Газета Спорт-Экспресс № 108 (2007) от 17 мая 1999 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 мая 1999 | Борьба

ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО ПОСЛЕ ИГР В СИДНЕЕ КАРЕЛИН ЗАХОЧЕТ ОСТАТЬСЯ В СПОРТЕ

Написав в предыдущем репортаже, что новые правила меньше всего коснулись трехкратного олимпийского чемпиона Александра Карелина, я чуть было не сглазила: победу в предварительной схватке с белорусом Дмитрием Дибелко Александру принесло лишь дополнительное время. А накануне соревнований я разговорилась с тренером борца Виктором КУЗНЕЦОВЫМ. Естественно, вопрос о правилах был первым.

- Мне эти правила не очень понятны, - ответил тренер. - Раньше в дополнительное время спортсмены продолжали бороться, и даже если не проводили особо впечатляющих приемов, можно было видеть характер борьбы, понять, кто из спортсменов на что способен. Три минуты - это очень много. А что происходит сейчас? Соперников ставят в "крест" (крестообразный захват. - Е.В.), и в этом положении они, бывает, стоят по полторы, а то и по две минуты без движения. Руководители Международной федерации руководствовались, безусловно, благими намерениями. Посчитали, видимо, что из такого захвата борцы обязательно должны проводить приемы. Но после шести минут схватки, когда оба спортсмена уставшие, скользкие от пота, это очень тяжело. Особенно если соперники сильные. Не понимаю я и смысла подгрупп. На мой взгляд, не очень правильно лишать борца возможности выступать, если он проиграл всего одну схватку. Получается же именно так. А ведь готовиться к чемпионату Европы приходится почти год.

- Все же эти соревнования не столь престижны, как мировой чемпионат. У Карелина уже десять золотых наград. Почему он никогда не пропускает европейские состязания?

- Я против того, чтобы пропускать какие бы то ни было соревнования. Спортсмену высокого класса нужно поддерживать не только физическую форму, но и психологическую. А это могут дать только выступления. Не случайно на любом турнире больше всего беспокойства у тренеров вызывает самая первая схватка. Вроде бы все то же самое, те же соперники, но никогда тренировка не дает полной картины, в каком же боевом состоянии твой спортсмен. Тем более - в борьбе проводится не так много официальных соревнований.

- Состоянием Карелина вы довольны?

- По сравнению с прошлым годом он, безусловно, выглядит лучше. Саша слишком долго восстанавливался после травмы грудной мышцы, у него серьезно болело колено. Из-за этого мы далеко не всегда тренировались так, как хотелось бы. Да и сейчас то и дело приходится вносить коррективы в работу.

- Несколько лет назад Карелин сказал, что умеет хорошо делать лишь три приема, но их ему хватает. Вы работаете над чем-то новым, на что прежде не обращали внимания?

- Учиться приходится постоянно. Конкуренция-то растет. Сашу, как мне кажется, стали меньше бояться соперники. В том смысле, что активно приспосабливаются к особенностям его стиля.

- Например?

- Он борется с низко опущенной головой. Вы видели, как упорно хватал его за голову в самой первой схватке венгр - Михай Дик? Особых приемов из такого захвата не провести, но утомить можно сильно. Все знают, что с Сашей наиболее сложно бороться на руках: именно такую борьбу он обычно навязывает с первых же секунд. Со стороны кажется, что не делает ничего особенного, но соперника доводит до состояния, когда тот устает и перестает сопротивляться. Сейчас практически никто не подставляется - не дает руки. Более того, почти все борцы стараются атаковать сами - пока есть силы. Потому что прекрасно знают: Карелин более опасен во второй половине схватки.

- Обычно редкий поединок обходится без коронного карелинского "обратного пояса". Почему в Софии Александр борется более сдержанно?

- Этот прием требует слишком больших усилий. Он, можно сказать, экстремальный: можно получить травму только от собственного напряжения. За год до Олимпийских игр рисковать все-таки не стоит. Хотя на ковре Саша, бывает, излишне заводится.

- Вы допускаете, что после Игр в Сиднее Карелин будет продолжать бороться?

- Такой возможности я не исключаю.