ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. |
ДО МАТЧА "СПАРТАК" - ЛОКОМОТИВ" М - 2 ДНЯ |
Юрий ДРОЗДОВ |
Человек, который в матче Россия - Украина закрыл звезду "Милана" Андрея Шевченко, и тот сам признал свое поражение
Человек, который в финале Кубка России 1996 года при счете 2:2 забил победный гол в ворота "Спартака"
Человек, который когда-то мечтал о пятигорском "Машуке", а спустя годы опекал Зидана и Баджо
Человек, который свой первый матч в высшей лиге провел против... "Локомотива"
Человек, у которого за семь лет игры в основном составе "Локомотива" никто не брал пространных интервью
"КТО-ТО ЖЕ ДОЛЖЕН ТАСКАТЬ РОЯЛЬ!"
В американской спортивно-журналистской лексике существует термин: "незаметный герой". Наверное, более точной характеристики Юрию Дроздову дать нельзя.
В январе ему исполнится 28 (старше в "Локомотиве" только Чугайнов да Арифуллин) - и до сих пор Дроздову ни разу не доводилось давать пространные интервью! Когда в прошлую субботу игрок "Локо", сенсационно появившись в стартовом составе сборной России, намертво закрыл Андрея Шевченко, мы в редакции "СЭ" вдруг обнаружили, что толком ничего о Дроздове не знаем - только самое поверхностное: что до "Локомотива" играл за "Динамо", а в финале Кубка России-96 при счете 2:2 забил победный мяч "Спартаку", принеся красно-зеленым их первый трофей российских времен.
Побеседовав с Дроздовым и его женой Светланой в их квартире на Войковской, я не только узнал множество интересных фактов из биографии игрока, но и получил возможность судить о некоторых его чертах, позволивших добиться в жизни успеха. Светлана, к примеру, рассказала, что Юрий уже с пятого класса начал... стирать. Не потому, что родители заставляли, - просто характер таким образом вырабатывал.
Не слишком приметная вроде бы деталь - но разве не объясняет она, откуда взялись дроздовские игровые трудолюбие и упорство? То самое упорство, которое заставило Андрея Шевченко, уступавшего Дроздову единоборство за единоборством, не выдержать и закричать на него: "Ну хватит же меня допекать!" Российский футболист отвечать не стал - только рукой махнул.
В ДЕТСТВЕ МНОГО ЗАБИВАЛ, НО В МОСКВЕ МНЕ БЫЛИ УГОТОВАНЫ ДРУГИЕ РОЛИ
- После матча Россия - Украина к вам приковано всеобщее внимание. Не обижались, что до сих пор оно обходило вас стороной?
- На что обижаться? Кто-то играет на рояле, кто-то этот рояль таскает. Всегда отдавал себе отчет, что как раз этим тасканием я и занимаюсь, а потому не должен рассчитывать на повышенные внимание и популярность. Мне на поле в основном поручена черновая работа - а ее, как правило, мало кто замечает. В конце концов мне грех жаловаться на судьбу - играю в "Локомотиве" и сборной, о чем даже и не мечтал. На таком уровне престижно и рояль таскать.
Об участи Дроздова однажды очень эмоционально сказал капитан "Локо" Игорь Чугайнов: "Не очень справедливо все-таки распределяется журналистское внимание. Забивает 18-летний парень два гола (имелся в виду Дмитрий Булыкин. - И. Р.), и никому нет дела до того, что Юра Дроздов за него весь матч в подкатах "пластался". И берут у парня столько интервью, сколько Юра за всю карьеру не давал".
- После матча с Украиной журналисты действительно берут интервью одно за другим - вот и в Питере после кубковой игры покоя не было, - признался Дроздов. - Но не думаю, что по одной игре, пусть даже и удавшейся, можно судить о футболисте. Доказывать свой уровень надо в каждом матче, иначе о том, как я играл против Украины, вскоре никто и не вспомнит.
В ответ на это я заметил Юрию: право на "звездный" матч он заслужил всей своей карьерой. Тут скромный Дроздов лишь пожал плечами: "Может, итак..."
- Нервничали, когда Олег Романцев доверил вам сыграть против Шевченко? Все-таки в стартовом составе национальной сборной вы до сих пор выходили только в Ереване...
- Особо переживать времени не было - о том, что я буду играть, узнал только на установке. До этого не предполагал, что выйду в основе. И в "СЭ" писали, что Шевченко будут опекать Смертин или Хлестов, да и сам я полагал, что победный состав главный тренер менять не станет. Когда Романцев преподнес мне этот сюрприз, желание было только одно: не ударить в грязь лицом.
- Может, к таким поворотам футболиста нужно готовить заранее?
- Нет, то, что произошло, было к лучшему. Не думал об игре заранее, голову себе не забивал. Тем более что все вокруг только и говорили о Шевченко... В общем, пугаться уже не было времени. Плюс опыт: в матчах с тем же "Лацио" мы доказали, что можем на равных играть с кем угодно. Перед игрой с Украиной я был в себе уверен - не то что когда-то, когда пришлось играть против "Ювентуса" и - персонально - с Роберто Баджо.
- В составе юношеских сборных не приходилось противостоять будущим суперзвездам?
- Было дело. Команда, которую возглавлял Борис Игнатьев, вышла из группы и в стыковых матчах вышла на французов. За них играли Зидан и Уэдек, и мне поручили опекать будущего лучшего футболиста мира. Тогда о нем уже говорили, и не напрасно. Мы проиграли в обоих матчах - 0:2 и 0:1, и Зидан раздавал такие передачи!.. Это тоже был полезный опыт, но все-таки встречи со звездами на уровне взрослых - это что-то совсем другое.
- Вы уже пришли в себя после обиднейшей субботней неудачи?
- Пожалуй, да, хотя это произошло не очень быстро. После игры я сразу пошел к ждавшим меня жене и сыну - когда ты вместе с близкими, отвлекаешься от тяжелых мыслей. А уже в понедельник мы уехали на кубковую игру в Санкт-Петербург, что тоже позволило быстрее "переключиться".
- Как вас встретил Юрий Семин?
- Похвалил нас со Смертиным, сказал: "Молодцы, не опозорили "Локомотив". И добавил, что в уныние особо впадать времени нет - впереди важнейшие матчи.
- Сын-первоклассник наверняка в школу гордый пошел?
- Он два дня после матча проболел. Да и вообще Никита такими вещами в школе не хвалится. Сам, кстати, уже ходит в динамовскую футбольную школу. Почему "Динамо"? Потому что она от дома недалеко.
ЛЮБИМОЙ ПОЗИЦИИ НЕТ. ГЛАВНОЕ - ПРИНОСИТЬ ПОЛЬЗУ КОМАНДЕ
В футбольные секции в России приходят миллионы мальчишек. Поначалу, пожалуй, труднее тем, кто в Москве, - чтобы попасть в спартаковскую или динамовскую школу, им приходится выдерживать огромную конкуренцию. Но если парень туда пробился, дальше все идет почти по накатанной - опытные тренеры "ставят" ребенку технику и понимание игры по наработанным десятилетиями методикам. А в провинции делать из мальчишек мастеров практически некому. Пробиваются только самые настойчивые и преданные игре.
Дроздов пробивался в Пятигорске.
- В футбол меня привел старший брат, который уже занимался в пятигорской ДЮСШ, а потом играл на уровне второй союзной лиги - в Пятигорске и Минеральных Водах. В школе, помню, не было разделения по возрастам - занимались вместе, от больших до маленьких.
- В "Локомотиве" вы самый низкорослый - 172 см. Многие детские тренеры отсеивают пацанов именно из-за роста...
- У нас брали всех. Главным было желание играть. Сколько невысоких футболистов стали звездами - Хесслер, Маттеус, Оуэн. Да и Марадону к гигантам не отнесешь. Другое дело, что при таком росте возникают проблемы при игре головой. Эти проблемы у меня есть до сих пор. Семин во время тренировок заставляет вместе с защитниками отрабатывать упражнения по выносу мяча из штрафной верхом. Чтобы подтянуть этот элемент.
- Как родители относились к вашему увлечению футболом?
- Спокойно. Дали мне возможность самому выбрать, кем стать. Родители у меня простые рабочие люди - отец и по сей день тракторист, мать работала на мясокомбинате. Футбол радовал их тем, что отвлекал меня от дурных компаний.
- О чем мечтали в ту пору?
- Пределом мечтаний было попасть в пятигорский "Машук", выступавший во второй лиге чемпионата Союза.
- В детстве все грезят бомбардирской славой. Не поверю, что вы сразу же избрали стезю опорного полузащитника.
- Да, мальчишкой я играл в нападении и много забивал. В полузащиту перешел уже в 10-м классе, когда попал в Москву, в ФШМ. А потом где только не играл - в "Динамо" правым и левым хавбеком, в "Локомотиве" начал с позиции крайнего защитника, случалось быть персональщиком.
- Неужели нет любимой позиции?
- Представьте себе, нет. Для меня главное - играть и приносить пользу команде. А где - пусть решает тренер.
ПЕРВЫМ МОИМ СТОЛИЧНЫМ ДРУГОМ СТАЛ БУЛАТОВ
- Как же вас в Москве заприметили-то? В престижную ФШМ попасть было непросто...
- Еще до ФШМ, в 8-м классе, меня отдали в ставропольский футбольный интернат. Но там не заладилось - сильно скучал по дому и спустя полгода вернулся в Пятигорск. Но потом неподалеку, в Нальчике, проводила сбор юношеская сборная РСФСР, и наш тренер Сергей Коробко договорился, чтобы там просмотрели трех его воспитанников. Я был в их числе, а сборную тренировал... Николай Худиев, который сейчас помогает Семину в "Локомотиве". Все мы втроем Худиеву понравились и вскоре - в составе этой сборной России - выиграли чемпионат союзных республик. Это было достижение, и нас вместе с Виктором Булатовым, также игравшим за ту сборную, пригласили в ФШМ.
- Представляю ваши тогдашние волнения - в 16 лет оказаться в огромном городе без родителей решится не каждый.
- Да, страх был. Москва на первых порах так на меня давила, что случился нервный срыв: в какой-то момент хотел уехать домой. Хорошо, что наш тренер Владимир Юлыгин (он сейчас в щелковском "Спартаке" работает) удержал от этого шага. Впрочем, если бы ни с кем в Москве не сдружился, наверняка бы не выдержал одиночества. Но друг у меня появился с первого дня - Витя Булатов. Нас поселили вместе в общежитии при интернате, расположенном на "Пионерской". А тренировалась ФШМ на тех лужниковских полях, которых больше нет - на их месте построили рынок...
В "ДИНАМО" НЕ МОГ ПРОБИТЬСЯ В ОСНОВУ. А ПОТОМУ ПРИНЯЛ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЕМИНА
- Из ФШМ открывался путь в дублирующие составы столичных команд...
- В один из них я и попал - в динамовский, где и "отслужил в армии". Получил первую зарплату - 140 рублей - и купил наручные часы, которые, впрочем, через пару месяцев украли в динамовской раздевалке.
В 91-м, во времена Валерия Газзаева, я был уже "под основой", и мы поехали на турнир в Испанию. "Валенсия", "Сампдория" и "Динамо" играли каждый с каждым по 45 минут, и мы заняли первое место. Один матч отыграл полностью, во втором вышел на замену. Помню, с каким трудом поднял кубок из чистого серебра весом в 25 кг.
- Высшую лигу чемпионата СССР "зацепить" успели?
- Да. Причем свой первый матч, по иронии судьбы, провел против "Локомотива". "Динамо" тогда проиграло - 0:1. Но твердо в основной состав пробиться не удавалось - а мне, как любому молодому игроку, хотелось всего и сразу. И когда после сезона-92 Юрий Семин пригласил в "Локомотив", согласился.
- В основе "Локо" закрепились сразу?
- Весь 93-й отыграл на месте правого защитника, но потом не раз из основы выпадал. Кстати, и в нынешнем сезоне, пропустив две-три недели из-за травмы, я на какое-то время потерял место в основном составе. Чтобы вернуть его пришлось здорово попотеть. Ничуть не меньше, чем в ту пору, когда я только пришел в "Локомотив". Команду, которой я обязан всем.
Игорь РАБИНЕР