Газета Спорт-Экспресс № 36 (2232) от 17 февраля 2000 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 17 февраля 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-2000. Межсезонье

НИЖЕГОРОДСКИЙ "ЛОКОМОТИВ" РАСКРЫВАЕТ КАРТЫ

Александр КРУЖКОВ

из Ларнаки

ДВА ЛИТОВЦА И ДЖУБАНОВ ОТПРАВИЛИСЬ
С ДУБЛЕМ "СПАРТАКА" НА КИПР

Кипр уже давно - главная житница, кузница и здравница российского футбольного межсезонья. Поэтому едва ли не в каждом авиарейсе из Москвы на остров Афродиты можно встретить массу знакомых лиц. Вот и я еще в Шереметьеве заприметил дублеров столичного "Спартака". Помимо юных 17-18-летних дарований на Кипр с командой летели и три известных футболиста. Литовцы Артурас Фоменко и Тадас Гражюнас, как поведал главный тренер москвичей Николай Киселев, в составе национальной сборной участвовали в международном турнире и потому не смогли вовремя присоединиться к основному составу, отбывшему в Анталию. Тренируется сейчас с дублем и чемпион России-96 форвард Владимир Джубанов, о котором многие уже успели подзабыть. Последние полгода он находился в аренде в латвийском "Динабурге", а сейчас восстанавливается после операции мениска.

- Контракт со "Спартаком" у меня закончился 1 января, - сказал Джубанов. - После возвращения с Кипра состоится разговор с Есауленко, и тогда, надеюсь, мое будущее наконец-то прояснится.

А уже в самолете я столкнулся с питерским хавбеком Игорем Зазулиным, который держал путь в тренировочный лагерь "Ротора", а также бригадой наших арбитров - Юрием Баскаковым, Григорием Жафяровым и тремя Сергеями - Зуевым, Мартыновым и Французовым.

В общем, футбольный мир тесен. Особенно, если речь идет о Кипре. Правда, там пути соотечественников разошлись. Спартаковцы отправились в Лимасол, судьи - в Аянапу, а Зазулин - в Ларнаку, где обитает "Ротор". К слову, в аэропорту бывшего игрока "Зенита" поджидал земляк - Михаил Бирюков, ныне помощник Георгия Ярцева.

ОВЧИННИКОВ - ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ

Говорят, еще пару дней назад здесь стояла жара. Народ вовсю загорал, а кое-кто даже отваживался окунуться в море. Но нынче об этом и мечтать нельзя. Небо заволокло тучами, легкий морской бриз мгновенно сменился пробирающим до костей ветром, и бродяга-дождь то и дело напоминает о себе в разных уголках страны.

Ларнака будто вымерла. Пустует набережная, усеянная летними кафе и магазинами. Тишину нарушает лишь громкое фырканье мотороллеров - похоже, любимого средства передвижения местных жителей. По улицам со скучающими физиономиями слоняются молодые люди в спортивных костюмах - кроме россиян тут нашли пристанище еще и масса клубов средней руки из Польши, Румынии, Словакии и Югославии.

Не знаю, почему они выбрали Ларнаку, а вот причину дислокации именно в этом городе некоторых наших команд объяснил мне один из тренеров: "Так ведь Овчинников не зря второй сбор здесь сидит. Первооткрыватель Кипра, он собаку съел в этих краях и как никто другой знает, где сейчас лучше всего готовиться. В Аянапе-то, поди, большинство полей уже жалкое зрелище представляют. А в Ларнаке они - в отличном состоянии, а главное, недалеко от отеля. Вот вслед за Нижним сюда и потянулись остальные".

НОВЫЙ "ЛОКОМОТИВ"

Кстати, в понедельник из-за проблем со здоровьем Овчинников на два дня покинул расположение своей команды. Однако на подготовке "Локомотива", тренирующегося три раза в день, это никак не отразилось.

Еще пару недель назад будущее клуба было в полном тумане. Однако ситуация начала выправляться, и, как следствие, - приглашение маститых новичков. От того "Локомотива", что на предыдущем кипрском сборе бездарно уступил в трех матчах коллегам по дивизиону с общим счетом 1:12, практически не осталось и следа.

В составе нижегородцев 23 игрока. Вратари - Шанталосов и Новосадов. Защитники - Власов, Гальмаков, Аксенов, Мазур, Орешников, Круковец, Радович. Полузащитники - Петросян, Санько, Бондарев, А.Кузнецов, Бахтин, Дзамихов, Спасич. Нападающие - Гогричиани, Нидергаус, Минашвили, А.Герасимов, Тлехугов, Рындюк, Милошевич.

Долговязый либеро Радович уже давно находится на смотринах. Два других югослава - невысокие крепыши Спасич и Милошевич (разумеется, однофамильцы известных игроков сборной) - прибыли на днях. Их судьба решится в ближайших контрольных матчах. Полузащитник Петр Быстров - тоже на Кипре. Он проходит здесь курс реабилитации после тяжелой травмы.

ШАНТАЛОСОВ УХОДИТЬ НЕ СОБИРАЛСЯ

34-летний вратарь сборной Белоруссии Валерий Шанталосов начинает в нижегородском "Локомотиве" восьмой сезон. Он - один из шести игроков, включая Власова, Круковца, Петросяна, Гогричиани да одолженного московским "Локомотивом" Дзамихова, кто выступал в клубе год назад.

- Довольно долго с будущим "Локомотива" царила полная неопределенность. Валерий Овчинников не исключал даже снятия команды с чемпионата. Тем не менее вы и не думали никуда уходить. Почему? - спрашиваю Шанталосова.

- Меня звали другие клубы высшего дивизиона - в частности, "Факел". Но Овчинников, несмотря на катастрофическое финансовое положение "Локомотива", уже через месяц после окончания чемпионата до копейки рассчитался со всеми игроками. А у меня принцип: если в клубе ко мне относятся по-человечески и выполняют условия контракта - отвечаю тем же. Потому и отклонил все предложения. Я для себя сразу решил, что с "Локомотивом" буду до конца. Или мы выберемся из этой нелегкой ситуации, или команда совсем развалится. В прошлом сезоне у нас играло немало футболистов, взятых в аренду. И многие из них, отправляясь обратно в свои клубы, говорили Овчинникову, что с удовольствием вернулись бы к нему. Вот что значит никогда не обманывать игроков!

- "Локомотиву" не привыкать к экстремальной обстановке. И все же межсезонье-2000 было самым тяжелым для клуба за последние годы?

- Несомненно. Хотя, честно говоря, был уверен, что все закончится благополучно. Я знаю Овчинникова уже восемь лет. Он выкручивался подчас из самых невероятных ситуаций. Помню, в 93-м за два тура до финиша казалось, "Локомотив" уже ничто не спасет от вылета в первую лигу. Однако мы смогли совершить чудо.

- А как вы воспринимали периодические высказывания Овчинникова о том, что он подает в отставку?

- После того как сняли Шарадзе, нельзя было исключать любого развития событий. Все ждали, как сложится дальнейшая судьба нашего бывшего патрона. К счастью, Шарадзе остался почетным президентом "Локомотива". Во многом благодаря его связям и мэр, и губернатор наконец-то повернулись лицом к команде. И сразу у нас появились опытные новички.

- Неудивительно - те, кто защищал цвета "Локомотива" на январском сборе, мягко говоря, особых лавров не снискали.

- Мы предполагали, что команда поменяется. Правда, не ожидали, что это случится настолько стремительно. В прошлом году-то Овчинников сколотил основу лишь за две недели до начала чемпионата.

- Любопытно, нынешний обновленный состав "Локомотива" - уже какой по счету на вашей памяти?

- Стабильность отличала клуб с 92-го по 95-й год. А дальше почти каждый сезон начинали новые люди. На мой взгляд, самая сильная компания подобралась у нас в первой половине 90-х, когда играли Черышев, Горелов, Смертин, Калитвинцев, Гецко.

- И какими вам видятся нынешние перспективы "Локомотива"?

- На тренировках новички действуют с азартом, но что-то более конкретное, конечно, можно будет сказать только после товарищеских матчей.

- А почему на этот сбор в отличие от предыдущего вы пожаловали без семьи?

- Дома дел много накопилось. А вообще Овчинников никогда не запрещал нам брать с собой жен и детей на первые несколько сборов. Разумеется, за свой счет. Он и сейчас объявлял, что желающие могут взять супруг. Сергей Круковец, к примеру, так и поступил. Год назад на Кипре практически все были с семьями.

- А вот тренер "Спартака" Вячеслав Грозный считает, что вреда от этого гораздо больше, чем пользы, каким бы профессионалом ни был футболист.

- Доля истины, бесспорно, в словах Грозного есть. Когда рядом семья, на тренировочном процессе все-таки не до конца концентрируешься. Поэтому перед последними двумя сборами Овчинников нам никаких вольностей уже не позволяет.

НИДЕРГАУС ОБИЖЕН НА "РОТОР"

Судьба нападающего Владимира Нидергауса долгое время оставалась неясной, но в итоге он неожиданно объявился в "Локомотиве".

- Как это произошло? - вопрос Нидергаусу.

- В "Маккаби" предложили отдать меня в аренду в какой-нибудь слабый израильский клуб, но я был категорически против. Подобного болота мне хватило в Герцлии. В январе уехал в Китай, в клуб "Шэньян", где пробыл три недели. Но об условиях личного контракта договориться так и не удалось. Вернулся домой. Звали в Казахстан, звали в клубы первой лиги. По деньгам выходило примерно одинаково, и я больше склонялся к возвращению на родину. Первая лига с ее сумасшедшими перелетами и постоянной разлукой с семьей - не для меня. И вдруг позвонил Овчинников. В течение суток все уладили, и я прилетел на Кипр.

- Уже подписали контракт?

- Пока нет. Полагаю, это вопрос ближайших дней.

- А "Ротор" не пытался вас удержать?

- Не пытался. Как-то волгоградские болельщики спросили Горюнова обо мне, и президент клуба ответил коротко: "У меня нет контракта с этим футболистом". Увы, очень много людей - Шмарко, Веретенников, Геращенко, Бурлаченко, я - ушли из "Ротора" не очень по-человечески. Вернувшись летом в клуб, я его просто не узнал. Тренировочный процесс запущен, команда в абсолютно разобранном виде. Плюс огромные долги... У Горюнова в прошлом году была уйма проблем, в том числе и личных - и как только он утратил контроль над своим футбольным хозяйством, все развалилось.

- Не боитесь, что Горюнов и Прокопенко обидятся на ваши слова?

- Горькая правда лучше, чем сладкая лесть. И с Горюновым, и с Прокопенко я в нормальных отношениях - они многое сделали для меня. Но надо называть вещи своими именами. Перестройка "Ротору" была необходима еще два года назад - после того, как в "золотом" матче уступили "Спартаку". Надо было продавать лидеров за хорошие деньги. Тогда бы и с финансами забот не знали. Но руководство почему-то бездействовало. Впрочем, эта команда мне все равно дорога: я провел там большую часть карьеры, а потому переживать за "Ротор" буду всегда.