WEST представляет "Формулу-1" |
ЧЕМПИОНАТ МИРА. ДЕСЯТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ ГЕРМАНИИ"
"МАКЛАРЕН": ОПАСНОСТЬ РЕЦИДИВА ЕСТЬ. КОМАНДНОЙ СУБОРДИНАЦИИ - НЕТ!
Несмотря на эффект разорвавшейся бомбы, который произвела на мир "Формулы-1" австрийская победа Эдди Ирвина, отнюдь не она оставалась в центре внимания журналистов, пишущих о гонках, и публики всю минувшую неделю.
А столкновение в повороте "Ремус" между напарниками по "Макларену" Микой Хаккиненом и Дэвидом Култхардом, которое по эффекту оказалось сродни атомному взрыву. На самом деле давно в "Больших призах" не происходило стычек, которые были бы способны так или иначе повлиять на исход борьбы за чемпионскую корону. Нет, ни столкновения между Михаэлем Шумахером и Дэмоном Хиллом в Аделаиде-94, ни столкновения между тем же Шумахером и Жаком Вильневом в Хересе-97 я не забыла. Речь - об авариях, соучастниками которых были напарники по команде, к тому же не потерявшие шансов на победу в чемпионате. Пожалуй, последним примером подобного рода остается Сузука-89, когда непростые отношения между суперзвездами "Макларена" Аленом Простом и Айртоном Сенной вылились в аварию на 47-м круге японского "Гран-при".
Стоит, однако, отметить, что в случае с Хаккиненом и Култхардом ни о суперзвездности, ни о сложности отношений речь не идет. Да австрийская их стычка, к счастью, пришлась всего-навсего на 9-й, а не на, скажем, 15-й, как было в случае с Сенной и Простом, "Гран-при" сезона. Следовательно, последствия у нее должны быть куда более мягкими, чем у прецедента десятилетней давности.
К чести всех участников происшествия (а к таковым стоит кроме Хаккинена и Култхарда отнести также боссов "Макларена" и "Мерседеса" Рона Денниса и Норберта Хауга), надо сказать, что вышли они из неловкой, глупой и опасной ситуации с достоинством и - так по крайней мере кажется пока со стороны - без больших моральных потерь.
Попытка Култхарда немедленно после финиша гонки ликвидировать неприятные моральные последствия столкновения со стороны Хаккинена энтузиазма не вызвала. Видимо, финн предпочел слегка остыть и лишь потом выяснять отношения с обидчиком. Шотландец же не сделал ни малейшей попытки как-то оправдаться, целиком приняв вину за случившееся на себя. Его состояние усугублялось тем, что он, разрушив гонку своему напарнику, сам в конце концов упустил победу, переадресовав ее самому, возможно, малоприятному да и опасному конкуренту, Ирвину.
- Все случившееся для меня - прекрасный сценарий для ночного кошмара! - сокрушался Дэвид. - Даже в самом страшном сне я не мог себе представить, что стану виновником столкновения с партнером по команде, а потом и отдам победу в гонке ближайшему его конкуренту! Признаюсь честно - я полностью недооценил особенности этого проклятого поворота и в еще большей степени переоценил собственные возможности. Поскольку в течение всех предварительных тренировок и квалификации на этом участке трассы моя машина вела себя значительно лучше, чем машина Мики, я решил, что попытаюсь в "Ремусе" опередить Мику. На чистой скорости сделать этого не получилось, и я решил, что выиграю поворот на торможении. Когда же я понял, что не успеваю, и начал тормозить, миновать "Макларен" Мики не представлялось никакой возможности.
Эти слова Култхард произносил на пресс-конференции сразу после гонки. И Хаккинен, еще не пришедший в себя, выслушивал их с каменным выражением лица. Комментировать же столкновение, стоившее ему победы, отказался наотрез: "Что случилось - то случилось. И забудем об этом. Могло бы быть гораздо хуже, если бы, к примеру, я так и остался стоять в этом самом повороте".
На вопрос - доволен ли он своим третьим местом в создавшейся ситуации - Мика категорически отрезал: "Конечно же, нет! Хотя результат - приемлемый". И добавил: "Я мог бы догнать и Дэвида, и Эдди, но тогда машина подо мной просто развалилась бы".
Эти слова дают хорошее представление о том, с каким настроем вел Хаккинен эту безумную и красивую погоню.
После пресс-конференции уже под навесом бокса "Макларена" Дэвид принес публичные извинения за свой неосторожный маневр сначала Деннису и Хаугу, потом - своему партнеру, сказав: "Если бы мне сейчас представилась возможность снова провести эту гонку, я, не задумываясь, согласился бы финишировать вторым - за Микой". "Дэвид был совершенно подавлен, - комментировал позже Хауг. - И с некоторым страхом ждал объяснений с Микой. Но Мика подошел, хлопнул по плечу и просто сказал: "Проехали, старик. С кем не бывает!"
Деннис, в свою очередь, признался, что жест Хаккинена произвел на него впечатление: "Между парнями всегда были ровные, я бы даже сказал, приятельские отношения, и то, что они с таким достоинством вышли из этой ситуации, то, что оба были искренни, лишь доказывает их человеческую зрелость. Мы в "Макларене" всегда старались обеспечить обоим пилотам равные условия и равные возможности в борьбе за титул чемпиона мира, и столкновения при этом - почти неизбежны. В конце концов "Формула-1" пока еще спорт, а в спорте всякое случается. Дэвид ошибся, а ошибиться в стрессовой ситуации может любой".
И со своим фирменным деннисовским юмором добавил: "Надеюсь, Берни Экклстоун по достоинству оценит усилия команды "Макларен" по созданию напряженной интриги в нынешнем чемпионате!"
Уже после приезда в Хоккенхайм и оба гонщика "Макларена", и оба босса команды дали понять, что, несмотря на опасность рецидива, жесткую командную субординацию в пользу чемпионских амбиций Хаккинена вводить никто не собирается.