ОЛИМПИЗМ |
РАЗРЕШАТ ЛИ ЧЛЕНАМ МОК
УВИДЕТЬ НЕВЕСТУ ДО СВАДЬБЫ?
Ближайшие суббота и воскресенье станут для членов МОК рабочими днями. На своей 110-й сессии, которая пройдет в этот уик-энд, им предстоит утвердить или отвергнуть рекомендации комиссии "МОК-2000".
Александр РАТНЕР
из Лозанны
Эта комиссия, напомню, была создана минувшей весной для выработки предложений, направленных на преодоление кризиса, который был вызван скандалом вокруг выбора Солт-Лейк-Сити столицей зимних Игр 2002 года. В ее состав вошло более 80 человек - члены МОК, представители международных спортивных федераций, комиссии атлетов МОК, люди, известные своим активным участием в мировом спортивном движении, спортивные специалисты, ряд видных политических и общественных деятелей, в том числе бывший генеральный секретарь ООН Бутрос Гали и бывший госсекретарь США Генри Киссинджер. От России в комиссию были включены 4-кратный олимпийский чемпион Александр Попов и вице-президент ОКР Александр Козловский.
Перед комиссией была поставлена задача подготовить рекомендации, на основе которых должны быть приняты решения о преобразованиях по следующим основным направлениям: состав, структура и организация деятельности МОК; роль МОК в организации и проведении Олимпиад; порядок избрания городов, претендующих на право принять Игры. После серии заседаний комиссия подготовила окончательный доклад, в котором содержится целый ряд конкретных предложений. Например, количество членов МОК не должно превышать 115 человек, из которых 15 выбираются из числа действующих атлетов, 15-из числа президентов НОК и 15 - из числа президентов МСФ. Остальные 70 - индивидуальные члены. Комиссия предлагает также разработать процедуру выдвижения и предварительного отбора потенциальных членов МОК, избирать в члены МОК на срок 8 лет с возможностью последующего переизбрания, понизить возрастной лимит для членов МОК до 70 лет, расширить численность исполкома МОК, чтобы он лучше отражал новую структуру Комитета, ввести ограничение на срок президентства. Что касается процедуры выдвижения городов, желающих принять Олимпийские игры, то ее комиссия "МОК-2000" считает необходимым дополнить условиями, которые позволили бы оценить организационные возможности того или иного города до того, как он получит статус кандидата. Предлагается также отменить визиты членов МОК в города-кандидаты или разрешить их только на определенных условиях, подписывать контракты между МОК, городами-кандидатами и их НОК, в которых должны быть четко определены обязанности каждой стороны, допустимые нормы поведения и санкции за их нарушения. Среди других необходимых, по мнению комиссии "МОК-2000", новаций - публикация дополнительных финансовых отчетов, раскрывающая источники поступления средств в МОК и порядок их расходования для достижения прозрачности финансовой деятельности Комитета, и введение требований к организациям, получающим деньги от МОК, о представлении в МОК отчетов об использовании этих средств - опять-таки для достижения финансовой прозрачности. Наконец, предлагается ограничить количество номеров программы и число участников летних Олимпийских игр для того, чтобы предотвратить их чрезмерное разбухание, а также выдать всем атлетам специальные паспорта, содержащие необходимую информацию для эффективного допингконтроля и контроля за состоянием их здоровья.
Решения о реформах, требующих изменений в Олимпийской хартии, должны быть приняты двумя третями голосов членов МОК, а остальные - простым большинством.
Конечно, не все эти предложения комиссии "МОК-2000" на первый взгляд понятны, своевременны и отвечают нашим представлениям о будущем олимпийского движения. Особенно это относится к структуре МОК и порядку выбора столицы Олимпийских игр. Вице-президент МОК сенегалец Кеба Мбайе недавно так отозвался о предложении запретить визиты членов МОК в города-кандидаты: "Любой, кто готовится подписать брачный контракт на 7 лет, должен иметь возможность увидеть до свадьбы невесту". А президент международной федерации плавания, член МОК Мустафа Ларфауи вообще считает, что запрет на подобные визиты сразу делает всех членов МОК потенциальными подозреваемыми.
Теперь два простых, на мой взгляд, вопроса: почему МОК так торопится с реформами и кому эти реформы нужны? Ответ, видимо, следует искать за океаном. Дело в том, что сенат США, один из комитетов которого тоже проводил расследование обстоятельств скандала вокруг Солт-Лейк-Сити, пригрозил МОК санкциями и дал срок до января 2000 года учесть все американские пожелания и замечания. В случае, если МОК не выполнит эти условия, сенат США может применить к нему экономические санкции. В частности, признать НОК США единственной организацией, которая имеет право использовать на территории страны олимпийский символ - пять переплетенных колец. Кроме того, сенат может запретить американским спонсорам МОК и олимпийского движения перечислять деньги непосредственно на счета МОК. Они должны будут направлять их в НОК США, который и будет решать, кому и сколько выделять. Наконец, сенат США может запретить американским корпорациям учитывать как затраты средства, выделяемые на спонсорство международного олимпийского движения. Нетрудно понять, что эта, пока еще гипотетическая, угроза может иметь катастрофические последствия для всей олимпийской семьи, ибо абсолютное большинство НОК и международных спортивных федераций живут исключительно благодаря финансовой поддержке МОК.
Кстати, из 4 миллиардов долларов, собранных МОК благодаря продаже телеправ и заключению спонсорских контрактов в связи с проведением Олимпийских игр 2000 года в Сиднее, полтора миллиарда выплачены корпорациями США. При этом НОК США находится в привилегированном положении - он получает 12 процентов от суммы телеправ на трансляцию Олимпийских игр на территорию США и 20 процентов от спонсорских контрактов МОК с американскими фирмами. Только договор МОК с телекомпанией NBC на трансляцию Игр 2000 - 2008 годов принес НОК США 420 миллионов долларов. Эта сумма превышает ту, что получили остальные 199 НОК, вместе взятые, и почти равна доходу МОК. Стоит ли удивляться тому что стало известно всего несколько дней назад: НОК США потратил по меньшей мере 60 тысяч долларов на то, чтобы заручиться голосами членов МОК в пользу Солт-Лейк-Сити. И еще более 10 тысяч на то, чтобы именно Солт-Лейк-Сити стал американским кандидатом на Игры 2002 года. То есть, во-первых, НОК США тратил деньги сам на себя, а во-вторых, может считаться одной из заинтересованных сторон в том скандале, последствия которого пока не ясны.
В заключение отмечу, что президент МОК Самаранч дал согласие выступить 15 декабря перед членами сената США, чтобы рассказать им о принятых решениях по реформированию олимпийского движения и, наверное, выразить надежду на то, что эти реформы будут одобрены американскими законодателями.