Газета Спорт-Экспресс № 266 (2165) от 19 ноября 1999 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 ноября 1999 | Футбол

ФУТБОЛ

Более двух часов продолжалась в редакции "СЭ" беседа с президентом ПФЛ и генеральным директором московского "Динамо" Николаем Толстых, который уже во второй раз стал гостем нашей редакции. На протяжении восьми лет "СЭ" поддерживал все начинания и реформы, проводимые Профессиональной футбольной лигой во главе с Толстых. Почему вдруг Лига стала теперь ненужной? И что Российский футбольный союз и Вячеслав Колосков предлагают взамен? Президент ПФЛ ответил на эти и другие вопросы корреспондентов "СЭ", а также рассказал о положении дел в московском "Динамо".

НИКОЛАЙ ТОЛСТЫХ

ПФЛ

ЛЮБЫЕ РЕФОРМЫ ХОРОШИ ТОЛЬКО ТОГДА,
КОГДА ИДУТ НА ПОЛЬЗУ НАШЕМУ ФУТБОЛУ

НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ДУМАТЬ, ЧТО ВСЕ ПРОИСХОДЯЩЕЕ ВЫЗВАНО ОБИДОЙ КОЛОСКОВА

- В последнее время все складывается так, что ПФЛ как бы теряет свои полномочия, утрачивает вес. Чем это вызвано?

- ПФЛ существует восемь лет. Все это время Лига, как мне кажется, заслуживала только положительной оценки своей деятельности. Седьмое место России в рейтинге УЕФА, неуклонный рост средней посещаемости матчей - сейчас это свыше 11 тысяч зрителей, 34 стадиона с подогревом и около 40 с пластиковыми сиденьями - разве плохо? А ведь инициатором была именно Лига. Отбирать сейчас наши права - не лучший выход в сложившейся ситуации.

Но даже не это главное. Было бы прекрасно, если бы предлагаемые реформы пошли на пользу российскому футболу. Я первым призвал бы клубы последовать в новом направлении. Но если нововведения не подготовлены и не обоснованы? Надо ли что-то менять в таком случае? Мы не должны допустить, чтобы реформы принесли вред. Если бы клубы видели реальную выгоду предлагаемых реформ, они приняли бы их без колебаний. РФС в последнее время уже предлагал ряд новшеств: например, переход на систему проведения чемпионатов "осень - весна" или введение при трансферах фиксированных цен на футболистов. Это подзабылось, но ведь такие предложения были! Не окажется ли новая реорганизация столь же поверхностной, непродуманной?

- А что говорят представители клубов?

- Это станет ясно на конференции ПФЛ, которая состоится 30 ноября. Там клубы дадут оценку нашей деятельности и обсудят варианты, которые нам сейчас предлагаются.

- Вам не кажется, что ситуация с ПФЛ обусловлена местью Вячеслава Колоскова за то, что вы составили ему острую конкуренцию на прошлогодних выборах в президенты РФС?

- Я далек от личностных мотивов. Мне вообще чужда такая трактовка. Как можно сводить счеты с Толстых, не думая при этом, что станет с российским футболом? Да и выдвигался я тогда не сам - мою кандидатуру предложил ряд территориальных федераций, которые я об этом, кстати, не просил. Выиграть - вы знаете - было фактически невозможно, но и отступать я не имел права, так как представлял не себя лично.

Впрочем, об истинных мотивах происходящего надо спросить противоположную сторону. Если все так, как вы сказали, то надо уже сейчас расставить точки над i, чтобы не допустить дальнейшего недопонимания.

ССЫЛКИ НА ЗАКОН О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ БЕЗОСНОВАТЕЛЬНЫ

- И все же неясно, почему вдруг именно теперь понадобилось что-то переделывать?

- Формальной причиной стал Закон о физической культуре и спорте. Но совет ПФЛ считает, что ссылки на него безосновательны. В законе ведь не сказано, что национальная федерация имеет исключительные права на проведение соревнований. А мировая практика и вовсе говорит об обратном - почти везде национальные чемпионаты и кубки разыгрываются под эгидой профессиональных лиг. Я даже не представляю, как могли бы федерации футбола Италии или Германии узурпировать власть в этом вопросе. ПФЛ существует в Украине. Излишняя централизация может лишь навредить. Профессиональный футбол - совершенно особая категория. Тут крутятся приличные деньги, работают свои, специфические законы. Теперь же, следуя логике РФС, департамент по проведению соревнований должен управлять и женским футболом, и футболом инвалидов, и минифутболом. Как это все будет уживаться под крылом одной - пусть и могущественной - структуры? При этом необходимо будет создать чудовищный по размерам управленческий аппарат. Посмотрите: у нас, в России, профессиональная хоккейная лига живет и здравствует, то же самое касается баскетбола, волейбола. Ассоциация мини-футбола - это и вовсе успешный проект. Ее тоже реформировать? Сейчас, на мой взгляд, требуется только одно: чтобы Вячеслав Колосков захотел, опираясь на мнение клубов, сохранить ПФЛ в том виде, в котором она существует. И тогда никакой закон не будет помехой. Мы же выражаем полную готовность работать на благо российского футбола в одной упряжке с РФС.

ЗАМЕНА ЛИГИ НА КОМИТЕТ ИЛИ ДЕПАРТАМЕНТ БУДЕТ НЕРАВНОЗНАЧНОЙ

- Чем вас не устраивает предлагаемый РФС комитет профессионального футбола?

- Дело в том, что это будет лишь совещательный орган. Ведь ни ПФЛ, ни подавляющее большинство из 135 клубов - базис национального футбола - не являются членами РФС. Так же, как и территориальных федераций, которые могли бы представлять их права в верхах. Это нонсенс! Как же управлять клубами, если у них нет ни прав, ни обязанностей? Слать директивы? А если клуб не согласен?

- Вас устроил бы вариант, при котором все клубы стали бы членами РФС?

- Это теоретически невозможно. По существующим законам, вступить в общественную организацию может только другая общественная организация, а таковыми на сегодня в высшем и первом дивизионе являются лишь двенадцать футбольных клубов (по уставу РФС клубы второго дивизиона не имеют права стать членами Союза. - Прим. "СЭ"). Стали членами РФС до сих пор лишь "Спартак", "Ротор", нижегородский "Локомотив" и "Шинник".

То, как могут не быть учтены интересы клубов, покажу на простом примере. Турнир дублирующих команд уже внесен в проект регламента соревнований следующего года. Тоскуя по советским временам и руководствуясь желанием тренеров иметь под рукой дубль для просмотра ближайших резервов, исполком РФС проголосовал за такой турнир. А как же мнения клубов? Ведь их никто не спрашивал! Возможно, согласие дали лишь некоторые из них. И экономическую подоплеку никто не изучал. Между тем вылетать на матчи теперь придется раньше, самолеты арендовать - более габаритные, а значит, и дорогие. Необходимо будет значительно больше платить за стоянку чартера, аренду поля. Наконец, кормить людей тоже чем-то надо. По самым скромным подсчетам, каждому клубу это обойдется дополнительно в миллион-полтора долларов в год. А чисто спортивные выгоды сомнительны. Представьте, что будет, если в высшую лигу выйдет клуб с Дальнего Востока. Да он на одних полетах в Москву и Питер разорится! Другое дело, календарь турнира вторых команд можно и нужно спланировать так, чтобы главный тренер имел возможность посмотреть резервистов.

- Но ведь решения совета Лиги до этого все равно утверждались исполкомом РФС.

- И не было ни одного случая, когда бы мы представили сырой, не согласованный с клубами проект. Все наши предложения были взвешенными, тщательно подготовленными.

- Возможна ли ситуация, когда клубы разобьются на два лагеря и кто-то решит бойкотировать чемпионат? Или вариант, что противостояние ПФЛ и РФС приведет к судебной тяжбе?

- Думаю, и мы, и РФС сделаем все возможное, чтобы не допустить раскола. Самое главное сейчас - четко разграничить полномочия и, сохранив хорошо себя зарекомендовавшую ПФЛ, продолжить плодотворную работу.