Газета Спорт-Экспресс № 185 (2084) от 16 августа 1999 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 августа 1999 | Остальные

ФОРМУЛА-3000

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЧЕМПИОНАТ

В минувшую субботу российские любители автогонок получили прекрасный подарок: впервые в истории представитель российской команды "ЛУКОЙЛ Арден" Марк Гуссенс поднялся на подиум такого престижного и высокопрофессионального соревнования, как "Формула-3000". Увы, но радость длилась недолго - через три часа после финиша стюарды "Гран-при" российскую команду дисквалифицировали!

ПИЛОТ "ЛУКОЙЛА" БЫЛ НА ПОДИУМЕ, НО ПОТОМ МАШИНУ ДИСКВАЛИФИЦИРОВАЛИ

Лина ХОЛИНА

из Будапешта

Восьмого этапа международного чемпионата "Формулы-3000" поклонники ждали с особым интересом - именно здесь немец Ник Хайдфильд, представляющий "юниорскую" команду "Вест-Макларен", мог быть коронован в качестве чемпиона. Конечно, его общей победе абсолютно никто не был бы удивлен - он объективно сильнее абсолютного большинства своих соперников. Но (всегда бывают эти "но") год назад, когда немец также демонстрировал великолепные выступления, титул таки уплыл от него прямо из-под носа - на последнем "Гран-при" сезона, прошедшем на Нюрбургринге. Тогда занявший первое место по результатам квалификации пилот "Вест компетишн" был поставлен стюардами гонки на последнее место - топливо на его болиде было признано не соответствующим техническим требованиям. В итоге чемпионом стал колумбиец Хуан Пабло Монтойя, блистающий сейчас в заокеанской серии CART. Конечно, все были далеки от мысли, что и в нынешнем году может повториться нечто подобное - команда Хайдфильда сильная, профессиональная, наверное, лучшая на пит-лайн "Формулы-3000" и подобных ошибок не повторит.

Хайдфильд начал уик-энд очень спокойно - третьим местом в квалификации (на поул-позишн совершенно неожиданно вырвался пилот "Драко" Фабрис Уолфиш) и, хотя и завершил гонку "лишь" на втором месте, чемпионский титул заполучил.

Но это все, так сказать, радость для немцев и "Вест компетишн". Главный же сюрприз для российских поклонников автоспорта - пилот команды "ЛУКОЙЛ Арден" Марк Гуссенс стоял на старте "Гран-при Венгрии" в третьем ряду, что обещало бельгийцу хорошую гонку. Естественно, лишь в том случае, если - в худших традициях весьма бурных гонок "Формулы-3000" - его никто не вытолкнет с трассы, что, увы, происходило каждый раз, едва только стартовая позиция Гуссенса позволяла нам надеяться на хороший результат.

В субботу ничто не помешало Марку уйти со старта целым и невредимым на его законном шестом месте позади обладателя поула Фабриса Уолфиша, Хайдфильда, Стефана Сарразена из юниорской команды "Прост", Андре Коуту и Гонсало Родригеса. На седьмом круге благодаря неожиданному сходу уругвайца Гуссенс продвинулся на пятое место, через пятнадцать кругов - после того, как самоустранился Уолфиш, он был уже четвертым, а после пит-стопа Коуту - третьим. Остальное было уже делом техники - на протяжении 29 кругов опытнейший Гуссенс удерживал позади себя словно приклеившихся Франка Монтаньи и Сойеля Айяри. В итоге Марка от победителя Сарразена отделили всего 12,447 секунды, а от финишировавшего четвертым Монтаньи, который предпринял отчаянную атаку прямо на финише, чуть более секунды.

- Это огромный успех для всей команды "ЛУКОЙЛ Арден", - сказал Гуссенс после подиума и душа из шампанского. - И это не столько моя заслуга, сколько всей команды. Это третье место - результат нашей большой работы. Наконец-то мы набрали столь необходимые очки в зачете чемпионата!

Да и руководитель команды Александр Требич, словно сбросив с плеч груз нелепых предыдущих неудач, был разговорчив.

- Обидно одно - успех пришел поздновато. А ведь могли добиться подобного уже несколькими "Гран-при" раньше. Да, поначалу новой команде было сложно приспособиться к соревнованиям на столь высоком уровне, но этот этап мы уже давно миновали. Дело оставалось за малостью - долей удачи.

- Вы считаете, что в "Формуле-3000" без этого никак не обойтись?

- Совершенно верно. Ведь что такое "Формула-3000"? Это сорок гонщиков, спорящих за 26 мест на старте, это совершенно идентичные 40 машин. Да, возможно, "Вест компетишн" и выделяется среди всех, но разница эта не слишком уж и велика. Так что мы сейчас имеем десяток практически равных по силам и способностям гонщиков, каждый из которых может прекрасно вписаться даже в "Формулу-1". И для того чтобы оказаться впереди, удача совершенно необходима. И если россиянину Виктору Маслову пока, по понятным причинам, сложно проходить квалификации, то Марк Гуссенс делает действительно хорошую работу. Которая до нынешней субботы, увы, не приносила плодов.

- Показалось, что на Хунгароринге у Марка была установка не жать слишком на газ.

- Да. В нашей ситуации, когда очень нужны очки - для выживания в "Формуле-3000", для того, чтобы иметь возможность и право выступать здесь и в будущем сезоне (в 2000 году в пелотоне останется лишь 12 команд. - Л.Х.), - Марк не имел права ошибиться.

- Наверное, ему стоило больших усилий сдержать свой темперамент?

- И да, и нет. С одной стороны, он действительно очень взрывной гонщик, но с другой - очень опытный профессионал. Короче, он сделал то, что должен был сделать, то, чего мы от него ждали весь этот сезон. Поверьте, это было странное и приятное чувство - видеть на подиуме, том самом, что днем позже примет победителя и призеров "Гран-при" "Формулы-1", пилота, представляющего российскую команду. Ведь "ЛУКОЙЛ Арден" все остальные конюшни на питлайн воспринимают именно как российскую команду. И еще. Так приятно принимать поздравления от людей, знающих, что ты русский! Да что там я - если даже Виктор Маслов заметил после финиша, что от волнения аж похудел!

Увы и ax - эйфория, а именно так можно назвать первое накатившее чувство, длилась недолго - всего пару-тройку часов... Уже в 19.00 по местному времени стюарды гонки вывесили коммюнике: машина Марка Гуссенса не прошла технического послегоночного контроля. Вернее сказать - она была представлена на контроль, но, как говорится в коммюнике, имела не соответствующие регламенту амортизаторы и была дисквалифицирована.

Вот что на следующее утро по этому поводу сказал Требич: "Конечно, это большой удар. Особенно по контрасту с радостью после гонки... По правилам все болиды, финишировавшие на "Гран-при" в первой шестерке, проходят технический контроль. И мы, естественно, об этом знали. Беда в том, что во время проверки на осях амортизаторов были обнаружены посторонние отметки (это были амортизаторы, использовавшиеся нами во время тестов), что и явилось причиной претензий. Мы постарались убедить комиссаров в том, что такая мелочь никак не могла повлечь за собой повышение уровня результатов Марка. И они полностью согласились с нашими доводами, заявив, что никакого преимущества перед остальными мы не имели. Но оставили свое решение в силе...

- А вообще часто предпринимаются столь жесткие меры?

- К примеру, в прошлом году один из болидов "Драко" был дисквалифицирован только за то, что на нем были использованы шайбы не того производителя. Да-да, из-за такой вот мелочи, как шайбы, можно схлопотать дисквалификацию.

- Но вас-то наверняка уже в нынешнем сезоне проверяли?

- И не один раз. И все было нормально. Это досадная ошибка, случайность. И мне очень жаль, что кто-то теперь может подумать, будто мы используем какие-то запрещенные амортизаторы, играем нечестно. Поверьте, это не так.

- О каких санкциях вам сообщили технические делегаты?

- После разбирательства нас уверили, что третье место так и останется в активе Марка Гуссенса (я даже кубки с собой везу), а вот полученные им очки у команды будут сняты.

- Но в официальных результатах его имени нет...

- Пока я не понимаю, почему. С этим вопросом надо будет разобраться.

- Подавать апелляцию не собираетесь?

- Нет. Формально стюарды абсолютно правы. И это хороший, хотя и жестокий, урок нам на будущее. Хочу только, чтобы все болельщики знали: этот результат Гуссенса настоящий, заработанный, а не полученный каким-то нечестным путем.

Международный чемпионат "Формулы-3000". 8-й этап. "Гран-при Венгрии". 14 августа. Хунгароринг. 206,596 км (52 круга). 1. Стефан Сарразен (Франция, "Галуаз") - 1:19.43,676. 2. Ник Хайдфильд (Германия, "Вест компетишн") - отставание 0,792. 3. Франк Монтаньи (Франция, ДАМС) 12,813. 4. Сойель Айяри (Франция, "Орека") - 14,318. 5. Николя Минассян (Франция, "Кид Дженсен") - 15,666. 6. Джейсон Уотт (Дания, "Супер Нова") - 17,373. Быстрейший круг в гонке: 1.30,801 - Хайдфильд (29-й).