- Такие вещи у нас держатся в секрете.

- Но кто-то есть на примете?

- На примете есть.

- Так, может, скоро свадьба или до Олимпиады отвлекаться нельзя?

- На все воля Аллаха.

Владимир ПИСАРЕВ

Минск