Газета Спорт-Экспресс № 13 (2209) от 21 января 2000 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 21 января 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

ФУТБОЛ-МАРКЕТ-2000

СПОСОБНЫ ЛИ НАШИ КЛУБЫ ПРОДАТЬ ЗА ГОД 450 ТЫСЯЧ ФУТБОЛОК?

Арнольд ЭПШТЕЙН

из Кремля

Самым интересным во второй день работы выставки "Футбол Маркет-2000", которая открылась накануне в Кремлевском дворце, стал, безусловно, доклад менеджера дортмундской "Боруссии" Михаэля Майера.

- Четырнадцать лет тому назад наша команда была на грани банкротства и вылета в низший дивизион, - рассказал он. - А сейчас "Боруссия" прочно занимает второе место в Германии по материальной обеспеченности, а в перспективе мы планируем обогнать "Баварию".

Эта перспектива выглядит вполне реальной. По социологическим опросам, у "Боруссии" сейчас семь миллионов болельщиков - всего на один миллион меньше, чем у харизматического лидера немецкого футбола. Но среди самых юных любителей игры, которым еще нет 12 лет, дортмундцы прочно занимают первое место. Повествование о том, как команда добилась такого преображения, получилось поистине захватывающим. Восхождение состояло из множества шагов - укрепление контактов с прессой и болельщиками, создание клубной философии, разработка коммерческой и маркетинговой политики. Один только пример. Десять лет назад "Боруссия" решила поменять спонсора Adidas на Nike. Это вызвало возмущение местных болельщиков - ведь для них американские компании ассоциировались с сокращением рабочих мест в Рурской области, где безработица в то время составляла более 30 процентов. Честное объяснение руководителей клуба - Nike предложил значительно более выгодные финансовые условия - поклонников команды не удовлетворило. И тогда "Боруссия" пошла на беспрецедентный шаг: предложила каждому желающему стать соучастником сделки и резко снизила цены на билеты...

- Наверное, наш опыт неприменим для России, - оговорился в заключение менеджер немецкого клуба. - Но, собственно, почему? Конечно, пока ни одна ваша команда не готова продавать по 450 тысяч футболок в год, как это удалось "Боруссии". Но простые истины одинаковы - что в Германии, что в России. Речь идет об укреплении имиджа клуба, о становлении добрых взаимоотношений с болельщиками, о продуманной финансовой политике...

А о том, к чему может привести задействование всех этих рычагов, недавно поведал мне форвард самарских "Крылышек" Карапет Микаелян, как-то игравший в Дортмунде в составе сборной Армении.

- Я был просто поражен, войдя в клубный супермаркет - трехэтажное здание в центре Дортмунда, - говорил Микаелян. - Каких только товаров там не было - и все с клубной символикой и по сумасшедшим ценам. Даже я смог позволить себе купить там только футболку и будильник, играющий гимн Лиги чемпионов.

... Знаменитый словацкий наставник Йозеф Венглош тоже говорил вчера о простых в общем-то вещах - о том, что тренеры должны учить игроков правильному пониманию не только футбола, но и жизни. В пример он привел своего воспитанника Моравчика.

- Сейчас он - идол шестидесяти тысяч поклонников "Селтика". Каждую субботу люди приходят на стадион, чтобы увидеть его игру, - рассказал Венглош о футболисте, которому пришлось немало потрудиться над собой, чтобы адаптироваться к чужой для него западной жизни.

Но в то же время, по мнению Венглоша, западные игроки все же более обучаемы и склонны к самосовершенствованию, чем их коллеги из Восточной Европы. Так, Паоло Футре и Дуайт Йорк неоднократно обращались к словацкому тренеру за советами, интересовались у него самыми разнообразными вопросами, касающимися футбола.

Впрочем, футбольная жизнь настолько многогранна, что получить ответы на все вопросы, естественно, не удастся. Даже на выставке "Футбол-Маркет-2000"...