Газета Спорт-Экспресс № 232 (2131) от 9 октября 1999 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 10 октября 1999 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2000

Андрей ТИХОНОВ

КОГДА ТРИБУНЫ ЗАПОЛНЕНЫ ДО ОТКАЗА,
У НАС ОТКРЫВАЕТСЯ ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

В субботу в Лужниках наверняка будет аншлаг. Наша страна уже больше месяца живет предвкушением суперматча Россия - Украина, который должен дать ответ на вопрос, кто из двух сборных более достоин сыграть в финальном турнире Евро-2000. Чаще других при переполненных трибунах играли спартаковские "сборники", поэтому наш разговор с Андреем Тихоновым был посвящен не игровым проблемам предстоящего поединка, а атмосфере на матчах такого уровня.

- Сколько раз вам приходилось играть на заполненном до отказа стадионе?

- Очень много. Для футболистов "Спартака" такая обстановка - дело привычное. В разных городах России на наших матчах часто бывают аншлаги. В еврокубках мы тоже привыкли к обилию зрителей. Вспомните наши домашние игры против "Реала" и "Интера", когда в Лужниках собиралось по 60 - 70 тысяч, или переполненный стадион "Динамо" в поединке с "Аяксом". Были у нас матчи и на многотысячном барселонском "Ноу Камп", и на миланском "Сан-Сиро", и на французском "Стад де Франс", и в том же Киеве.

- И как вам играется, когда на трибунах нет свободных мест?

- Конечно же, прекрасно! Когда выходить из туннеля и видишь перед собой море болельщиков, ощущаешь такой прилив сил, что кажется, ты готов отпахать не два, а все четыре тайма. Не зря говорят, что болельщики - двенадцатый игрок команды. И обратный пример. Когда мы после Раменского играли с "Жемчужиной" в Лужниках при пустых трибунах, настроение и эмоции были совсем другими. Огромная чаша стадиона, а народу нет. Унылое зрелище. Все 90 минут меня не покидало ощущение, что это не официальный матч чемпионата России, а какая-то товарищеская игра. Футбол без болельщиков - это не футбол.

- А во время матча вы обращаете внимание на болельщиков?

- Конечно, основное мое внимание сосредоточено на игре. Но когда возникают паузы, начинаю ощущать трибуны. К тому же я фланговый игрок, часто ввожу мяч из аута, подаю угловые, и, находясь близко к зрителям, хорошо слышу, что они скандируют.

- А когда трибуны кричат "Тихо-нов! Ти-хо-нов!", какие возникают у вас эмоции?

- Очень приятные. Такая поддержка здорово помогает. Когда уже не осталось сил, а ты слышишь, как скандируют твою фамилию, открывается второе дыхание.

- А если игра проходит на чужом поле и тысячи болельщиков настроены против вас и вашей команды, их давление чувствуется?

- Лично на меня это не действует. Мне уже не 16 лет, и при виде переполненного чужого стадиона коленки у меня не дрожат. В этом случае трибуны оказывают влияние скорее на судью и подстегивают игроков команды хозяев.

- А если чужие трибуны, извините, склоняют вас по матери?

- Меня трудно вывести из равновесия. Я на подобные выпады стараюсь не обращать внимания.

- Как вы думаете, российские болельщики чем-то отличаются от западных?

- На мой взгляд, у нас болеют более яростно, а на Западе - более организованно.

- Когда "Спартак" играл на выезде с "Виллемом", помнится, вы вступили в диалог с голландскими фанами...

- С самого начала они стали освистывать нашу команду. А когда я с пенальти забил первый гол, моментально приутихли. Подбежав к трибуне, я жестом показал: почему, мол, теперь вас не слышно? В ответ в меня полетело несколько зажигалок.

- Накладывают ли переполненные трибуны дополнительную ответственность на футболиста?

- Безусловно. Когда на тебя смотрят десятки тысяч людей, хочется сделать все, чтобы не обмануть их ожидания. Тем более что многие приезжают поболеть за нас, тратят немалые деньги... Иногда после проигранных матчей возникает чувство стыда перед болельщиками: люди так верили в нас и поддерживали, а мы все равно уступили. Хотя проигрывать тоже можно по-разному. Если ты выложился на полную катушку, но соперник был объективно сильнее, настоящий болельщик всегда поймет и простит.

- Вы можете предсказать, сколько зрителей придет?

- Футболисты - народ опытный. Мы всегда приблизительно знаем, сколько будет болельщиков.

- А что скажете о предстоящей встрече с Украиной?

- Конечно, на таком матче стадион должен быть битком набит. Правда, если спекулянты сумеют продать все свои билеты. Жаль, если из-за их алчности на трибунах останутся свободные места.

- Наверное, перед международными матчами сборной и "Спартака" вас одолевают друзья и знакомые с просьбами достать билетик?

- Я привык и по возможности стараюсь помочь людям.

- Матч с Украиной, естественно, не стал исключением?

- Сейчас тоже обрадовал нескольких своих друзей - ведь игрокам сборной выделяется определенное количество билетов.

- Ваши родные пойдут в субботу в "Лужники"?

- Да, жена и родители. Они ходят почти на каждый матч с моим участием.

- А если бы вам пришлось отдать за билет последние деньги, а зарплата была бы совсем не скоро?

- (После некоторой паузы.) Трудно сказать. Понимаете, чтобы ответить на этот вопрос, нужно оказаться в шкуре этого человека. А если у него семья, дети...

- И последнее. Что бы вы сказали нашим болельщикам, которые в субботу будут жить матчем Россия - Украина?

- Ваша поддержка нам крайне необходима. Предыдущими победами мы сделали большое дело - вернули утерянную было веру в нашу национальную команду. Сейчас до заветной цели остался последний и самый трудный шаг. Украина - очень серьезный соперник, который жаждет добиться успеха не меньше нашего. Выиграем мы или нет - одному Богу известно. Поэтому я хочу, чтобы болельщики сборной России отнеслись к нашей команде с пониманием.

Алексей МАТВЕЕВ