ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион |
Новый голкипер ЦСКА готов к конкуренции с Гончаровым и Новосадовым
Юрий ОКРОШИДЗЕ
НАДЕЮСЬ БЫСТРО ПРИВЫКНУТЬ К ИГРЕ ЗАЩИТНИКОВ В ЛИНИЮ
Стремительности взлета юного ленинградского голкипера Юрия Окрошидзе в середине 80-х оставалось лишь удивляться. Гибкий, координированный, пластичный паренек (сказалось детское увлечение теннисом) схватывал Вратарскую науку на лету. Первый большой успех пришел к нему в 14-летнем возрасте, когда Юрий в составе команды футбольной школы "Смена" стал чемпионом Питера в своей возрастной группе. Следующий, 1985 год ознаменовался для Окрошидзе включением в юношескую сборную СССР. Спустя еще год, едва отпраздновав получение паспорта, он приглашается в "Зенит" и проводит свой первый матч за дублирующий состав. Наконец, в 87-м ленинградский вратарь играет все шесть матчей чемпионата мира среди юношей в Канаде и становится победителем. Чемпион мира, мастер спорта, игрок "Зенита" - и все это в 17 лет! Казалось, до всеобщего признания оставалось сделать всего один шаг...
Однако "шагнуть" через Михаила Бирюкова так и не удалось. Опытнейший голкипер, даже разменяв 30-летний рубеж, отнюдь не собирался уступать юному "выскочке" твердо обжитого места в зенитовских воротах. Вылет ленинградского клуба по итогам сезона-89 в первую лигу ситуации не изменил. В результате дебют Окрошидзе в основном составе "Зенита" пришелся на следующий год, и удачным его назвать было никак нельзя. В четырех матчах 20-летний голкипер пропустил шесть мячей и вновь прочно обосновался на скамье запасных. Более того, с приглашением Александра Заикина недавний чемпион мира оказался в "Зените" даже не вторым, а третьим вратарем. И, чтобы не потерять форму, вынужден был выступать за мужскую команду Ленинградского оптико-механического объединения на первенство города. Закоренелые футбольные скептики в те дни констатировали с безнадежностью в голосе: "Готов Юрка - спекся! Не играть ему больше в серьезный футбол".
Реальный шанс изменить судьбу к лучшему Окрошидзе получил на следующий год. Распался Союз, "Зенит" благополучно проскочил в слепленную по кирпичику российскую элиту а Юрия вернули в основной состав питерской команды. Благо Бирюков к тому времени решил попытать футбольного счастья в Финляндии, а Заикин (безвременно ушедший несколькими годами позже из жизни. - А. К.) в двух стартовых матчах чемпионата-92 пропустил в свои ворота десять мячей. Шанс этот Окрошидзе не использовал и вскоре уже прочно "сидел" под спешно выписанным из душанбинского "Памира" Андреем Мананниковым. Твердым первым номером редкий в нашей стране чемпион мира по футболу стал лишь на следующий год, когда зенитовцы опять-таки покинули класс сильнейших.
Но и вторая попытка стать наконец своим в высшем футбольном обществе ему не удалась. В 96-м в команде Павла Садырина за место в воротах спорили сразу трое - ветеран Сергей Приходько, подающий большие надежды Роман Березовский и "способный, но нестабильный" Окрошидзе. Последний конкуренции опять не выдержал, добавив к уже имеющимся в активе пяти матчам в высшем дивизионе всего девять. И в коллективе, который возглавил Анатолий Бышовец, его уже не оказалось. Два следующих года Окрошидзе провел в саратовском "Соколе", минувший сезон - в казанском "Рубине". И этот трехлетний этап карьеры дал ему право именоваться одним из самых сильных голкиперов первого дивизиона. Но об таких ли достижениях мечтал в 80-е талантливый ленинградский мальчишка?!
Сейчас капризная госпожа Фортуна дает возможность Окрошидзе сделать свою третью попытку. Он, как уже сообщал "СЭ", подписал контракт с ЦСКА. Скорее всего попытка эта окажется последней - как у прыгунов-высотников. Ведь Юрию уже 29.
- Приглашение перейти в ЦСКА я получил незадолго до окончания минувшего чемпионата, - рассказывает Окрошидзе, проводящий отпуск в родном Петербурге. - Перед одним из последних домашних матчей "Рубина" - с тульским "Арсеналом" (эта игра состоялась 20 октября. - А. К.) в Казань приехал генеральный директор армейского клуба Николай Степанов. Честно говоря, над его предложением долго не раздумывал, тем более что мой годичный контракт с "Рубином" подходил к концу. Хотя в Казани я провел неплохой сезон, ЦСКА и "Рубин", согласитесь, величины несопоставимые.
- К тому же вас привлекала возможность не только вернуться после трехлетнего перерыва в высший дивизион, но и наконец дебютировать на пороге 30-летия в еврокубках?
- Безусловно. Все это время, в Саратове и Казани, меня не оставляла надежда вернуться наверх. Анализируя игру голкиперов высшего дивизиона, мысленно представлял себе: не затерялся ли бы среди них вратарь Окрошидзе? (Смеется.) Увы, так сложились обстоятельства, что ни "Сокол", ни "Рубин" не смогли выполнить свою главную турнирную задачу.
- Почему, на ваш взгляд, "Рубин" так и не смог вмешаться в борьбу за путевки в элиту?
- Начало сезона у нас получилось скомканным. Позже ситуация вроде бы наладилась. Но затем, как вы знаете, в "Рубине" произошли серьезные перестановки в клубном руководстве. Бесследно для коллектива подобные вещи пройти не могут И хотя мы начали весьма стабильно набирать очки, и в ряде матчей команда демонстрировала очень неплохой футбол, турнирная мотивация "Рубином" была уже в принципе утрачена.
- Минувшим летом появилась информация, что вы подписали предварительный контракт с московским "Локомотивом". Однако в наступившем межсезонье неожиданно стали армейцем. Можете прояснить ситуацию?
- Охотно. Летом, между первым и вторым кругами чемпионата, у меня действительно состоялась беседа с руководством "Локомотива". В ней было оговорено, что я могу оказаться в его составе, но при условии, что уедет в зарубежный клуб Руслан Нигматуллин. Перспектива оказаться в 29 лет на скамейке запасных, пусть и в "Локомотиве", не очень-то прельщала. Определение "разговор" в данном случае будет более точным, нежели "подписание предварительного контракта". Нигматуллин, как известно, остался, а потому тема моего возможного появления в стане железнодорожников оказалась исчерпана.
- Но в ЦСКА есть сразу два голкипера - Дмитрий Гончаров и Андрей Новосадов. Даже если один из них покинет команду, то второй наверняка окажет вам серьезнейшую конкуренцию.
- А что в этом плохого? Конкуренция еще никому не мешала.
- Но вам же наверняка приходилось слышать примерно такое мнение: "Окрошидзе, бесспорно, хороший голкипер, но только когда чувствует себя безусловным первым номером".
- Приходилось, и не раз. Отношусь к этому спокойно. Каждый имеет право на свое собственное мнение. Есть оно и у меня - разумеется, отличное от того, что вы процитировали. Я уже слишком много лет провел в футболе, чтобы нервничать по такому поводу.
- А не тревожит ли вас, что главный тренер ЦСКА Олег Долматов применяет в игре своей команды непривычную для вас линейную схему обороны?
- Действительно, с подобной расстановкой я раньше никогда вплотную не сталкивался. Привык, что поблизости от меня "маячит" последний защитник. Но, думаю, никаких проблем с адаптацией к этой игровой модели не возникнет.
- Излишне, наверное, спрашивать о том, сколь приятно для вас воссоединение с прежними партнерами по "Зениту" - Максимом Боковым, Дмитрием Хомухой и Владимиром Куликом? С последним, кстати, вы много лет жили на сборах в одной комнате.
- Конечно. Это вызывает у меня сейчас дополнительные радостные эмоции. Уверен, ребята помогут мне быстро найти общий язык и с остальными игроками армейской команды.
- На какой срок у вас заключен контракт с ЦСКА?
- Мне не хотелось бы заострять внимание на этом вопросе. Самое главное, что я почувствовал искреннюю заинтересованность руководства армейского клуба в моих услугах. Это для меня очень важно.
- Когда вы должны присоединиться к своей новой команде?
- 15 декабря.
Александр КУЗЬМИН
Санкт-Петербург