Газета Спорт-Экспресс № 142 (2041) от 26 июня 1999 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 июня 1999 | Формула-1

WEST представляет "Формулу-1"

ЧЕМПИОНАТ МИРА. СЕДЬМОЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ ФРАНЦИИ"

СУМЕЕТ ЛИ ХАККИНЕН ДОКАЗАТЬ, ЧТО СТАТИСТИКЕ ДОВЕРЯТЬ НЕ СТОИТ?

События в юбилейном, 50-м чемпионате мира развиваются совсем иначе, чем год назад. В сезоне-98 в тот момент, когда "Большие призы" подкатывали к экватору, самым главным был вопрос: сумеет ли кто-нибудь до конца чемпионата навязать борьбу безоговорочным лидерам - команде "Макларен" и ее первому пилоту Мике Хаккинену? Сейчас, когда на горизонте Франция, а значит, королевские гонки снова приближаются к середине сезона, интрига первенства состоит совсем не в этом, и главный вопрос звучит так: сумеет ли Хаккинен удержать лидерство, перешедшее к нему после схода премьера "Феррари" Михаэля Шумахера две недели назад в Канаде, или же могучему немцу удастся снова повернуть капризную формулическую фортуну лицом к "Феррари"?

Статистика - упрямая вещь, и она гласит, что все козыри на стороне последнего, ибо за последние пять лет Шумахер выигрывал в Маньи-Куре четырежды. Хаккинен же после шести визитов в Невер имеет на своем счету лишь 7 очков - 3-е и 4-е места. Однако полмесяца назад в Монреале финн уже доказал, что в отношении него подобная статистика не показатель. Значит, гонка во Франции обещает как минимум неожиданности!

Седьмой этап. "Гран-при Франции". 27 июня. Невер. Автодром Маньи-Кур. 306 км (72 круга по 4250 м).

Город расположен в 250 км от Парижа, автодром - в 12 км южнее города. Рекорд круга в квалификации: 1.14,929 (средняя скорость 204,193 км/ч)- Мика ХАККИНЕН (Финляндия, "Макларен-Мерседес", 1998). Рекорд круга в гонке: 1.17,523(средняя скорость 197,360 км/ч) - Дэвид КУЛТХАРД (Шотландия, "Макларен-Мерседес", 1998).

Победитель-98: 1:34.45,026 (средняя скорость 190,963 км/ч) - Михаэль ШУМАХЕР (Германия, "Феррари").

Борьба за чемпионский титул - бесспорно, основа интриги любого соревнования. Однако во Франции - по крайней мере в первые два дня пребывания передвижного мегацирка на колесах в Маньи-Куре - соавторы данной интриги, новоиспеченный лидер 50-го чемпионата мира Мика Хаккинен и его преследователь Михаэль Шумахер, жаждущий восстановить существовавший до Канады статус-кво, получили небольшой тайм-аут. У завсегдатаев паддоков, в особенности у представителей прессы, в четверг и пятницу нашлись иные приоритеты.

В самом деле, не каждый день заявление о завершении карьеры делают чемпионы мира - а таковым мир "Больших призов" накануне "Гран-при Франции" осчастливил Дэмон Хилл. И не каждый день в пелотоне находится гонщик, празднующий 10-летний юбилей пребывания в "Формуле-1", а именно во Франции 10 лет назад в паддоках "Гран-при" появился новичок по имени Жан Алези.

Как вы понимаете, оба события неординарны, особенно если учесть, так сказать, психологический статус обоих виновников - и Дэмон, и Жан пользуются давней и заслуженной любовью наиболее профессиональной, лояльной и независимой части пресс-центра. То есть - абсолютного большинства. Так что журналистский корпус "Формулы-1" с превеликим удовольствием предоставил Хаккинену и Шумахеру тайм-аут.

НАДЕЖДЫ И РАЗОЧАРОВАНИЯ Дэмона ХИЛЛА

38-летний чемпион мира-96 не успел толком одолеть электронных ворот, отделяющих паддоки от фанатской тусовки, как попал в плотное окружение представителей прессы. Пришлось хостессам и пресс-атташе "Джордана" в срочном порядке организовывать пресс-конференцию.

Англичанин публично признал, что события могут сложиться так, что его карьера закончится еще до финиша сезона.

- Не раз на протяжении моей не самой длинной и не самой гладкой карьеры я раздумывал о том, чтобы закончить, - сказал Дэмон. - Но если бы в те малоприятные моменты принял такое решение, никогда не стал бы чемпионом мира. Не в моих правилах бросаться с башни головой вниз, когда что-то идет наперекосяк. И нынешнее мое решение принято отнюдь не в состоянии аффекта. Я заранее объявил о том, что заканчиваю, чтобы те, кто в той или иной степени зависит от меня в этой жизни, могли правильно сориентироваться. Свою последнюю гонку я намерен провести на Сузуке и хотел бы, чтобы завершение карьеры получилось достойным. Было бы неплохо выиграть в Японии в третий раз. Однако сейчас я вынужден преодолевать определенные трудности. И не хочу ни в какой мере повредить надеждам Эдди (Джордана. - О.Л.) на место в тройке сильнейших команд в Кубке конструкторов. Если почувствую, что мои показатели оказывают негативное влияние на командный результат, то буду готов освободить кокпит "Джордана", не дожидаясь Японии.

- Признаюсь, что в подготовку к этому сезону я вложил сердце и душу и, конечно, ожидал его начала с большими надеждами, - продолжил Хилл. - Но вопреки этому оказался не в состоянии показать все лучшее, что есть в машине и во мне. И дело здесь отнюдь не в мотивации. Ловлю себя на мысли, что прикладываю максимум усилий - а реакции нет, как будто кто-то добавил в химический раствор ингибитор. Ощущение безнадежности - не лучший спутник, когда пилотируешь гоночную машину! Я наслаждался "Формулой-1", но время собирать камни приходит к каждому. Пришло оно и ко мне. Когда захлестывает рутина и надежда на победу тает с каждым днем, удовольствие уходит - а заниматься таким опасным делом, как гонки, без удовольствия смертельно опасно. Я же принадлежу не только себе - за моей спиной люди, чье благополучие напрямую зависит от меня. Это прежде всего моя жена и дети. Вот почему я принял свое решение.

Немедленно возник вопрос о преемнике Хилла в "Джордане". Сам англичанин отказался говорить на эту тему, зато владелец команды Эдди Джордан не преминул как следует заинтриговать прессу, заявив, что при выборе кандидатуры в напарники для Хайнца-Харальда Френтцена он в первую очередь прислушается к рекомендациям Хилла, и пообещал, что выбор этот станет грандиозным сюрпризом. "У нас уже существует список возможных кандидатов - он очень короткий, - сказал Джордан. - Могу лишь сказать, что это совсем не обязательно будет кто-то из топпилотов. Главный критерий - один: мы хотим, чтобы этот парень как можно лучше подходил нашей команде, соответствовал ее характеру, принял бы ее атмосферу. Если такой отыщется, с "Джорданом" все будет о'кей".

Жан АЛЕЗИ ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН

Алези, который пользуется популярностью не меньшей, чем Хилл, в особенности если учесть, что гонка проходит для него в домашних стенах, тоже не давали проходу накануне уик-энда.

Никто не был удивлен тем, что 35-летний француз, за плечами которого 10 лет в "Больших призах", более полутора сотен "Гран-при" и всего лишь одна-единственная победа, в очередной раз заявил, что ни о чем в этой жизни не жалеет.

- Все считают меня самым невезучим пилотом "Формулы-1", я же думаю, что мне тем не менее страшно везло, - сказал Жан. - Хотя и не во всем. В моей жизни не было ни одной по-настоящему страшной аварии - и, надеюсь, не будет. С другой стороны, я выиграл лишь однажды, хотя все вокруг твердят, что побед должно было бы быть гораздо больше. Не знаю. Может быть. Не хочу об этом думать. Потому что мне и так есть о чем вспомнить. В том числе и о Монреале-95. Это очень дорогое воспоминание, а для меня всегда было главным беречь в памяти такие моменты, как этот. Эмоции и чувства - неотделимая часть моей жизни и моей карьеры. Горжусь тем, что гонялся с такими великими людьми, как Ален (Прост. - О.Л.), Айртон (Сенна. - О.Л.) и Найджел (Мэнселл. - О.Л.) - и с каждым из них у меня были классные схватки.

- Однако за те десять лет, что я провел в "Формуле-1", она очень сильно изменилась, - продолжил Жан. - Ощущаю себя кем-то вроде последнего из могикан. Честно говоря, уверен - если бы мне пришлось дебютировать в "Формуле- 1"сейчас, а не десять лет назад, продержался бы от силы пару гонок. А потом (смеется) меня выперли бы и запретили бы даже думать о том, чтобы вернуться назад! Мой стиль пилотирования и мой образ мыслей совершенно не соответствуют тому, что сейчас хотят от молодых пилотов.

В этом Алези абсолютно прав. Ни он, ни Хилл не вписываются в прагматичные, узкие и сухие рамки нынешней "Формулы-1". И эти двое в самом деле последние из могикан. Когда они уйдут, "Большие призы" окончательно перешагнут тот рубеж, который отделяет Гонки - и гонки.

Но что поделаешь - каждому времени свои песни.

Ольга ЛИНДЕ