Газета Спорт-Экспресс № 2 (2198) от 6 января 2000 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 6 января 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

ФУТБОЛ ПРОЩАЕТСЯ С КОЛОТОВЫМ

Сегодня в Киеве хоронят Виктора Колотова. От Клуба мастеров "Динамо" до Лесного кладбища - его последний путь...

Все это звучит дико и неправдоподобно. Особенно, когда вспоминаешь, как совсем недавно, в прошлом июле, все украинские газеты - даже те, которые пишут о футболе от случая к случаю, - сочли за честь поздравить его на своих страницах с 50-летним юбилеем. Теперь, в январе, те же газеты печатают некрологи.

Колотов был не просто выдающейся, но в каком-то смысле - знаковой фигурой в отечественном футболе. Болельщики со стажем и достаточно цепкой памятью наверняка помнят знаменитую историю его появления в киевском "Динамо" в начале 70-х годов. Тогда в схватку за футбольного самородка из Татарии, выросшего в маленьком городке Зеленодольск и игравшего в классе Б за казанский "Рубин", вступили несколько московских и киевский клубы. И помним мы об этом теперь, спустя тридцать лет, именно потому, что оказавшийся яблоком раздора молодой футболист впоследствии с лихвой оплатил все выданные ему авансы.

Любопытно, что сам Колотов, когда его об этом спрашивали, решительно уходил от "никому не нужных" воспоминаний. Хотя динамовского тренера Андрея Бибу, приведшего его в Киев, последние тридцать лет называл не иначе как своим крестным отцом.

- Теперь я осиротел, - сказал мне вчера Андрей Андреевич. - Все мы, динамовцы, осиротели...

Знаковость появления Колотова в киевском "Динамо" заключалась прежде всего в том, что он оказался едва ли не самой подходящей фигурой для реализации идей и игровых моделей только начинавшего тогда свой блистательный тренерский траверс Валерия Лобановского.

Колотов был в числе пионеров, воплощавших в 70-е годы на стадионах нашей страны и Европы все новации будущего мэтра. И когда сегодня вслед за Лобановским весь футбольный мир заговорил о разумной универсализации игроков, совсем нелишне вспомнить, что большего универсала, чем Колотов, наш футбол вряд ли когда-либо знал.

Казалось, для него не существует никаких секретов в игре. Он одинаково уверенно чувствовал себя на любой позиции - от защитника до центрального нападающего. Наверное, именно эта уверенность, помноженная на фантастическое трудолюбие, в конце концов сделала совсем "некарьерного" и даже застенчивого по натуре Колотова многолетним капитаном киевского "Динамо" и сборной СССР.

В составе киевского клуба заслуженный мастер спорта Виктор Колотов пять раз был чемпионом СССР и дважды выигрывал Кубок страны. В футболке сборной Советского Союза он дважды становился бронзовым призером Олимпийских игр - в Мюнхене-72 и Монреале-76.

Однако существует в его яркой футбольной биографии достижение, которое заслуживает того, чтобы стоять особняком. Колотов - на правах капитана "Динамо" - был первым в истории отечественного футбола человеком, который вечером 14 мая 1975 года в швейцарском городе Базель принял в свои руки и гордо взметнул над головой Кубок кубков. Вместе со своими звездными одноклубниками - Олегом Блохиным, Леонидом Буряком, Анатолием Коньковым, Евгением Рудаковым, Михаилом Фоменко, Владимиром Онищенко, Владимиром Трошкиным, Стефаном Решко, Виктором Матвиенко и Владимиром Мунтяном - капитан прорубил в тот исторический день для нашего футбола окно в Европу.

Выдающийся футболист, он со временем стал прекрасным наставником. Тем более что многотрудную тренерскую науку Колотову посчастливилось постигать у самого Лобановского, который пригласил его в штаб киевского "Динамо" в 1983 году. Почти десятилетняя практика в украинском суперклубе дала возможность потом самостоятельно и успешно тренировать ивано-франковское "Прикарпатье" и киевский "Борисфен". Вершиной же тренерской деятельности Виктора Михайловича и, увы, последним разделом его биографии стала молодежная сборная Украины...

Говорят - и в это совсем не сложно поверить, - что он очень тяжело пережил свою отставку, случившуюся осенью прошлого года после крайне неудачной игры команды в отборочном матче в Исландии. Впрочем, вряд ли хоть один настоящий тренер отнесся бы к такому легко и беспечно. А Колотов был настоящий - и тренер, и человек.

Возможно, именно после отставки он впервые почувствовал, что у него тоже есть сердце, которое способно выдержать многое, но, к сожалению, не все... Медицинский диагноз - острая сердечная недостаточность - в этом смысле очень точен и красноречив.

В декабре у него случился сильный приступ стенокардии. Пришлось лечь в госпиталь. После лечения, как считали врачи, дело шло на поправку. Курс реабилитации Колотов проходил в санатории "Жовтень". Впереди маячила перспектива встретить двухтысячный год вне привычного круга родных и близких, и это его никак не устраивало.

Рассказывают, что он удрал из санатория домой на новогодние праздники самовольно. Собирался 4 января туда вернуться...

По свидетельству близких, в свой последний на этой Земле вечер, 3 января, Колотов сидел дома за компьютером: играл в футбол, без которого - хотя бы виртуального - никак не мог.

Сердце остановилось внезапно...

В адрес федерации футбола Украины и футбольного клуба "Динамо" (Киев) сейчас идут и идут телеграммы. Свои соболезнования от имени Российского футбольного союза выразили Никита Симонян, Константин Бесков, Алексей Парамонов, Валентин Иванов, Виктор Шустиков, другие корифеи отечественного футбола. А президент и главный тренер московского "Спартака" Олег Романцев в своей телеграмме написал о Колотове так: "Он всегда останется в нашей памяти как великий футболист и отличный человек, преданный своему делу".

Сегодня в Киеве его хоронят.

Юрий ЮРИС