ХОККЕЙ |
Максим БЕЦ
КОГДА СОБРАЛСЯ В СЕВЕРНУЮ АМЕРИКУ,
ДОЛГО БОЯЛСЯ СКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ ОТЦУ
Три года назад, когда центральный нападающий Максим Бец вернулся из-за океана, он, выступая за ЦСКА, получил тяжелую травму. Причем очень серьезную - врачи даже не гарантировали, что после выписки из больницы хоккеист сможет ходить. Однако Бец не только восстановился, но и вернулся на лед и теперь, в свои 25 лет играет в сильнейшем российском клубе - магнитогорском "Металлурге" и в сборной России.
О ТОМ, ЧТО СЛОМАЛ ДВА РЕБРА, УЗНАЛ НЕ СРАЗУ
- Максим, что тогда произошло?
- Незадолго до новогоднего перерыва в матче со "Спартаком" перехватил шайбу на синей линии, тут же бросил и попал в ворота. А защитник соперника, не обратив внимания на гол, попросту "въехал" в меня. Я сломал два ребра, которые порвали печень и проткнули легкое.
- И вы попали в реанимацию?
- Да, только не сразу. Ту встречу я доиграл, а позже еще и на тренировку вышел.
- Со сломанными ребрами?!
- Во время матча, видимо, находился в шоке, а потому ничего особенного не заметил. А вот на следующий день, когда тренировались, при малейшем столкновении чувствовал резкую боль. Врача в команде не было, а тренеры в один голос твердили, что, мол, ничего страшного не произошло. Только когда на базе стало совсем плохо, вызвали "скорую". В больницу привезли, а у меня с собой ни паспорта, ни страховки. И обидно было, что из команды со мной никто не поехал, часа три один в приемном покое просидел.
- Долго лечились?
- В больницу попал в начале декабря, прооперировали 6 января. Недели через две, когда стало немного полегче, стал уговаривать врачей, чтобы отпустили меня домой, в Челябинск. Лежал я в ЦКБ, там пропуск на посещение выписывали только маме, причем лишь два раза в неделю. Она, правда, каким-то образом умудрялась каждый день меня навещать.
Дома потихоньку стал поправляться и через пару месяцев чувствовал себя более или менее нормально. "Трактор" как раз отправился на сборы в Болгарию и взял меня с собой. Там я и начал потихоньку тренироваться. К сезону подошел уже в приличной форме.
- А вы психологически были готовы к выходу на лед? От защитников не шарахались?
- Если и волновался, то только первое время. После того, как пару раз жестко столкнулся с защитниками и почувствовал, что все нормально, появилась прежняя уверенность.
ДОКАЗЫВАТЬ СВОЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРИХОДИТСЯ В СБОРНОЙ
- В "Магнитке" как оказались?
- По окончании сезона-98/99 меня туда пригласил Валерий Константинович Белоусов. Я с ним работал в "Тракторе", правда, только один год - потом уехал в Америку. Видимо, магнитогорским тренерам понравилась моя игра в "Мечеле" - я ведь, выступая за него, и голов забил прилично, и результативных передач сделал немало.
- По сравнению с прошлым сезоном вы прибавили?
- Пока нет.
- Как тогда объяснить приглашение в сборную?
- В том и парадокс, что доказывать свою состоятельность приходится именно в национальной команде. Потому как в "Магнитке" мне пока не очень доверяют, там тренеры делают ставку на возрастных игроков. В сборной я дебютировал в сентябре на Кубке "Ческе Пойиштовны". Там забросил две шайбы и сделал две результативные передачи, а на Кубке "Карьялы" отметился голом и пасом.
- Своим, магнитогорским, звеном играть, наверное, легче?
- Знаете, вместе мы практически не выступали. Я лишь с Валерой Карповым немного успел поиграть. Тренеры сборной, учитывая, что мы из одной команды, предложили нам придерживаться клубной схемы. За пять дней сборов, как говорится, многому не научишься. А потому действуем, как можем.
ХОЧЕТСЯ ВЫИГРАТЬ ЧТО-НИБУДЬ СЕРЬЕЗНОЕ
- Вам не кажется, что вы были обречены стать хоккеистом, поскольку родились в Челябинске в семье известного игрока?
- Наверное, это действительно так. Сколько себя помню, столько и занимаюсь хоккеем. Как только начал ходить, сразу же встал на коньки. Во многом благодаря отцу. Правда, он много времени проводил на сборах и в поездках, а потому на каток меня обычно водила мама. Когда же отец стал тренером, он всегда брал меня с собой на занятия, и я катался со старшими - у отца занимались ребята 1970 года рождения, в том числе и Сергей Тертышный.
- Вы видели, как играл ваш отец?
- Я хорошо помню, как его провожали из большого хоккея. Точнее, даже не сами проводы, а возвращение из Дворца спорта. Ехали на такси, везли огромную хрустальную вазу, которую отцу подарили.
- Вас когда-нибудь сравнивали с отцом?
- Катание, говорят, похожее. А игра? Сейчас хоккей другой - более скоростной, насыщенный силовыми приемами. Пас отдал, а расслабляться не смей - все время надо быть начеку Я вот однажды пренебрег этим правилом и сразу же получил тяжелую травму.
- Как отец обычно оценивает вашу игру?
- Он никогда не был доволен мной, особенно в молодежной команде. Если он смотрел матч, мне становилось ясно: будет "разбор полетов", пусть даже я две шайбы заброшу и сделаю три передачи. Домой, как правило, пешком возвращались. Некоторое время молчали, а потом: "Ну, вроде сегодня сыграл более или менее, но..." И в таком духе до самого дома.
- С чем, на ваш взгляд, подобное связано?
- Скорее всего таким образом он давал мне понять, что не следует останавливаться на достигнутом. И за это ему большое спасибо.
- Сейчас что советует?
- Побольше брать игру на себя, не откидывать шайбу без толку, улучшать катание. Со стороны-то отцу виднее: и сам поиграл, и тренером работает давно. Так что стараюсь прислушиваться.
- Когда принимаете решение в очередной раз поменять команду, с отцом советуетесь?
- Конечно. Он обычно сразу спрашивает: "Ты хорошо подумал? А почему именно туда?" И начинается мужской разговор. Кстати, мои доводы, что "Магнитка" хорошая команда, демонстрирующая качественный хоккей и выступающая в Евролиге, были для него убедительными. Когда же в Америку собрался, боялся сообщить отцу об этом. Ведь у него в свое время много предложений было, но он предпочел остаться дома. Однако папа сказал: "Смотри, ты уже не маленький, сам решай".
- Не пожалели о той поездке?
- Трудный вопрос. С одной стороны, рад, что отправился за океан в таком молодом возрасте. Многое увидел и игру почувствовал. С другой стороны, здесь еще мог опыта поднабраться. Но тогда, не исключено, уезжать было бы уже поздно. Европа? Она никуда не денется. Меня вот прошедшим летом звали и в Чехию, и в Финляндию, и в Италию. Но в феврале у нас родилась дочь, и не хотелось с маленьким ребенком далеко от дома ехать. А Магнитогорск рядом: дома играем - жена с дочкой со мной, находимся на выезде - они в Челябинск к родителям перебираются.
- Какую цель поставили перед собой в нынешнем сезоне?
- Хочется выиграть что-нибудь серьезное - или Евролигу или чемпионат России. И, конечно, попасть в сборную на чемпионат мира.
Нина ШУМИЛОВА