ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высшая лига
Роман ОКСЮТА
ЛУЧШИМ ПОДАРКОМ К МОЕМУ 30-летию
БУДЕТ ВЫХОД ВОСКРЕСЕНСКА В СУПЕРЛИГУ
ДОСЬЕ "СЭ" |
Роман ОКСЮТА
Родился 21 августа 1970 года.
Нападающий.
Мастер спорта международного класса
В 1987 - 93гг. в "Химике", 1993 - 95 - в "Эдмонтоне", 1995 - 96 - в "Ванкувере", 1996 - 97 - в "Анахайме", 1997 - 98 - в "Питтсбурге". С октября 1999-го - снова игрок "Химика".
Серебряный призер чемпионата СССР-89, бронзовый призер 1990 г. В чемпионатах России (СССР) провел 185 матчей, забросил 46 шайб. Лучший бомбардир первенства СНГ 1991 - 92 гг.
Чемпион мира-89 среди молодежных команд. Неоднократно выступал за первую сборную России (СССР), участник мирового первенства-96 в Вене, где в восьми играх забил три гола.
Одним из лидеров воскресенского "Химика", который сейчас уверенно возглавляет таблицу западного дивизиона высшей лиги, вновь - после нескольких сезонов, проведенных в НХЛ, - стал Роман Оксюта.
- Спустя семь лет вы вернулись в "Химик". Какие изменения произошли за время вашего отсутствия?
- Во-первых, резко упало качество хоккея, причем это касается не только высшей лиги, но и элитного дивизиона. А во-вторых, "Химик" впервые вылетел из суперлиги, что, естественно, не добавляет настроения ни игрокам, ни болельщикам.
- Ваше появление в Воскресенске стало сенсацией. Неужели не было других предложений?
- Мой агент вел переговоры с несколькими европейскими клубами, так что были весьма заманчивые варианты продолжения карьеры за рубежом. В частности, мною интересовался чемпион Чехии "Вшетин", чьи цвета сейчас защищают белорус Олег Антоненко и мой бывший одноклубник в "Химике" Алексей Яшкин. Но свой выбор я остановил на Воскресенске. Команда борется за право играть в суперлиге, и я надеюсь, что помогу ей вернуться в элиту. Я с 14 лет находился в Воскресенске и уже не представляю себя вне этого уютного города. Он мне дал многое и в игровом, и в житейском плане, поэтому благодарен судьбе за то, что в свое время оказался здесь. А начинал играть я в Апатитах, где, между прочим, выходил на лед в матчах на первенство области в одном звене с Сергеем Федоровым, с которым мы и в школе вместе учились.
- Ваш дебют в составе "Химика" пришелся на сезон-87/88, в котором вы забросили одну шайбу и не реализовали буллит в игре с московским "Динамо".
- В той встрече с москвичами за минуту до финальной сирены в их ворота за умышленный сдвиг был назначен штрафной бросок, который наш тренер Владимир Васильев доверил исполнять мне. И вот я, семнадцатилетний паренек выкатываюсь с глазу на глаз на Михаила Шталенкова и попадаю в штангу. Но особенно не расстроился, ведь мы тогда убедительно выиграли - 7:4.
- Тогда, в конце 80-х, "Химик" занимал лидирующие позиции в чемпионате, а ваша тройка, в которую входили также Вячеслав Козлов и Андрей Квартальнов, считалась неудержимой.
- Когда на лед выходят три талантливых игрока, в чьем арсенале, помимо всего прочего, присутствуют импровизация и вдохновение, удержать их трудно, что мы наглядно и демонстрировали. Наше звено тогда заняло третье место в Лиге, пропустив вперед лишь два супертрио: наших одноклубников Валерия Зелепукина - Альберта Мальгина - Дмитрия Квартальнова и спартаковцев Игоря Мишукова - Юрия Шипицына - Алексея Ткачука. Вообще о том времени у меня остались самые приятные воспоминания.
- Что же помешало вам стать чемпионами СССР?
- До сих пор не могу найти разгадку той неудачи. Мы на протяжении всего чемпионата уверенно лидировали (отрыв "Химика" от преследователей достигал 8 очков. - Прим. А.Б.), сметая с пути всех подряд. Но на финише что-то разладилось в нашем механизме, и в итоге вместо золотых медалей пришлось довольствоваться менее престижным металлом.
- За океаном вы провели около пяти лет, но успели сменить четыре клуба.
- И о каждом у меня остались хорошие воспоминания. В "Эдмонтоне", где я начинал НХЛовскую карьеру, многое почерпнул для себя - в первую очередь в профессиональном плане. Потом меня обменяли в "Ванкувер", и мне посчастливилось выступать с такими неординарными игроками, как Александр Могильный и Павел Буре. Более того, в сезоне-94/95 в пятой игре плей-офф я в овертайме отдал голевой пас Клиффу Роннингу, и наша команда праздновала успех. Далее мой путь лежал в Калифорнию, в "Анахайм", но, несмотря на все мои старания, его руководство решило обменять меня в "Питтсбург", который стал пока последним моим заокеанским клубом. В двух-трех играх я выходил на лед вместе с легендарным Марио Лемье, для которого сезон-97/98 был последним.
- А почему вы покинули "Пингвинов"?
- Я не очень удачно провел стартовые игры регулярного чемпионата, и руководство захотело отправить меня на перевоспитание в ИХЛ. Подобный вариант нас с агентом не устроил, и по обоюдному согласию с генеральным менеджером "Питтсбурга" Крэйгом Патриком мы разорвали соглашение. Что касается публикаций о якобы имевшем место конфликте, то это домыслы отдельных журналистов.
- За свою карьеру вы выходили на лед со многими партнерами. С кем было лучше всего взаимодействовать?
- Самое большое удовольствие получал, когда меня выпускали на лед вместе с Могильным, поистине великим спортсменом. Навсегда останется в памяти и наша бригада большинства в "Анахайме", где Пол Кария и Теему Селянне разыгрывали изящные и эффективные комбинации, а я, дежуря у штанги, завершал их усилия голами.
- А из тех, с кем сейчас выходите на площадку, могли бы кого-нибудь выделить?
- Было бы некорректно давать свои оценки партнерам - все мы занимаемся общим делом, и каждый в меру сил и возможностей вносит лепту в командный успех. И все же особое впечатление производит на меня молодежь "Химика", работающая не покладая рук. Скоро имена Станислава Тимакова, Сергея Макарова и Александра Романова будут на слуху у всей российской хоккейной общественности.
- Если "Химик" по итогам сезона вернется в суперлигу, вы останетесь в команде?
- Ничего нельзя загадывать наперед - жизнь в России не поддается никакой логике. Этот чемпионат для команды в какой-то мере определяющий, ведь на карту поставлены и традиции, и любовь болельщиков. Наша первостепенная задача - вернуть Воскресенску большой хоккей. Что касается моей персоны, то пока конкретно сказать о будущем не могу.
- Венцом нынешнего российского сезона будет чемпионат мира, который пройдет весной в Санкт-Петербурге. Есть у вас желание выступить там?
- Если главный тренер сборной России Александр Якушев вызовет меня, я с удовольствием приму приглашение и постараюсь помочь привести Россию на высшую ступень пьедестала почета.
- Осталось у вас мечта в хоккее?
- Лучшим подарком к моему тридцатилетию будет выход "Химика" в суперлигу. Что касается перспективы вновь попробовать силы в НХЛ, то эта надежда еще живет во мне. Ведь за бортом сильнейшей хоккейной лиги в мире мне пришлось остаться не из-за моих игровых качеств, а по иным причинам.
Алексей БАУТИН