Газета Спорт-Экспресс № 221 (2120) от 27 сентября 1999 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 сентября 1999 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Анатолий КАРПОВ: "ПЕЧАЛЬНО, ЧТО МНЕ ПРИШЛОСЬ ОБРАТИТЬСЯ В СУД"

В предыдущий раз мы встречались с 12-м чемпионом мира и чемпионом мира ФИДЕ на страницах "СЭ" после супертурнира 19-й категории в Дос-Эрманасе. В том интервью Карпов много критиковал Международную шахматную федерацию и впервые пригрозил подать на нее в суд за несоблюдение договоренностей, достигнутых во время конгресса ФИДЕ в Элисте.

- Анатолий Евгеньевич, были ли вы искренни тогда в Элисте, когда под гром оваций конгрессменов согласились принять участие в чемпионате мира ФИДЕ в Лас-Вегасе?

- Разумеется. Тогда мне не понравилась вся эта возня, эти разговоры типа: "Мы не можем пустить Карпова в финал и даже в полуфинал, но, не исключено, после консультаций нам удастся допустить чемпиона мира в третий этап..." Я тогда заявил, что не считаю подобный торг возможным, а потому, дабы спасти ФИДЕ от развала, начну участие в чемпионате со второго этапа.

- Вы заключили с ФИДЕ некое соглашение, которого никто не видел, но ходили слухи о том, что за свое согласие вы наверняка получили от Илюмжинова материальное поощрение.

- Никаких секретов там не было, однако в мои обязанности не входит информирование шахматной общественности о достигнутых в Элисте договоренностях. Кроме того, я считал, что это и не понадобится, так как все стороны будут их выполнять. Но ФИДЕ нарушила условия соглашения. Принципиально важной была договоренность по срокам проведения чемпионата. По настоянию руководства ФИДЕ мы сошлись на том, что следующий чемпионат мира может состояться в январе. Я освободил для себя этот месяц от других мероприятий, я готовился в декабре... А дальше происходит следующее: меня даже не информируют о том, что все срывается. В соглашении говорилось четко: январь. Там также было записано, что если в январе не получится, то ФИДЕ должна согласовывать новые сроки с организаторами и чемпионом мира. Очень любопытная и очень важная деталь: во всех интерпретациях этого документа ФИДЕ заменила слово "согласовывать" на слово "консультироваться". На мой взгляд, это два принципиально различных понятия.

- На каком языке был составлен документ?

- На русском и на английском. Русский язык я, поверьте, знаю неплохо, чтобы не попасться в такую ловушку. И я в нее не попался. Именно "согласовывать", а не "консультироваться"!

- Дальше началась чехарда с переносом сроков проведения чемпионата, о которой мы с вами говорили в интервью после Дос-Эрманаса...

- Сейчас же я хочу подчеркнуть следующее. Все "согласовывание" новых сроков со мной свелось к тому, что за полтора дня до принятия решения мои сотрудники в Фонде мира получили факс (я в это время был на пути в Монте-Карло, где играл в турнире), в котором говорилось: внимательно изучив календарь, руководство ФИДЕ приняло решение проводить чемпионат в августе, и мне настоятельно рекомендуют принять этот срок. Складывается впечатление, что чиновники ФИДЕ считают, будто готовиться к соревнованиям участникам уже не надо. Мол, с помощью компьютера шахматисты прекрасно могут подготовиться непосредственно перед партией. Главное - найти деньги, и все прибегут их получать. Видимо, у Илюмжинова такие консультанты, которые ему это внушили. То есть о серьезной подготовке - физической, психологической и спортивной - речь уже не идет. Все решает наличие денег.

- В итоге в Лас-Вегасе фавориты со всем их теоретическим, психологическим и физическим багажом были повержены, а на авансцену вышли крепкие и выносливые ребята...

- Серьезность или несерьезность данной системы проведения чемпионатов мира - отдельная тема. Конечно, еще один такой турнир - и звание чемпиона мира не будет стоить ничего.

- После того как вы очень резко высказались против не устраивавших вас сроков чемпионата в Лас-Вегасе, руководство ФИДЕ как-то пыталось найти компромиссное решение?

- В начале июня я специально ездил в Швейцарию, чтобы в соответствии с предварительной договоренностью с господином Омуку, исполнительным директором ФИДЕ, отрегулировать все эти вопросы в присутствии моего адвоката Бродбека. Приезжаю в Лозанну, живу у Бродбека 5 дней. Омуку нет! Он опаздывает на 5 дней! Наконец мы его находим, он говорит: "Да-да, мы свяжемся с вашим адвокатом и сообщим наши предложения". Проходит еще 10 дней. Никаких предложений нет. А ведь остается полтора месяца до начала чемпионата! Разве можно терять 15 дней?! И потом, что я, мальчик, что ли, чтобы ждать какого-то Омуку?

- Как показали дальнейшие события, вы не смогли договориться, но на официальном сайте ФИДЕ в Интернете появилось ваше "покаянное письмо", в котором вы якобы пишете, что сожалеете о своих высказываниях против ФИДЕ, заканчиваете все дискуссии с ней и собираетесь играть в Лас-Вегасе. После этого все опять предположили, что последовало какое-то новое ваше секретное соглашение с Илюмжиновым - не могла же ФИДЕ выдать чистую фальшивку.

- Но в том-то и дело, что это была форменная фальшивка! Они придумали письмо, заслали его Бродбеку и намеревались опубликовать, если мы придем к соглашению. Соглашения не получилось, но письмо они все равно опубликовали. Сами его придумали и от моего имени напечатали! Это чудовищно! Думаю, этот факт тоже найдет отражение в суде.

- По некоторым информационным каналам прошло сообщение, что вы вызвали Халифмана на матч. Это так?

- Я никуда Халифмана не вызывал - ни в суд, ни на матч. Но, как мне кажется, такой матч был бы для Халифмана отнюдь не лишним. Ведь за год, который у него есть до следующего чемпионата, Александру было бы неплохо как следует показать себя в шахматах и, что немаловажно, денег заработать. А это можно сделать, сыграв матч с чемпионом мира. Раньше ведь человек, став чемпионом мира, получал законные и серьезные позиции. Даже если потом он и проигрывал звание, то все равно занимал очень высокое и почетное место в шахматной иерархии. Сейчас, при новой системе, чемпион ничего не имеет и ничего не теряет. Что случится, если, допустим, следом за Лас-Вегасом состоится такой же бредовый чемпионат? А ничего не случится. Чемпионом мира может стать кто угодно. При нынешних знаниях теории и компьютерной подготовке в двух классических партиях между примерно равными соперниками ничейный результат наиболее вероятен. А дальше - быстрые партии и блиц. Если дойдет до блица, то и Чепукайтис может стать чемпионом мира. А что? Человек, столько раз выигрывающий соревнования по блицу у себя в Питере и в Москве, может выиграть блиц и на высшем уровне. Главное - добраться до блица. Халифману сыграть серьезный матч за имеющийся в его распоряжении год было бы, мне кажется, полезно со всех точек зрения.

- Вы думаете, вероятность такого матча существует?

- А почему нет? Я такую вероятность не исключаю.

- Ваше отношение к "бредовости" нынешней формулы проведения чемпионатов мира очевидно. Сейчас сложилась ситуация, что к чемпиону мира Каспарову, чемпиону мира ФИДЕ Лозанны Карпову и не проигравшему никому матч 11-му чемпиону мира Фишеру добавился победитель турнира в Лас-Вегасе Александр Халифман. Нельзя ли найти спонсоров и провести очень сильный "чемпионский турнир"?

- Я думаю, что это было бы замечательно! Ведь раньше у борцов, как известно, существовал свой "гамбургский счет". На такой турнир можно было бы пригласить кроме названных вами гроссмейстеров Вишванатана Ананда, Владимира Крамника, Алексея Широва. Я постоянно подчеркиваю, что Каспаров ведь имеет обязательства перед Шировым, он "должен" ему матч.

- А что думаете о матче Каспаров - Ананд?

- Я очень хочу, чтобы такой матч состоялся! Это крайне важно для профессионального шахматного мира. Бессель Кок - очень серьезный организатор и имеет чрезвычайно высокую деловую репутацию, но его партнером взялся быть канадский промоутер Серж Гримо, у которого нет опыта организации шахматного матча. Он считал, что раз миру это интересно, то у него все получится так же, как получалось с рок- и поп-звездами. Тем не менее я продолжаю надеяться на то, что исключительно важный для шахмат матч Каспаров - Ананд все же состоится.

- Что думаете о предстоящем суде в Лозанне?

- Вообще это печально для всех шахматистов, что чемпион мира вынужден обращаться в спортивный суд. Мы хотим - и я тоже, чтобы шахматы были включены в программу Олимпийских игр. Но ведь для этого надо четко выполнять взаимные обязательства и представлять шахматный мир достойным образом. Нельзя же говорить: "Нас поддерживает Самаранч!" и пытаться пробиться на Олимпиады на основе личных отношений. Есть же объективные факторы, которыми нельзя пренебрегать.

- Тут одна молодежная газета написала, что у вас теперь времени мало, потому что по ночам вы стираете пеленки. Что-то изменилось в вашей жизни с рождением дочери? Кстати, как вы ее назвали?

- Дочку зовут Софьей, а мы с Натальей не такие несчастные, как представляет нас корреспондент молодежной газеты. Нам есть кому помочь. А с рождением дочери жизнь, конечно, изменилась, появились новые чудесные моменты, известные всем родителям.

- И последний вопрос, Анатолий. Кем вы себя считаете сейчас?

- Чемпионом мира, конечно.