Газета Спорт-Экспресс № 109 (2008) от 18 мая 1999 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 мая 1999 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 7-й тур

Николай ЛЕВНИКОВ

ЮРАН ПРИГРОЗИЛ, ЧТО Я БОЛЬШЕ НЕ БУДУ СУДИТЬ

Судьи, попадающие в конфликтные ситуации, далеко не всегда по горячим следам идут на контакт с прессой. Однако Николай Левников, на арбитраж которого в Волгограде "Спартак" подал протест, через час после окончания матча сам вышел к журналистам и стал разъяснять мотивы своих решений. Его послематчевые высказывания были опубликованы во вчерашнем номере "СЭ", а вчера днем я позвонил Левникову в Санкт-Петербург, чтобы узнать, не изменилась ли его оценка происшедших эпизодов после их видеопросмотра.

- Нет, я по-прежнему убежден, что свободный удар в ворота "Спартака" назначил правильно. Единственной ошибкой, признаю, было место его пробития - удар должен был исполняться с линии вратарской.

- Но ведь мяч, задевший Веретенникова, отскочил к Сметанину от опорной ноги Кечинова!

- Мяч выскочил из-под Веретенникова, не задев его и не изменив направления, - это я вам говорю точно. Кечинов же сделал движение с расчетом на пас назад - пусть и другой ногой. В этом я лишний раз убедился, просмотрев эпизод по телевидению. На поле, признаюсь, не увидел, что мяч попал в опорную ногу игроку, а не в ту, которой он замахивался. Тем не менее, мысль о пасе у игрока "Спартака" была, а потому, убежден, я принял верное решение. И в любом случае Сметанин должен был отбивать этот мяч, а не ловить. Уверяю вас: не назначь я свободный, был бы точно такой же скандал, только с противоположной стороны. Во время игры ее последствия я никогда не просчитываю, а ориентируюсь на свое понимание футбола.

- Для вас стала неожиданностью сверхэмоциональная реакция игроков "Спартака" сразу же после финального свистка?

- Полной. Начиная с 1989 года я десятки раз обслуживал матчи с участием этой команды, и никогда у ее игроков и тренеров не было ко мне претензий. Того же Юрана я удалил с поля в 1995 году во Владикавказе, когда обе команды вышли на поле, что называется, с горящими ногами. И он отнесся к этому совершенно нормально. Сейчас же его реакция оказалась совсем другой, и она меня разочаровала. То, что я услышал от Сергея, его не украшает. Тем более что я с большим уважением отношусь к этому игроку, а его жест, когда Юран, осознав свою неправоту в одном эпизоде, протянул мне руку, заслуживает высокой оценки. Этот момент напомнил мне поведение нападающего "Пармы" Креспо во время полуфинального матча итальянцев с "Атлетико", который я обслуживал. Я назначил в той игре два пенальти в ворота "Пармы", но Креспо, когда его заменяли, подошел ко мне и пожал руку, поблагодарив за судейство. Увы, после матча Юран испортил все впечатление от своего красивого жеста.

- Что конкретно он вам сказал?

- Что я больше не буду судить.

- У вас не было желания в ответ показать ему красную карточку?

- Обстановка и так была накалена до предела, и я посчитал, что его послематчевые эмоции, пусть и очень обидные для меня, можно оставить без внимания. К тому же Тихонов и Титов сразу же принялись успокаивать партнера, а заодно нашли возможность поблагодарить меня за арбитраж и поздравить с днем рождения.

- В этот момент к вам через все поле помчались два милиционера.

- Это было ни к чему. Скорее всего, они выполняли требование, согласно которому милиция должна обеспечивать безопасность арбитров, но в данном случае в этом не было необходимости. Я был первым, кто сказал им, как только они подбежали: "Вам здесь делать нечего". Тем более что в этот момент Юран уже отошел, а у меня шел совершенно нормальный разговор с Тихоновым.

- Кто-нибудь за время вашей судейской карьеры говорил вам нечто подобное тому, что заявил Юран?

- На моей памяти таких случаев было два. Один раз я услышал угрозу, что не буду больше судить, от Валерия Газзаева после того самого матча со "Спартаком" в 95-м. А многими годами ранее то же самое мне сказал Валерий Овчинников еще в бытность старшим тренером таллинского "Спорта".

- После скандала ваше праздничное настроение (напомним, что в день матча "Ротор" - "Спартак" у Левникова был день рождения, с чем его поздравил диктор по стадиону. - И. Р.) было безвозвратно испорчено?

- Конечно. И запись о протесте, сделанная руководителями "Спартака", и поведение ряда его игроков были для меня очень болезненными. Может быть, если бы я хуже их знал, то не был бы так обижен. Наша бригада улетала из Волгограда в Санкт-Петербург транзитом через Москву в воскресенье в 6 утра. И могу сказать, что часы после матча и до вылета были не лучшими в моей жизни. Уверенность в том, что я прав, только обостряет переживания. Нет ничего обиднее, когда знакомые люди относятся к тебе несправедливо.

- Обсуждали ли вы свои действия в волгоградском матче с коллегами в Санкт-Петербурге?

- Да, разговаривал со многими. И абсолютно все, включая людей, которые всегда говорят мне правду в глаза, сказали, что матч я провел очень хорошо. Я работаю в городской федерации футбола, и за прошедшие часы ко мне заходили уже человек 40 - 50 - и судьи, и бывшие игроки. Все они были удивлены той истерией, что возникла вокруг моего судейства в этом матче.

- А чьему мнению вы доверяете больше всех?

- Моего отца, который был игроком минского "Динамо" и до сих пор тренирует в Белоруссии детскую команду. Он позвонил, чтобы поздравить меня с днем рождения, и заодно мы обсудили эпизоды из матча "Ротор" - "Спартак". Отец всегда критиковал меня при каждом удобном случае, но тут заявил: "Коля, ты во всех моментах был прав".

- Когда экспертно-судейская комиссия будет рассматривать протест "Спартака"?

- По регламенту, в течение 5 дней после матча клуб, подавший протест, должен предоставить видеопленку, а также оговоренную в таких случаях денежную сумму. Только после этого назначается дата рассмотрения протеста.

- До заседания комиссии вы имеете право обслуживать матчи?

- Буду продолжать судить, даже если комиссия признает, что я ошибся. Вторая оплошность в сезоне автоматически влечет за собой дисквалификацию, а после первой отстранения от игр быть не может. Поэтому готовлюсь к своему очередному поединку: 29 мая буду судить матч между "Сатурном" и "Шинником".

Игорь РАБИНЕР

Волгоград - Москва