ФУТБОЛ |
EURO-2000 |
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ... ПОБЕДЫ
Матч против Франции показал миру: впервые за долгие годы в российском футболе родились две потенциальные суперзвезды. Тренеры Александра Панова и Алексея Смертина, вероятно, поморщатся - не перехвалить бы! Но потому и оговариваемся - "потенциальные". Настоящими суперзвездами становятся, стабильно прослужив футболу высшего уровня несколько лет. Но когда же хвалить людей, если не после такого выдающегося матча? На "Стад де Франс" Панов и Смертин продемонстрировали футбол мирового класса. Игроки, дебютировавшие в сборной лишь в конце прошлого года и еще ни разу не оказывавшиеся перед подобной аудиторией, показали качество, свойственное не многим из молодых - психологическую устойчивость.
Между тем после финала Кубка России на Панова обрушился такой пресс ожиданий, что другой мог бы сломаться. Миниатюрный же питерский форвард, наоборот, проявил себя во всем блеске. И дело не только в двух голах - хотя, к примеру, второй не на один день войдет во все мировые футбольные хит-парады. Энергетика, заряженность на борьбу, скорость - словом, все было просто потрясающим. Панов боролся даже за самые нереальные мячи, бросался в подкаты, не давая французским защитникам начать атаку, бежал на Бартеза, заставляя того принимать безумные решения. Малыш, чью биографию после игры выспрашивали десятки французских журналистов, разобрался со звездами чемпионов мира - Бланом и Десайи. И тут же приклеившиеся к зенитовцу сравнения "второй Оуэн" и "второй Папен" - не выглядели преувеличением.
Великолепно сыграл и Смертин. То, как он выключил из игры самого опасного форварда - Николя Анелька, должно войти в футбольные учебники. Постоянно играя на опережение и не давая "канониру" получать мяч, Смертин не позволил подопечному дышать. Причем делал все это игрок "Локомотива" настолько чисто, что лишь однажды дал повод для судейского свистка. В очередной раз поразил универсализм лучшего футболиста мая по версии "СЭ": если в клубе он является плеймейкером, через которого идет вся атакующая игра "Локомотива", то в сборной являет чудеса защитного умения.
ОНОПКО ПРЕВРАТИЛСЯ В ТИХОХОДА
Самым дискуссионным из кадровых решений Романцева является его безграничная вера в Онопко. Отсутствие 30-летнего защитника из-за дисквалификации в последних четырех матчах чемпионата Испании, равно как и стабильно блестящая игра Чугайнова, могли бы склонить главного тренера сборной в пользу либеро "Локомотива". Но, с другой стороны, Романцева можно понять. Не так давно Онопко единогласно был переизбран капитаном стало быть, у защитника "Овьедо" в сборной непререкаемый авторитет. Выводить такого человека из состава - процесс болезненный и чреватый перераспределением лидерских функций вне поля. Поэтому вполне объяснимо, что Романцев не стал рисковать перед важнейшим матчем и вновь поставил Онопко на место свободного защитника, хотя накануне и выражал опасения по поводу отсутствия игровой практики. Затем, впрочем, наставник добавил: "У меня нет оснований думать, что за это время Онопко растерял свои качества".
Первый тайм подтверждал правоту Романцева: капитан за счет опыта и умелого выбора позиции прервал не одну острую атаку французов, и центр защиты (благодаря, конечно, и Смертину) российской сборной действовал как часы. Но после перерыва ветеран сдал. В его игре есть один очевидный - и, видимо, уже неустранимый - недостаток: отсутствие скорости. Вильторд перед тем, как забить, убежал от Онопко с поразительной легкостью - подобно электричке, соревнующейся с повозкой. Россиянин не успел даже сделать подкат, чтобы попытаться задержать соперника - настолько француз превосходил его в динамике. Чуть позже сольный проход Тюрама по тому же правому краю тихоходный Онопко также позволил превратить в голевой момент - лишь Филимонов спас Россию от гола и тогда уж действительно неминуемого поражения.
И все же завершил матч капитан на высокой ноте. Именно он забросил мяч влево на Бесчастных, начав победную комбинацию, завершившуюся голом Карпина. Победителей не судят?..
ТО В ЖАР, ТО В ХОЛОД
Игровая ткань в целом не была ладно скроенной - матч разбился на множество совсем разных, едва ли не противоположных, отрезков. Телекомментатор ОРТ Виктор Гусев признался нам, что это был самый сложный репортаж в жизни, поскольку его (как и всех нас) бросало то в жар, то в холод, и ни о каких логичных умозаключениях не могло быть и речи. Но не стоит требовать от футболистов в матче такого уровня строгого и последовательного выполнения задуманного. Не забудем: нам противостояли чемпионы мира!
Первые полтайма россияне выглядели неубедительно. Карпин, правда, говорит, что в дебюте команде ставилась задача не пропустить - отойти назад, грамотно действовать в обороне и ловить соперника на контратаках. Но ни одного мало-мальски опасного выпада не получалось - у наших совсем не держался мяч. Не отрази Филимонов удар Джоркаеффа и добивание в упор Вильторда, матч мог пойти по совсем иному сценарию. Но наш вратарь, который спас команду от нескольких неминуемых голов, вышел из ситуации с честью, чем явно подбодрил партнеров. А выход на замену мобильного, техничного и хорошо играющего головой Хохлова и вовсе повернул ход встречи вспять.
В начале матча из тройки центральных полузащитников (Мостовой, Титов, Семак) двое - первый и последний - предпочитали действовать впереди, в роли инсайдов. До них мяч не доходил: мощный французский кулак (Дешам, Пети и Джоркаефф) создавал чемпионам мира преимущество в середине. С выходом Хохлова у россиян стало два опорных полузащитника, тогда как Семак действовал "под нападающим". В центре был восстановлен статус-кво, и переход от обороны к атаке стал куда более быстрым, разумным и эффективным. Не только гол Панова, но и вся концовка первого тайма позволяла надеяться: наше преимущество добыто всерьез и надолго.
Но первые же минуты второй половины разрушили иллюзию. Карпин замечает: "Мы не впервые так начинаем после перерыва. То же случалось и с Арменией, и с Белоруссией. Надо будет разбираться, почему такое происходит". Действия подопечных в этом отрезке назвал провалом и Романцев.
РОМАНЦЕВ ПОШЕЛ С ЗАМЕНАМИ ВА-БАНК
В таких ситуациях решающую роль могут сыграть замены. Романцев не слывет большим их сторонником, но в сложившейся обстановке промедление было смерти подобно. Поведя в счете, французы так твердо взяли инициативу в руки, что с трудом представлялось, за счет чего гости могут вернуть утраченное. Выход на поле третьего опорного полузащитника - Виейра вместо Дюгарри - говорил: Лемерр рисковать больше не намерен. Что делать?
Вероятную замену Семака на Бесчастных один из нас записал в блокнот еще до того, как форвард "Расинга" начал готовиться к выходу на поле. Армеец устал и начал грешить неточностями в передачах - и при счете 1:2 выход второго нападающего вместо пятого хавбека напрашивался. А вот замена Тихонова стала настоящей неожиданностью: сам Романцев подчеркивал, что Цымбаларь далеко не в лучшем состоянии. Выпускать его на место крайнего полузащитника, где нужно выполнять огромный объем работы, было игрой ва-банк. И она окончилась триумфом!
Правда, поначалу ни Бесчастных, ни Цымбаларь в игру не вписывались. Но после того, как Панов изумительным ударом сравнял счет, они, как и другие партнеры, будто сбросили с себя сковывавшие путы. Когда Цымбаларь мощным ударом с ходу замыкал отличный прострел Карпина, лишь сантиметры разделили мяч и ворота. А победный гол организовали именно двое резервистов. Бесчастных принял мяч на фланге от Онопко, ловко развернулся и великолепно пустил мяч между Тюрамом и Бланом на врывавшегося в свободную зону Цымбаларя. Пас последнего тоже заслуживал высшей похвалы - и если Панову, которого толкнули в спину, замкнуть передачу не удалось, то набежавший Карпин в этом преуспел.
Помогло нам и то, что при счете 2:2 начался открытый футбол: Францию домашняя ничья тоже не слишком устраивала. Прав был Романцев, когда на последней тренировке уверял нас, что календарь оставшихся встреч у чемпионов мира слишком непростой, чтобы те играли на ничью.
СБОРНАЯ РОССИИ ДАВНО НЕ ПРОЯВЛЯЛА ТАКОГО ХАРАКТЕРА
Великого французского футболиста Мишеля Платини накануне игры беспокоило, что русские загнаны в угол. В таком положении, по его мнению, они наиболее опасны. Чутье не подвело легендарного мастера: сборная России, несколько последних лет отличавшаяся бесхарактерностью в решающих ситуациях, проявила волю к победе, наличие которой у нее никто и не подозревал. Надо было видеть, как при счете 3:2 номинальный форвард Бесчастных в тигрином прыжке выбил мяч из собственной штрафной, прерывая опаснейший прострел. Как Смертин раз за разом опережал Анелька, распластываясь в таких, причем абсолютно чистых, подкатах, какие мы видим в исполнении лучших защитников мира.
Но особенно поразил в последние 20 минут Карпин. Сам он после игры сказал, что устал невероятно, что концовка шла для него, как в тумане. Но без всякого преувеличения заметим: такой энергии и самоотдачи, какую показал он на самом финише, в нашей сборной не видели уже давно. Гол стал абсолютно заслуженной наградой полузащитнику за его игру. Пусть Карпин утверждает, что мяч прикатился к нему сам, но мы-то помним, какой отчаянный рывок сделал полузащитник, прежде чем настиг его после паса Цымбаларя! Такие рывки на последних минутах совершают только люди, которые хотят победить до умопомрачения. Мы давно не видели у игроков сборной России такой жажды победы. Надеемся, отныне будем видеть ее неизменно.