Газета Спорт-Экспресс № 157 (2056) от 14 июля 1999 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 июля 1999 | Остальные

АВТО

КУБОК РОССИИ ПО РАЛЛИ-РЕЙДАМ

"БАХА СЕЛИГЕР" ПЕРЕРОСЛА "ПОКАТУШКИ" И СТАЛА НАСТОЯЩЕЙ ГОНКОЙ

Всегда приятно быть свидетелем рождения чего-то нового. Мне посчастливилось второй год подряд наблюдать за ростом и становлением совершенно нового для России соревнования, задуманного и проведенного известным среди крутых "джиперов" "Клубом 4х4", - "Бахи Селигер". А прогресс, надо сказать, налицо. По сравнению с 1998-м "Баха" значительно прибавила в спортивности, совершенно уйдя от гораздо более близкого любителям полного привода духа "покатушек". Это бросалось в глаза уже во время торжественного старта на Васильевском спуске, нашло свое подтверждение и во время короткого 2-километрового пролога на стадионе технических видов спорта в Крылатском. И почти уверена, что когда вечером в пятницу участники - в четырех зачетах набралось аж 82 экипажа - получили дорожные книги с подробно расписанными 120 километрами, которые в субботу были пройдены трижды (первоначально планировалось, что три круга совершат мотогонщики, автомобилистам же предстояло совершить четыре), некоторые были потрясены - такой сложный маршрут приготовили организаторы.

Итак, суббота, живописнейшие окрестности Селигера, прекрасная, не в пример прошлогоднему проливному дождю, погода - таков антураж российской "Бахи", получившей в нынешнем году статус официального кандидата на проведение этапа Кубка мира ФИА. Это был подлинный смотр всего лучшего, чем сейчас располагает наша страна во внедорожном ралли: на "Баху" приехали обладатели Кубка мира по ралли-рейдам 1997 года Михаил Нарышкин и Олег Пялин, и победитель "Бахи Селигер" прошлого года, неоднократно выигрывавший различные международные гонки Сергей Гиря, и обладатель зимнего Кубка России Владимир Бывшев, и победитель весеннего этапа чемпионата России "Джип триал" Никита Небылицкий, и известнейшие мотоциклисты Александр Нифонтов и Сергей Поваров.

Реальных претендентов на победу было множество, а результат гонки поначалу - практически непредсказуем. Правда, уже после первых 120 километров круг претендентов обрисовался довольно четко: в самом "крутом" классе автомобилей - с объемом двигателя свыше 2,5 л - в лидеры вышел опытный Нарышкин на "Мицубиси Паджеро", следом шла "Тойота Лэнд Крузер" Гири, довольно близко были Небылицкий и Сергей Линьков из Red Racing на "Мицубиси" и Александр Фулиди на "Тойоте". Главным же оказался второй 120-километровый виток: повредил радиатор и выбыл из борьбы Небылицкий, страшно не повезло и Нарышкину: фатальные повреждения заднего моста - и за полчаса, проведенных в ремонтной зоне, механики не смогли ничего сделать. Так что второй раз подряд "Баху Селигер" - так сказать, за явным преимуществом - выиграл Сергей Гиря в паре со своим штурманом Сергеем Мишиным.

- Сергей, - обращаюсь к Гире. -Честно говоря, увидев ваше имя в заявочном листе "Бахи", я была удивлена. Ведь через пару недель примет старт ралли-марафон "МАСТЕР", одним из главных организаторов которого вы являетесь. Что заставило в самый разгар подготовки бросить работу?

- Я очень благодарен "МАСТЕРу" за то, что, несмотря на загруженность работой, нам позволяют участвовать в соревнованиях. Просто мы справедливо считаем, что своим участием поддерживаем "Клуб 4х4". И "МАСТЕР", и "4х4" занимаются одним делом и должны дружить. Помогая друг другу, мы, как по ступенькам, будем продвигаться вперед.

- Слишком общий ответ. Вас-то лично что влекло сюда?

- Очень хотелось помериться силами с сильнейшими, сравнить себя и свои возможности с таким суперспециалистом ралли-рейда, каким является Михаил Нарышкин, асом кросса Петром Дрофичевым...

- Вы столько лет занимаетесь "МАСТЕР-ралли" - и не считаете себя профессионалом?

- Как профессиональный гонщик я ездил на "КамАЗе". Это огромная машина с совершенно особой динамикой. Так что даже тактика построения гонки была совершенно иной. Поэтому мне и хотелось поближе посмотреть на Нарышкина и других. Еще один интерес - сравнить в работе обычную машину - мою "Тойоту" и "Мицубиси" Михаила, которая фактически выиграла Кубок мира в своем классе в 1997 году и у которой от обычной "Мицубиси" осталось разве что название. Вообще-то мы уже видели этот автомобиль на гонке в Красноярске и легко его объехали. Но я прекрасно знаю: Михаил серьезный человек, и если уж он решил ехать "Баху", то только на по-настоящему хорошо подготовленном авто. В этом смысле их сход из-за поломки был для меня совершенно неожиданным. Наверное, где-то на трассе была допущена ошибка...

- Какую оценку вы бы поставили за гонку самому себе?

- На счет оценки не знаю. Я понял главное - мой уровень готовности управлять автомобилем в экстремальных условиях, несмотря на отсутствие тренированности, достаточно высок. И с таким специалистом, как Нарышкин (кстати, я далек от мысли, что и он как-то специально готовился к этой гонке), я вполне могу быть на равных.

- Присутствие на Селигере всех сильнейших ралли-марафонцев России, безусловно, добавило мотивации. Вы ехали на победу- или...?

- На победу! Очень хотел выиграть именно в такой гонке.

- Со стороны казалось, что решающим для вас оказался второй 120-километровый круг, где вы сильно добавили в скорости. Признайтесь честно - вы поехали так быстро потому, что знали о штрафе в 6 минут, полученном на его старте? (Согласно правилам, после финиша каждого СУ в контрольной зоне штурман обязан проследить за тем, чтобы в контрольной карте экипажа была проставлена специальная судейская отметка, чего сделано не было. В итоге - 6-минутный штраф. - Л.Х.)

- Честно говоря, о том штрафе мы и не догадывались. Просто уже на первом круге поняли - борьба идет на секунды и для того, чтобы выиграть, надо постоянно прибавлять. А о штрафе узнали лишь на финише 3-го и последнего спецучастка второго круга, когда судьи задали нам вопрос: "Ребята, а что у вас за проблемы были со стартом?" В итоге пошли на последний круг, зная, что надо много отыгрывать, что из машины придется выжать все. К тому же мы не были в курсе, что Нарышкин уже сошел!

- Ничего о сходе ваших основных конкурентов вы не знали. Да и ралли было укорочено с четырех до трех кругов...

- И я понимаю мотивы организаторов - многие любители при наличии четвертого круга до финиша не добрались бы, да и гонка для них сильно растянулась бы по времени. Что же до более серьезных авто, то трех кругов явно недостаточно. Представьте, что на трассе оставались бы и Небылицкий, и Нарышкин. Кстати, еще до гонки меня спрашивали относительно дистанции, и я ответил: "Чем длиннее, тем лучше! И без остановок".

- Фактически вы тренируетесь в мастерстве гонщика единожды в году - когда проводите разведку "МАСТЕР-ралли". Выходит, этого хватает для того, чтобы держать форму?

- Я бы сказал иначе - такая работа заставляет искать и находить необходимый баланс между скоростью и ресурсом машины. Ведь вывести ее из строя в первый же день ты просто не имеешь права.

- Ваш совет организаторам "Бахи Селигер".

- После первого круга я понял, что не могу полностью доверять легенде. Приходилось смотреть на дорогу во все глаза. Но это ведь неправильно - не доверять словам штурмана. Зачем он тогда вообще место в машине занимает? Прописывать трассу должен человек, который сам хотя бы периодически сидит за рулем гоночного авто и понимает, что не обозначенные в легенде маленькие ямки, которые легко и незаметно проходишь на небольшой скорости, в условиях гонки могут превратиться в непреодолимые препятствия. У меня был такой удар на одной из таких ям, что даже мысль мелькнула: все кончено! К счастью, машина выдержала, но то место я хорошо запомнил.

Лина ХОЛИНА

Москва - Селигер - Москва