Газета Спорт-Экспресс № 221 (2120) от 27 сентября 1999 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 сентября 1999 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ ЕВРОПЫ"

АБСУРДНЫЙ УИК-ЭНД НА НЮРБУРГРИНГЕ

Завершившийся вчера на Нюрбургринге последний европейский этап 50-го чемпионата мира вновь, как и состоявшаяся накануне квалификация, вызвал ассоциации с ночным кошмаром - или пьесой театра абсурда. Фавориты гонки Хайнц-Харальд Френтцен, Мика Хаккинен, Дэвид Култхард и Эдди Ирвин один за другим либо сходили с трассы, либо надолго застревали в боксах. В итоге гонка закончилась победой Джонни Херберта - третьей в карьере англичанина и первой в карьере его команды "Стюарт", вторым местом Ярно Трулли - первым в карьере итальянца и Алена Проста как хозяина команды, и третьим местом Рубенса Баррикелло, весь сезон ехавшего на голову сильнее своего напарника, но упустившего возможность принести "Стюарту" этот исторический успех.

Старт 14-го этапа стал продолжением хаотически складывавшейся квалификации. С той лишь разницей, что в субботу случилось несколько, скажем так, драм локального характера, а в воскресенье могла случиться трагедия. К счастью, Педро Паулу Диниц в сорочке родился!

Старт "Гран-при Европы" давали дважды: гонщики нарушили расстановку на поле - Сандро Занарди промахнулся мимо своего места - и пелотон был остановлен буквально в последний момент. А потом - после того как Френтцен уехал первым, а Хаккинен после довольно напряженной борьбы "на локотках" с Култхардом - вторым, в дикую аварию попал Диниц. Сцена была вполне в духе всего уик-энда. "Джордан" Дэмона Хилла оказался прижат к внутреннему бордюру двумя "Феррари", после чего англичанин почти остановился - и Александр Вурц, уворачиваясь от желтой машины, кинул свой "Бенеттон" в борт "Зауберу" Диница. Синий болид перевернулся - и кверху днищем проехал по асфальту, а затем и по гравию, стесав верхний воздухозаборник и дугу безопасности. На это было страшно смотреть - казалось, что гонщику в кокпите должно было снести голову! К счастью, бразильца извлекли из развалин машины целым. Как сообщили медики, никаких серьезных травм у Педро не обнаружено.

Такое начало не могло не получить соответствующего продолжения. Вплоть до 17-го круга в центре внимания был поединок Эдди Ирвина и Джанкарло Физикеллы за 5-е место: ирландец на "Феррари" никак не мог обогнать итальянца на "Бенеттоне", экипированном слабосильным "Супертеком". В итоге Ирвин вышел-таки на 5-е место - после того как под его непрерывными атаками Физикелла ошибся.

Тут пошел дождь. И отрыв лидировавшего Френтцена над ехавшим следом Хаккиненом из полсекунды мгновенно превратился в две с лишним. Тут же безумно атаковавший Култхарда Ральф Шумахер вырвался на третье место - и чуть было не обошел и Хаккинена тоже. И это - в дождь на сухой резине!

Хаккинен, который в отличие от всех остальных действующих лиц первой четверки в случае вылета терял слишком много, поехал в боксы и переобулся в "галоши". Это было ошибкой - ибо трасса была мокрой далеко не на всем протяжении, и финн начал проигрывать оставшимся на "груве" конкурентам по 9 секунд на круге!

В эти же секунды роковой пит-стоп совершил Ирвин - бригада механиков, поменяв ирландцу три колеса, забыла о правом заднем! В итоге лидеры чемпионата оказались на 12-ми 13-м местах. После того как Ирвин обогнал Хаккинена, Мика заехал в боксы и снова сменил резину - на этот раз на сухую. Однако это мало что дало - финн отставал от лидера на круг!

На 32-м накрылись надежды Френтцена на победу в гонке. На пит-стоп он и ехавший вторым Култхард (Ральф Шумахер, побывав в боксах, из тройки выпал) зарулили одновременно - но "Джордан" обслужил своего лидера на 0,4 быстрее, чем "Макларен", а поскольку боксы ирландской конюшни расположены чуть дальше, немец имел преимущество и здесь. На трассу он вернулся по-прежнему впереди шотландца - но меньше чем через полкруга остановился с отказавшей трансмиссией.

На 35-м круге снова пошел дождь. Половина пелотона ринулась переобуваться. Култхард этого не сделал - и на 37-м круге финишировал в отбойнике, не сумев вписаться в поворот "Кастроль".

После вылета Култхарда лидерство в гонке перешло к Ральфу Шумахеру - и первая шестерка приобрела совершенно невероятный вид: вторым шел Физикелла, следом Херберт, потом Трулли, Баррикелло и Вильнев! Ирвин пытался атаковать чемпиона мира-97, но как раз в этот момент команда зазвала его в боксы, чтобы сменить резину на дождевую! На 41-м круге ирландец выбрался из боксов 9-м - точно впереди Хаккинена.

Повторю, это был театр абсурда, логика в сюжете напрочь отсутствовала, а потому связно описывать события я не берусь. Даю пунктиром: Шумахер-младший заезжает в боксы - лидером становится Физикелла. На 49-м круге, имея преимущество в дюжину секунд, итальянец ошибается и вылетает, а еще кругом позже немец, ускакав с асфальта, прокалывает колесо - и после визита в боксы возвращается на трассу 5-м. Тройка лидеров приобретает следующий вид: Херберт, Трулли и Баррикелло. Лидеры чемпионата Хаккинен и Ирвин играли "шаги за сценой", следуя к финишу на 9-м и 10-м местах.

Деталь, тонко дополняющая декорацию: на трассе замирает разбитый "Эрроуз" Торы Такаги - и оторванное колесо его машины медленно, как в рапидной съемке, катится по наполовину сырому асфальту...

На последних десяти кругах в центре внимания снова оказались лидеры чемпионата Хаккинен и Ирвин, сошедшиеся в психологически очень важном поединке - видимо, в надежде, что впереди сойдет еще кто-нибудь и вырванное очко позволит либо финну, либо ирландцу возглавить общий зачет. Так и вышло - сошел Вильнев, и атаки Хаккинена приобрели совершенно определенную цель. Чемпион мира-98 не давал своему визави почти ни мгновения передышки - и Ирвин дрогнул, опоздал с торможением, вылетел в траву, после чего беспомощно наблюдал за тем, как мимо его алого болида проносится "серебряная стрела" соперника.

За три круга до финиша Мика в безумном порыве догнал и обогнал Марка Хене - и в итоге покинул Нюрбургринг лидером чемпионата! За две гонки до финиша его преимущество над Ирвином составило два очка. Несмотря на то, что два других претендента на корону, Френтцен и Култхард, покидают Европу несолоно хлебавши, сбрасывать их со счетов все-таки нельзя.

Азиатская концовка этого сюрреалистического сезона, судя по всему, получится та еще!

50-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". 14-й этап. "Гран-при Европы". Автодром Нюрбургринг. 300,696 км (66 кругов по 4556 м). 1. Джонни Херберт (Великобритания, "Стюарт-Форд") - 1:41.54,314 (средняя скорость 177,034 км/ч). 2. Ярно Трулли (Италия, "Прост-Пежо") - отставание 22,618. 3. Рубенс Баррикелло (Бразилия, "Стюарт-Форд") - 22,865. 4. Ральф Шумахер (Германия, "Уильямс-Супертек") - 39,507. 5. Мика Хаккинен (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - 1.02,950. 6. Марк Хене (Испания, "Минарди-Форд") - 1.03,154. 7. Эдди Ирвин (Ирландия, "Феррари") - 1.06,785. 8. Риккардо Зонта (Бразилия, "БАР-Супертек") - 1 круг. 9. Оливье Панис (Франция, "Прост-Пежо") - 1 круг. 10. Жак Вильнев (Канада, "БАР-Супертек") - 5 кругов. Рекорд круга в квалификации: 1.19,910 (средняя скорость 205,250 км/ч) - Хайнц-Харальд Френтцен (Германия, "Джордан-Мюген/Хонда"). Рекорд круга в гонке: 1.21,283 - Хаккинен (63-й). Круги лидирования: с 1-го по 32-й - Френтцен, с 33-го по 37-й - Култхард, с 38-го по 45-й - Ральф Шумахер, с 36-го по 49-й Физикелла, 50-й - Ральф Шумахер, с 52-го до финиша - Херберт.

Причины сходов. Педро Паулу Диниц ("Заубер-Петронас") - 1-й (столкновение с Вурцем). Александр Вурц ("Бенеттон-Супертек") - 1-й (столкновение с Диницем). Дэмон Хилл ("Джордан-Мюген/Хонда") - 1-й (столкновение с Вурцем). Алессандро Занарди ("Уильямс-Супертек") - 10-й (столкновение с Такаги и Зонтой). Хайнц-Харальд Френтцен ("Джордан-Мюген/Хонда") - 33-й (трансмиссия). Жан Алези ("Заубер-Петронас") - 35-й (трансмиссия). Дэвид Култхард ("Макларен-Мерседес") - 37-й (вылет). Тораносуке Такаги ("Эрроуз") - 42-й (вылет). Мика Сало ("Феррари") - 44-й (коробка передач). Джанкарло Физикелла ("Бенеттон-Супертек") - 49-й (вылет). Педро Де Ла Роса ("Эрроуз") - 52-й (вылет). Лука Бадоер ("Минарди-Форд") - 53-й (мотор). Жак Вильнев ("БАР-Супертек") - 61-й (мотор, но классифицирован).

Чемпионат мира. 1. Хаккинен - 62. 2. Ирвин - 60. 3. Френтцен - 50. 4. Култхард - 48. 5. Ральф Шумахер - 33. 6. Михаэль Шумахер (Германия, "Феррари") - 32. 7. Баррикелло - 19. 8. Физикелла - 13. 9. Херберт - 12. 10. Сало - 10. 11-12. Трулли и Хилл - по 7. 13-14. Диниц и Вурц - по 3. 15. Панис - 2. 16-18. Алези, Де Ла Роса и Хене - по 1. Кубок конструкторов. 1. "Макларен" - 110. 2. "Феррари" - 102. 3. "Джордан" - 57. 4. "Уильямс" - 33. 5. "Стюарт" - 31. 6. "Бенеттон" - 16. 7. "Прост" - 9. 8. "Заубер" - 4. 9-10. "Эрроуз" и "Минарди" - по 1.