Газета Спорт-Экспресс № 166 (2065) от 24 июля 1999 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 июля 1999 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион

НАКАЗАТЬ "РОТОР" МАЛО. ПОРА МЕНЯТЬ МНОГИЕ ФУТБОЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

Скандал во Владикавказе послужил поводом для серьезного разговора о необходимости организационных перемен в российском футболе. Будет большой ошибкой, если его руководители ограничатся обсуждением самого инцидента и вынесением санкций. Необходимо существенно поправить футбольные законы, многие из которых уже устарели или бездействуют. В связи с этим "СЭ" решил предложить ряд мер, которые - в случае, если будут приняты, - могут, на наш взгляд, решить наиболее острые проблемы

1. УЖЕСТОЧИТЬ МЕРЫ В ОТНОШЕНИИ ТЕХ, КТО НЕСАНКЦИОНИРОВАННО ПОКИДАЕТ ПОЛЕ

Прецедент. Случай во Владикавказе - не единственное событие такого рода. 31 мая этого года главный тренер воронежского "Факела" Валерий Нененко увел команду с поля, несмотря на то, что матч чемпионата первого дивизиона с "Соколом" еще не был доигран. Случилось это после того, как на 90-й минуте арбитр из Санкт-Петербурга Кузнецов назначил свободный в сторону ворот "Факела" в пределах его штрафной; с этого свободного и был забит единственный гол. Растерявшийся рефери дал финальный свисток лишь после того, как понял, что "Факел" уже не вернуть. Никаких санкций в отношении воронежского клуба не последовало.

Предложение "СЭ". Есть смысл ужесточить санкции в отношении тех, кто нарушает регламент подобным образом. Например, снимать три очка вдобавок к техническому поражению - 0:3. Можно применить крупный - в размере 200 - 300 тысяч рублей - штраф.

Мнение. Сергей КУЛИКОВ, председатель комитета по проведению соревнований РФС: "Уход команды с поля - чрезвычайное происшествие. Смысл во введении дополнительных - помимо присуждения технического поражения - санкций, видимо, есть. Естественно, этот вопрос должен быть обсужден всеми заинтересованными сторонами перед началом очередного сезона, и решение найдет отражение в новом регламенте соревнований".

2. ИЗМЕНИТЬ СИСТЕМУ ОТБОРА СУДЕЙ И ИХ НАЗНАЧЕНИЯ

Прецедент. Принципиальность подхода к делу нового руководителя судейского корпуса Сергея Хусаинова не вызывает сомнений. Сокращение числа арбитров, достойных обслуживать матчи высшего дивизиона, - шаг абсолютно верный. Но и среди самых достойных еще остались нечистые на руку, на что сам Хусаинов уже неоднократно сетовал. Многие тренеры недвусмысленно заявляют о взяточничестве, в котором погряз судейский корпус.

Предложение "СЭ". На наш взгляд, ситуация зашла слишком далеко и вряд ли может быть выправлена традиционными методами. Есть смысл пойти на беспрецедентный шаг и довериться мнению Хусаинова, который лично станет осуществлять отбор судей. Естественно, должны приниматься во внимание и объективные показатели тестирования. Назначение на конкретные матчи также стоит доверить Хусаинову, а не компьютеру.

Мнение. Сергей ХУСАИНОВ, председатель КФС: "Подобной практики давно придерживаются на Западе, где отбором и назначением судей занимается узкий круг людей. Но мы живем в другой стране, где все боятся сосредоточения власти в одних руках. Приходится с этим мириться".

3. ИСКЛЮЧИТЬ ПРИСУТСТВИЕ ПОСТОРОННИХ НА СКАМЬЕ ЗАПАСНЫХ

Прецедент. Подлинно известно, что "Ротор" покинул поле по указанию своего почетного президента и хозяина Владимира Горюнова. Не будь его на скамье запасных, никто бы не осмелился увести команду. Странно, что у нас все еще допускается присутствие на скамье посторонних - тех, кто не имеет прямого отношения к матчу. Места для Горюнова и его коллег - на трибуне, в ложе почетных гостей. Трудно представить, что рядом с Дзаккерони игрой "Милана" руководит Берлускони, а президент "Барселоны" Нуньес сидит бок о бок с ван Галем.

Предложение "СЭ". В нынешнем регламенте есть соответствующий пункт: "В протокол матча в раздел "Официальные представители" вносятся фамилии и инициалы главного тренера, начальника команды, тренеров, врача, массажиста и администратора команды, которые имеют право размещаться на специально отведенных местах, находящихся в технической зоне, вместе с запасными футболистами. Количество официальных лиц не может превышать семь человек". Но никто - ни инспектор, ни судьи - не следит за выполнением этого параграфа. Теперь, надеемся, резервные арбитры будут более бдительны.

Мнение. Владимир РАДИОНОВ, генеральный секретарь РФС: "Я недавно был на официальном матче турнира, проводимого УЕФА. У них в регламенте четко записано, кто может находиться на скамье запасных. Перед игрой заполняется специальный документ, где оба клуба указывают лиц, которые будут находиться на скамье запасных. Это - главный тренер, его помощник, врач, массажист, запасные футболисты. Но главное - за соблюдением этого пункта регламента строго следит резервный арбитр. У нас, увы, все иначе. Насколько я помню, мы еще в советские времена пытались навести порядок. Приезжала, условно говоря, команда из Азербайджана, и подчас не хватало скамьи запасных, чтобы уместить всех, кто, по мнению гостей, имел право на ней находиться. Каждый считал себя вправе подбежать к бровке, дать наставления игрокам, выразить каким-то образом эмоции".

4. РЕФОРМИРОВАТЬ ИНСПЕКТОРСКИЙ КОМИТЕТ

Прецедент. В первом круге из-за искажения оценок инспекторский комитет на месяц отстранял четырех своих сотрудников. В число наказанных попал и Валерий Бутенко, который провинился трижды - на матчах "Спартак" - ЦСКА, "Алания" - "Зенит" и "Торпедо-ЗИЛ" - "Балтика". Очевидно, что комитет не выполняет возложенных на него функций. Высокие оценки являются страховкой, которая чаще всего позволяет самому инспектору сохранить работу. Организация порядка на стадионе и иные функции выполняются людьми этой профессии совсем плохо.

Предложение "СЭ". Инспекторский корпус должен качественно измениться. Важно, чтобы руководство обоими комитетами - и инспекторским, и судейским - было сосредоточено в одних руках. Тогда будут ясны критерии, по которым оценивается работа арбитров.

Мнение. Алексей СПИРИН, председатель инспекторского комитета РФС: "На сегодня основная задача инспектора - выполнение организаторских функций до матча, во время него и после. Инспектор должен донести правдивую информацию до ПФЛ и РФС, не делая никаких выводов. Именно эта задача - главенствующая, а оценка качества судейства - лишь дополнительная. Сегодня уже идет работа по изменению статуса инспекторов, и главное - разрабатывается система критериев их отбора. Она будет учитывать личностные характеристики, профессиональные заслуги, социально-правовой статус, наличие организаторских навыков, интеллект и теоретические знания. Этим мы будем заниматься на протяжении всего второго круга. Так что кардинальных изменений нужно ждать в следующем сезоне".

5. ДОВЕСТИ ДО УМА ВСЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

Прецедент. С тех пор как президент нижегородского "Локомотива" Валерий Овчинников выявил серьезные изъяны в уставе ПФЛ, прошло уже несколько лет. Но по-прежнему существует масса недоработок в различных документах, регулирующих проведение внутрироссийских соревнований. После скандала во Владикавказе выяснилось, что в регламенте соревнований нет пункта, который предусматривает техническое поражение. Просчетов, подобных этому, можно найти немало.

Предложение "СЭ". На ближайшем заседании совета ПФЛ должны быть приняты все необходимые поправки. Юристам РФС и ПФЛ необходимо провести совместное совещание, с тем чтобы устранить имеющие место просчеты в документах.

Мнение. Раиса АЛКИНА, юрист РФС: "Нынешний чемпионат показал: регламент проведения соревнований, несмотря на внесенные в него изменения, сыроват. И председатель КДК Виктор Марущак, анализируя все не попавшие под действие этого документа случаи, предложил нам продумать и подготовить юридическую базу для составления регламента на будущий сезон. Конечно, постараемся учесть и инцидент во Владикавказе, и случай с болельщиками в Раменском, и некоторые другие эксцессы. Основная задача - сделать документ более гибким и охватывающим как можно больше нестандартных ситуаций. Естественно, многие существующие санкции за различные нарушения регламента будут пересмотрены в сторону ужесточения".

6.УПОРЯДОЧИТЬ СИСТЕМУ ВЗАИМОРАСЧЕТОВ МЕЖДУ ПФЛ, РФС И КФС

Прецедент. Не так давно ПФЛ перечислила на счет РФС 14 миллионов рублей с тем, чтобы погасить перед судьями задолженность по командировкам. Но и эти деньги до адресата пока не дошли, так что судьи по-прежнему разъезжают по стране на собственные средства. Причитающихся гонораров они не получают уже целый год.

Предложение "СЭ". В будущем сезоне ПФЛ и РФС должны более оперативно осуществлять перевод необходимых сумм. У обеих организаций достаточно возможностей, чтобы избежать подобных проволочек. Кроме того, стоит значительно повысить гонорары судьям.

Мнение. Сергей ХУСАИНОВ, председатель КФС: "Ситуация с оплатой судейства ненормальна. Мы никак не можем получить деньги. Сначала они были в ПФЛ, затем их перечислили в РФС, но до нас до сих пор не дошли. Ни одному арбитру пока не выплачены заработанные гонорары и лишь частично компенсированы командировочные расходы. Бюджет КФС также не утвержден. Хотя уже скоро август, не определены еще гонорары арбитров. Последний раз со своими предложениями мы выходили 16 июля".

7. ЗАПРЕТИТЬ ПРОСМОТР ВИДЕОЗАПИСИ И РАСПУСТИТЬ ЭКСПЕРТНО-СУДЕЙСКУЮ КОМИССИЮ

Прецедент. Один из лучших арбитров в истории СССР, а ныне инспектор Валентин Липатов, несмотря на практику коллег, даже в прошлые годы никогда не обращался к видеозаписи. Свой отказ он неизменно мотивирует так: "В 1974 году ФИФА запретила это делать". Пример Липатова достоин подражания: видеозапись никогда не воссоздаст атмосферы самой игры, а значит, не позволит определить, насколько правильно отработал арбитр. Только первое, "живое" впечатление даст объективную картину.

Предложение "СЭ". Запретить инспекторам просматривать видеозаписи с целью оценки качества судейства, а также контактировать и советоваться с представителями команд до выставления этой оценки. Экспертно-судейская и просмотровая комиссии, где любое действие арбитра препарируется под микроскопом, в нынешнем виде никому не нужны.

Мнение. Алексей СПИРИН, председатель инспекторского комитета РФС: "Запрет на просмотр видеозаписи как инструмента оценки действий арбитра существует во всем мире. И я категорический сторонник его соблюдения. Видеозапись нужна лишь для того, чтобы определить степень вины футболиста при дисциплинарном проступке, и для того, чтобы вскрыть причины ошибки арбитра - но не для его наказания. Это правило мы ввели и у нас - инспекторам просматривать пленки после матчей запрещено. Они должны смотреть на игру глазами арбитра, и такая личностная оценка - пусть и сверхстрогая - для меня является определяющей. К решениям же просмотровой комиссии, которая, кстати, нелегитимна, поскольку не признана исполкомом РФС, я отношусь лишь как к информационному источнику и не более того. Эта комиссия нужна как отдушина для тренеров, которые порой цепляются за один эпизод, потом находят совершенно иной, показывая на замедленных повторах: "Смотрите, шнурок игрока-соперника зацепился за шнурок нашего футболиста, и надо было назначить пенальти". Если из любого матча чемпионата Англии или Италии надергать эпизодов, то окажется, что судья просто бездарь. А когда смотришь игру целиком, оказывается, что судейство было отличным".

8. ОТКАЗАТЬСЯ ОТ УСЛУГ ОМОНа И ОБЯЗАТЬ КЛУБЫ РАБОТАТЬ С БОЛЕЛЬЩИКАМИ

Прецедент. Невиданные беспорядки в Раменском заставляют пересмотреть всю систему обеспечения безопасности во время матчей. Избиение подростков уже вошло в норму работы ОМОНа. Правда, и сами фанаты представляют собой зачастую весьма агрессивную силу, мешающую другим болельщикам.

Предложение "СЭ". Президент РФС Вячеслав Колосков уже высказался в том духе, что придется, возможно, отказаться от услуг ОМОНа. Такое решение стоит приветствовать, поскольку не всегда есть возможность обуздать распоясавшихся стражей порядка. В Раменском, скажем, ситуацию спас только взобравшийся на трибуну Олег Романцев. Но и сами клубы должны более продуктивно и менее формально контактировать со своими поклонниками. Лучше заниматься профилактикой беспорядков, чем их устранением.

Мнение. Сергей КУЛИКОВ, председатель комитета по проведению соревнований РФС: "Конечно же, мы не можем убрать ОМОН со стадионов. Так можно договориться до того, что следует вывести все подразделения милиции за черту города и вводить их только в случае возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций. Те инциденты с участием фанатов, которые происходили на стадионах, заставляют службы правопорядка с большим вниманием относиться к существующей проблеме. У нас нет такого количества технических средств, которые используют в европейских странах для выявления зачинщиков беспорядков: там ведутся соответствующие картотеки, в том числе компьютерные, и определенному кругу лиц доступ на стадионы вообще запрещен. Все это - сложная и кропотливая работа, организация которой в России на данный момент весьма проблематична. Тем не менее мы разрабатываем комплекс мер по решению этого вопроса. В частности, на недавнем заседании комитета по безопасности РФС, председателем которого является Валерий Драганов, было принято решение организовать встречу с участием представителей МВД, РФС, ПФЛ, футбольных клубов, СМИ и болельщиков и создать совет лидеров фан-клубов. На мой взгляд, должны улучшить работу с болельщиками и сами клубы".

9. УЖЕСТОЧИТЬ МЕРЫ К ФУТБОЛИСТАМ, НАРУШАЮЩИМ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Прецедент. Когда из-за санкций ПФЛ матч "Спартак" - "Жемчужина" проходил в безлюдных "Лужниках", было слышно почти каждое брошенное кем-то из находящихся на поле слово. Печатных выражений было немного - преобладали иные. Судьям от игроков доставалось по поводу и без, но арбитры проглатывали все оскорбления.

Предложение "СЭ". На Западе за любое нецензурное высказывание игрок наказывается самым строгим образом. Если оно, не дай бог, адресовано арбитру, сквернослову грозит длительная дисквалификация. Сам Хусаинов, кстати, никогда не терпел оскорблений и поставил себя таким образом, что с ним считаются все. Увы, многие его коллеги не слишком заботятся о собственном достоинстве. Раз так, руководство КФС должно установить систему наказаний за все виды неэтичного поведения и строго спрашивать с арбитров ее соблюдение.

Мнение. Сергей ХУСАИНОВ, председатель КФС: "На проходившем недавно в Санкт-Петербурге семинаре мы специально обращали внимание судей на эти моменты. Тем более и новые рекомендации ФИФА требуют ужесточить наказания не только за конкретные попытки воздействия на судью, но и за любую симуляцию, любой жест недовольства, в чей бы адрес они ни были направлены - арбитра, соперника, партнера, зрителей. Другое дело, что к подобной жесткости не готовы команды, да и не все судьи - психологически. Им нужно время, чтобы перестроиться, но работа в этом направлении идет".

10. ПОДПИСАТЬ КОДЕКС FAIR PLAY

Прецедент. Как-то перед началом очередного сезона арбитры подписали Меморандум честной игры. Та - скорее символическая - акция внезапно принесла плоды: на первых порах судейство было вполне приличным.

Предложение "СЭ". Неплохо бы такой документ подписать арбитрам и руководителям клубов совместно. Кодекс FAIR PLAY не станет, конечно, панацеей от всех бед, но продемонстрирует общее стремление к очищению футбола.

Мнение. Владимир ПЕРЕТУРИН, председатель комитета РФС по связям с общественностью и честной игре: "Считаю, что никакие декларации о fair play в нашем футболе невозможны в принципе. Наши тренеры едины только тогда, когда засуживают их самих. Если уничтожают соперника, они тут же прячут голову в песок, как это сделал Газзаев в случае с "Ротором". Где же его тренерская солидарность? Ведь судейство действительно было отвратительным. Считаю, что все тренеры в высшей лиге у нас беспринципны. То же самое и судьи. Их проверяют тестом Купера, а надо бы прежде всего оценивать их порядочность. Сейчас уже почти никто не скрывает: весь судейско-инспекторский корпус в нашем футболе продажен".