ФУТБОЛ |
ДОПИНГ |
МОЖЕТ ЛИ ОН ПОМОЧЬ |
В отличие от индивидуальных видов спорта, таких, как легкая и тяжелая атлетика, велосипед, лыжи, в командных роль допинга не так велика. Но и в них периодически возникают допинговые скандалы, и футбол не исключение. Конечно, принятие того или иного препарата группой игроков вряд ли сможет привести к значительному усилению игры команды (не случайно при уличении футболиста в применении допинга результат матча всегда остается в силе). Но запрещенные препараты, без сомнения, могут помочь в подготовительный период, когда идет работа над "физикой", для ускорения восстановления игроков после травм и в ряде других случаев. |
В РОССИИ НА ДОПИНГ ПРОСТО НЕТ СРЕДСТВ. |
Применять фармакологию в футболе начали еще в конце 50-х годов. А первой футбольной организацией, которая ввела официальный допингконтроль, стала Федерация футбола Италии, которая пошла на этот шаг уже в 1961 году. И тут же, в первой половине 60-х, немало итальянских игроков были уличены в применении запрещенных стимуляторов, а один скандал сменялся другим. Применение допинга на международном уровне впервые было зафиксировано в 1966 году, когда двое футболистов сборной Германии, вице-чемпиона мира, были уличены в принятии эфедрина. Но наказания не последовало, ибо официальный допингконтроль в финальных стадиях чемпионатов мира ввели лишь в 1974 году, и с тех пор положительная реакция была получена лишь 4 раза. Попались Эрнст Жан-Жозеф (Гаити, 1974), Вилли Джонстон (Шотландия, 1978), Рамон Кальдере (Испания, 1986) и Диего Марадона (Аргентина, 1994).
Во всех международных соревнованиях, во многих национальных чемпионатах допингконтроль обязателен после каждого матча. И с достаточной регулярностью те или иные игроки становятся его жертвами. Из наиболее известных можно вспомнить итальянцев Анджело Перуцци и Андреа Карневале из "Ромы", у которых был обнаружен фентермин, полузащитника "Вероны" Сильвано Фонтолана, у которого нашли амфетамин, аргентинца Клаудио Каниджу и Бернара Лама, принимавших кокаин, чешского вратаря "Кайзерслаутерна" Петра Коубу, французов Венсена Герена и Кристофа Дюгарри. Ежегодно в каждом из ведущих европейских чемпионатов на применении запрещенных препаратов попадается до десятка игроков. Сроки дисквалификации различны - от трех месяцев до двух лет.
В России и странах СНГ проблема допинга так остро не стоит. Причина банальна - у клубов на фармакологические препараты просто нет денег. Нет денег и у федераций на проведение дорогостоящей процедуры допингконтроля. В России, например, таковая проводится только после финала Кубка. Из игроков, имеющих отношение к России, помимо Игоря Шалимова в зарубежных чемпионатах и в международных матчах на допинге попадались Александр Рычков ("Ланс", анаша), Роман Зуб ("Легия"), Валентин Белькевич ("Динамо" Мн, ретоболил), Сергей Нагорняк (сб. Украины, бромантан), Арташес Адамян (сб. Армении, "Кристалл" Смоленск). В самой же России допинговый скандал разразился лишь однажды. После финала Кубка-97 "Локомотив" - "Динамо" допингпроба, взятая у Игоря Чугайнова, дала положительную реакцию на бромантан. Однако когда документы из Олимпийского комитета России попали в РФС, они неожиданно пропали. Чугайнова оправдали, а скандал замяли.
Интересно, что списки запрещенных препаратов МОК и ФИФА не совпадают. Есть и немало других парадоксов. Если кокаин и анаша входят в число запрещенных препаратов, то марихуана - нет. Игроки нередко признаются, что они понятия не имеют о том, какие лекарства и витамины дают им врачи, особенно в тех случаях, когда нужно быстро восстановиться между двумя матчами. Главным критерием здесь становится чистоплотность врача команды, потому что в итоге проиграет именно футболист, который рискует не только собственным здоровьем, но и возможной дисквалификацией.
Эдуард НИСЕНБОЙМ