ФУТБОЛ |
ДВА ДНЯ С КАРПИНЫМ
Часть своего отпуска в июле полузащитник сборной России и клуба "Сельта" провел в Нарве, где родился и начинал футбольную карьеру.
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ
Мне уже за 50. И как ни крути, большая часть жизни позади. Но я не жалею, что чего-то не успел, а чего-то уже не смогу. Кроме одного: что никогда не выйду на поле "Стад де Франс" в пригороде Парижа Сен-Дени в футболке российской сборной на матч с чемпионами мира. Не промчусь, собрав последние силы в кулак, по правому краю. Не получу пас от Ильи Цымбаларя почти на линии Вратарской, чтобы одним движением переправить мяч в ворота чемпиона мира Фабьена Бартеза, которого год назад на глазах сотен миллионов телезрителей целовал в лысину сам президент Франции Жак Ширак.
Жаль, но в следующее мгновение я не попаду в крепкие объятия партнеров, а через считанные минуты, когда прозвучит финальный свисток, возвестивший о том, что российский футбол жив, мне, безумно уставшему и еще до конца не осознавшему, что я - то бишь мы - сотворили, в раздевалке не пожмет руку Олег Романцев и не скажет: "Спасибо дружище - выручил!". А я, смущенный подобно новичку от такого внимания сдержанного на похвалы тренера, не отвечу его любимой фразой: "Вы ведь тоже все это время не кукурузу охраняли".
Со мной этого уже не произойдет. А ведь могло произойти, могло! Но для этого надо было родиться в 1969 году в эстонском городе Нарва. Как Валерий Карпин. И чтобы найти подтверждение собственной гипотезы, я и отправился спустя 30 лет на его родину, где Карпин по традиции проводил с семьей вторую половину заслуженного отпуска.
ТРЕНЕР
Вторник. 11.15 утра. Городской стадиончик в Нарве. Мы приезжаем сюда вместе с Карпиным и его давнишним другом из Тарту Юрием Шкодой, вместе с которым он играл за юношескую сборную Эстонии. Мальчишки окружают Валерия и предлагают ему сыграть с ними в футбол. Карпин принимает вызов и в течение 10 минут в одиночку сражается с ватагой ребят.
- Ну, хватит - дайте Карпину отдохнуть от футбола хотя бы в отпуске, - просит Юрий Шаламов, первый тренер Валерия. Закончив ВШТ, он вернулся в родной город, чтобы возродить в нем футбольные традиции.
- А началось все с "Кожаного мяча", - вспоминает Шаламов и показывает нам на стенде фотографии, на которых запечатлены его воспитанники. И среди них маленький Карпин.
- А знаете, кто первым сказал: этот малыш будет настоящим футболистом? - спрашивает Шаламов и сам же отвечает. - Сергей Сальников, когда увидел Карпина в матче открытия финального турнира на приз "Кожаный мяч" в Ереване. Представляете, огромный стадион "Раздан", полные трибуны, прожектора - у моих мальчишек от волнения коленки затряслись. А Валерке хоть бы что. Он на левом краю нападения так хозяев турнира "накручивал", что они после игры в знак признания ему в столовой свои персики отдали. А он поделил их на всю нашу команду.
- Добрый мальчик - ничего не скажешь.
- Он и с мячом никогда не жадничал. Чувствовалось - в отца пошел. Жора Карпин здорово и в футбол, и в хоккей играл. Вот и Валерка тоже. Он, между прочим, в 12 лет в детскую хоккейную сборную Эстонии попал.
- А что его отличало на футбольном поле?
- Изобретательность, техника и жажда гола.
- А за его пределами?
- Открытость, коммуникабельность. Если журналисты приезжали, сразу к нему. С детства любил интервью давать. И имел на это право - как лидер команды.
12.00. Подъезжаем к санаторию в Усть-Нарве "Пыхяранник" ("Северное взморье"), куда Карпин во время отпуска приезжает на азотные ванны и водный массаж.
- Я Шаламову многим обязан, - рассказывает Карпин. - Как же он любил детей! И тренировки у него были серьезные, целенаправленные. Иной тренер бросил мяч и до свидания. А он с нами часами возился. Юрий Герасимович для нас был, как отец родной. Он меня и в детскую сборную Эстонии рекомендовал.
- Где мы с тобой и познакомились, - подхватывает Шкода, который был признан лучшим нападающим "Кожаного мяча" в Кемерове и которого поместили на обложке "Футбола - Хоккея" рядом с самим Качалиным. - А помнишь турнир в Грузии? За сборную Москвы Мостовой с Писаревым играли, за Молдавию - Добровольский, за Украину - Сидельников и Касумов, а в воротах литовцев - Стауче. Но мы не ударили лицом в грязь - они нас наверняка тоже запомнили. А помнишь, как в Таллине в общежитии все поровну делили - и премиальные, и еду. Как вместе на танцы ходили? И ни разу для храбрости даже по кружке пива не выпили.
- Юра должен был стать классным игроком, - замечает Карпин. - Но связки на колене порвал и мениск повредил. Врачи не смогли ему помочь.
12.15. В восьмой ванной бывшая одноклассница Карпина Инна делает ему водный массаж.
- Валера до восьмого класса круглым отличником был, - воспоминает она. - И во всех олимпиадах участвовал: математической, физической, химической. Фотография его в школе на Доске почета всегда висела. И хотя сверстники были гораздо выше его, нам, девчонкам, он очень нравился. А кто тебе, Валера, нравился больше всех, можешь хотя бы сейчас признаться?
- Мне? Футбол, - с серьезным видом отвечает пациент из воды и громко смеется.
Полностью материал об отпуске Валерия Карпина - в нашем еженедельнике "СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ" № 18