Газета Спорт-Экспресс № 23 (2219) от 2 февраля 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 февраля 2000 | Прыжки в воду

ПРЫЖКИ В ВОДУ

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ МОНСТРЫ ПРОТИВ САУТИНА И К°

Включение четырех новых - синхронных - видов в олимпийскую программу по прыжкам в воду совершило революцию в этом виде спорта, поставив под сомнение многие привычные истины и посеяв настоящую панику в умах высокопоставленных спортивных чиновников.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Сиднея

Если кто считает, что синхронные прыжки - действительно новый вид спорта, он глубоко заблуждается. Еще 25 лет назад они присутствовали в показательной программе, открывавшей знаменитый и до сих пор существующий международный турнир в США (один из турниров серии Can-Am-Mex). Однажды прыгнуть вместе решились даже знаменитые итальянцы Клаус Дибиаси и Франко Джорджо Каньотто. Несмотря на колоссальную разницу в габаритах (высокий, стройный Дибиаси против крохотного и чрезвычайно подвижного Каньото), "ласточки" в их исполнении имели потрясающий успех. Впрочем, и американский турнир не был исключением - в любом бассейне любой страны, если трамплины оказывались неподалеку друг от друга, всегда находились желающие развлечь себя и публику парными экзерсисами разной степени сложности.

К "синхрону" продолжали относиться как к развлечению даже тогда, когда пять лет назад парные виды впервые включили в программу Кубков Европы. Более пяти пар на снаряде тогда набиралось редко, и даже откровенно неудачные попытки вызывали у прыгунов не расстройство, а взрыв хохота и повод беззлобно пошутить над неудачником.

Все изменилось, когда перед синхронными прыжками всерьез замаячила перспектива быть включенными в программу Олимпиад. Хотя нет даже раньше. Первый сигнал, что пора изменить отношение к новой дисциплине, прозвучал перед чемпионатом Европы-97 в Севилье. Сразу несколько телекомпаний изъявили тогда желание транслировать все синхронные виды от первого до последнего прыжка, сведя при этом к минимуму эфирное время в индивидуальных финалах.

Это, согласитесь, был "звоночек". Но услышали его в Европе лишь немцы. И стали активно создавать условия спортсменам - вплоть до переезда в один и тот же город и к одному и тому же тренеру. Поскольку настоящая синхронность отрабатывается лишь постоянной дрессировкой.

Превосходство представителей Германии на фоне прочих европейцев стало заметно очень быстро. Они далеко не всегда побеждали на соревнованиях, но в тренировках выглядели куда слаженнее прочих. "Прочими" были и россияне: наши тренеры раскачивались удивительно долго. Во-первых, выбирать было особо не из кого. Во-вторых, тренироваться вместе отобранные прыгуны могли лишь на сборах, поскольку в остальное время жили в разных городах, а то и странах - как, например, Юлия Пахалина из Пензы и Ирина Лашко, уехавшая в австралийский Мельбурн после Игр в Атланте. И все-таки получилось вроде бы неплохо. Перед чемпионатом Европы-97 Пахалина и Лашко провели всего несколько совместных тренировок - и выиграли континентальное серебро, а всего через полгода стали в Перте и чемпионками.

Соревнования в Перте оказались примечательными с многих позиций. По каким-то причинам сборная Китая - сильнейшая в прыжках в воду команда мира - приехала в Австралию в разобранном состоянии. В результате состязания женщин на 10-метровой вышке - коронном "китайском" снаряде - выиграла украинка Елена Жупина, она же в паре со Светланой Сербиной завоевала золото в синхронном выступлении с этого снаряда, три золотые медали на трамплинах (метровом, трехметровом и в паре) получили россиянки Юлия Пахалина и Ирина Лашко, а вышку и трамплин у мужчин - олимпийский чемпион Дмитрий Саутин, так что китайцы с грехом пополам зацепили лишь мужской "синхрон", оставив у соперников иллюзию, что выиграть у непобедимого Китая не так уж сложно.

Только что в Сиднее завершился Кубок мира-2000. Его очевидцы были вынуждены констатировать малоприятный факт противоположного свойства: завоевать какую-либо из "синхронных" медалей на Олимпийских играх любому дуэту не из Китая будет крайне сложно. Поскольку за прошедшие два года китайские парные прыжки вышли на принципиально иной уровень, не сопоставимый по классу ни с российским, ни с немецким, ни с любым другим.

На Кубке мира в Сиднее лишь россиянкам Вере Ильиной и Юлии Пахалиной удалось лишить представительниц Китая золотой медали на трехметровом трамплине. Девушки отпрыгали безукоризненно. Китаянки же ошиблись в одном из прыжков и в итоге уступили пять баллов. Но если пытаться спрогнозировать, как будут разворачиваться события в сентябре - на Играх, нельзя не вспомнить о серьезной российской проблеме: на два места в олимпийской команде претендуют три спортсменки Ильина, Пахалина и Лашко. Если летний отборочный российский чемпионат выиграет Лашко, то именно она будет выбирать себе партнершу для синхронного выступления. И тогда возникнут проблемы. Да, Пахалина и Лашко стали чемпионками мира в Перте. Но программа Лашко по сложности уступает пахалинской. Подстраиваясь друг под друга, девушки будут вынуждены пожертвовать сложностью. Это - стопроцентное поражение.

Индивидуальность синхронным прыжкам противопоказана. Это, увы, аксиома. "Увы" - потому что "парному" чемпиону ни при каких обстоятельствах не суждено стать звездой уровня легендарного четырехкратного олимпийского чемпиона Грега Луганиса или Дмитрия Саутина. Собственно, если бы не дурацкое правило, гласящее, что в синхронных состязаниях на Играх смогут принять участие лишь те спортсмены, которые выступают и в личных видах, Саутин никогда в жизни не стал бы выступать "дуэтом". Еще год назад Татьяна Стародубцева - бессменный тренер Дмитрия - заметила, что Саутину невозможно подобрать пару. На то он, собственно, и звезда.

Зато для китайских спортсменов с легализацией синхронных прыжков настал поистине звездный час. Так уж сложилось, что с момента появления новой команды на международной арене (а произошло это на Универсиаде 1979 года в Мексике) отличительным качеством китайцев была... одинаковость. В технике, скорости вращения, манере отталкивания от снаряда и, наконец, при входах в воду. С того самого момента Китай с ужасающей регулярностью являл миру своего рода элитные инкубаторные выводки прыгунов с гарантированными профессиональными качествами.

Индивидуальные победы китайцев порой раздражали - отсутствием индивидуальности. Синхронные - стали вызывать восхищение даже у соперников. Объяснить несведущему человеку, как выглядит китайский "синхрон", можно на простом примере: представьте, что изображение на экране вашего телевизора двоится.

После ухода из спорта Луганиса американские телекомпании заметно потеряли интерес к прыжкам в воду. Мой давний приятель Джон Набер олимпийский чемпион Монреаля, ставший телекомментатором NBC, объяснил коротко: "Никто в нашей стране не хочет смотреть на то, как побеждают похожие друг на друга китайцы". Но год назад те же американцы признали: "синхрон" интересует публику вне зависимости от расы и национальности чемпиона.

Секрет популярности синхронных прыжков лежит на поверхности. Они понятны. Не нужно быть специалистом, чтобы увидеть и оценить, насколько одновременно выполняют спортсмены в воздухе заданные элементы и одновременно ли входят в воду. Все остальное в "синхроне" не суть важно. Недаром технику исполнения элементов каждым прыгуном оценивают всего два арбитра, в то время как синхронность - пятеро.

Судейство соревнований, кстати, забавная штука. Долгое время арбитры не могли смириться с тем, что при крайне неудачном исполнении прыжка оценка за синхронность может быть максимальной. В том, разумеется, случае, если двое ошиблись совершенно одинаково.

Такое редко, но бывает. Например, в Сиднее одна из мужских пар-аутсайдеров, выполняя довольно сложный прыжок в три с половиной оборота из задней стойки, "приводнилась" почти горизонтально, получив за технику от 1.5 до 2.0, за синхронность же - "восьмерку". Причем по окончании соревнований главный судья поносил бригаду арбитров на чем свет стоит, утверждая, что вторая оценка столь фантастической синхронной "плюхи" должна была быть не ниже 9,5 балла.

Сложно ли прыгать вдвоем? И да, и нет. Присутствие на снаряде и в воздухе партнера поначалу сильно мешает сосредоточиться на чем-то еще (например, на самом прыжке). С другой стороны, сами прыгуны отмечают, что прыгать вдвоем сложные прыжки не так страшно. Поскольку все мысли сосредоточены только на том, чтобы одновременно с напарником оттолкнуться от поверхности, одинаково резво начать вращение и желательно успеть увидеть при раскрытии, что, собственно, происходит сбоку, и, если получится, внести коррективы в собственный полет.

С точки зрения подбора прыжков для соревнований "синхрон" предоставляет гораздо большую свободу, нежели традиционные сольные выступления. Прыжков всего пять. Из них три - произвольных. Одна из комбинаций должна быть выполнена из разных стартовых позиций (один спортсмен - лицом, другой - спиной к воде). В остальном - любые вариации из любого класса.

В результате возникла неожиданная проблема: что нужно изменить в индивидуальных видах программы, чтобы придать им такую же зрелищность, как синхронным? Слишком велик контраст. Даже в финалах Олимпийских игр синхронные прыжки будут выгодно отличаться от традиционных. Во-первых, выступать в каждом из четырех видов предстоит всего восьми дуэтам, во-вторых, соревнования пройдут без предварительных серий. На каждую из попыток телевизионная сетка отводит ровно минуту. Итого - 40 минут. Как тут не вспомнить, что предварительные соревнования "индивидуалов" тянутся обычно не менее трех четырех часов, смотреть же (не портя вкуса) можно в лучшем случае на первый десяток спортсменов. Можно ли искусственно ограничить количество участников - вопрос больной. Как любят вспоминать представители Международной федерации плавания, предварительные соревнования во многих видах спорта длятся гораздо дольше, чем в прыжках. В теннисе и футболе - так вообще неделями.

Но прыжки в воду - не футбол и не теннис. Если не ввести ограничения, телевидение, а за ним спонсоры в ужасе покинут классические виды программы. Не исключено, что и МОК задумается, не убрать ли индивидуальные прыжки из олимпийского розыгрыша вообще. Тогда в программе останутся всего четыре синхронных вида. Все те же четыре комплекта наград, которые разыгрывались в прыжках в воду на протяжении десятилетий.

Вот только это будет уже совсем другой вид спорта.