ХОККЕЙ |
Высшая лига |
Александр ЧЕРНЫХ
ПОСЛЕ ТОГО КАК Я ПОПАЛ В АВТОКАТАСТРОФУ, |
ДОСЬЕ "СЭ |
Александр ЧЕРНЫХ
Родился 21 сентября 1965 года.
Нападающий. Заслуженный мастер спорта.
В чемпионатах СССР выступал за "Химик" (1982-1985, 1987-1989), ЦСКА (1985-1986), СКА МВО (1986-1987). Всего провел 231 матч, забил 59 голов. Чемпион страны (1986), серебряный призер (1989), бронзовый призер (1984). Олимпийский чемпион (1988), чемпион мира и Европы (1989), двукратный чемпион мира среди молодежи (1983, 1984).
В 1989 году в связи с тяжелейшей травмой головы, полученной в автокатастрофе, закончил игровую карьеру. В настоящее время работает одним из тренеров в Воскресенской СДЮШОР.
С Александром Черных мы договорились о встрече после матча "Химика" с подольским "Витязем". Мой собеседник оказался не только обаятельным и рассудительным человеком, но и замечательным рассказчиком.
ЖАЛЬ, НЕ УДАЛОСЬ ВОЙТИ В ИСТОРИЮ
- Хоккеем я начал заниматься в 8-летнем возрасте, начал свое повествование Александр. - Помимо спортивной школы частенько с приятелями и во дворе гоняли шайбу. Кстати, заводилой у нас был Игорь Ларионов. Вместе с нами на лед выходил и ставший впоследствии известным игроком, поигравший за океаном Андрей Ломакин. В то время Воскресенск переживал настоящий хоккейный бум.
- Когда вы попали в основной состав "Химика"?
- Мой дебют в нем состоялся в сезоне-81/82, в 16-летнем возрасте. Через два года "Химик" завоевал бронзу союзного первенства, что тогда было равносильно подвигу.
- А до этого вы успели стать двукратным чемпионом мира среди молодежи.
- Да. В 1983 году турнир проходил в Ленинграде, и наша сборная без особых проблем завоевала золото. Кстати, ворота чехословацкой команды тогда защищал Доминик Гашек. Через год мы повторили свой успех, а вот в 85-м выступили неудачно. За месяц до начала чемпионата Игоря Ефимовича Дмитриева на посту главного тренера сменил Владимир Борисович Киселев, который, как мне кажется, не совсем правильно спланировал подготовку к ЧМ и к тому же разбил наше с Николаем Борщевским и Алексеем Саломатиным ударное звено. Жаль, не удалось стать трехкратным чемпионом мира среди молодежи и тем самым войти в историю.
В 88-м МЫ ОДЕРЖАЛИ ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ
- Как вы оказались в ЦСКА?
- Пришла пора служить в армии, и весной 85-го мы вместе с другим воскресенцем Валерием Каменским были зачислены в армейский клуб. Перед нами открывались прекрасные перспективы. Но летом я за своей формой, честно говоря, не следил и в итоге к началу первого сбора набрал восемь килограммов лишнего веса. Пришлось наверстывать упущенное, однако вторую половину чемпионата я провел в дочерней команде столичных армейцев - СКА МВО. Наигрался там вдоволь, получая от хоккея истинное удовольствие.
- Но в ЦСКА, однако, уже не вернулись?
- Закончилась моя служба в армии, и, несмотря на то, что у меня были заманчивые предложения от всех ведущих клубов страны, я решил вернуться в родной Воскресенск. Там как раз Владимир Филиппович Васильев начал создавать новую команду. И уже через год "Химик" в чемпионате страны занял второе место. Наша тройка, в которую помимо меня входили Дмитрий Квартальнов и Сергей Востриков, получила приглашение в сборную и приняла участие в турнире "Приз "Известий", а весной 89-го мы вместе с Дмитрием стали чемпионами мира.
- Годом раньше вы завоевали золотую олимпийскую медаль.
- Признаться, великая была победа. Все игроки находились тогда в такой фантастической форме, что в решающем матче мы камня на камне не оставили от шведов, разгромив их со счетом 7:1. Настоящим лидером команды являлся Вячеслав Фетисов, а моими партнерами по звену были Ломакин и 19-летний Александр Могильный. Мы на той Олимпиаде потерпели лишь одно поражение - от финнов в последнем матче турнира, когда уже завоевали золото.
МАТЧИ С ЦСКА ПОМНЮ ДО СИХ ПОР
- В середине 89-го, в 23-летнем возрасте, вы завершили карьеру игрока.
- Я попал в автокатастрофу и получил тяжелейшее сотрясение мозга. Два года ушло на лечение, и ни о каком хоккее не могло быть и речи. В начале 90-х можно было попытаться вернуться на лед, но перспектива стать калекой меня не прельстила, и я ушел на тренерскую работу.
- Вы одним из первых наших хоккеистов были задрафтованы клубом НХЛ - "Нью-Джерси Дэвилз" в 1983 году. Пытались ли руководители заокеанской команды наладить с вами контакт?
- Нет, потому как в те времена о подобном переходе не могло быть и речи.
- Какие матчи стали в вашей карьере самыми памятными?
- Две встречи с ЦСКА в сентябре 88-го. В первой, состоявшейся в Воскресенске, мы победили - 7:5, хотя уже на 40-й секунде игры армейцы повели в счете. В тот вечер у нас блистал Дмитрий Квартальнов, сделавший хет-трик. Через три дня, уже в Москве, мы вновь добились успеха - 3:1.
- Что можете сказать о нынешнем уровне российского хоккея?
- Не буду оригинальным, если замечу, что после отъезда ведущих игроков за океан он заметно понизился. Среди наших клубов мне импонируют магнитогорский "Металлург" и, не удивляйтесь, ХК "Москва". Но если в уральской команде многое решает подбор игроков, то Виктор Васильевич Тихонов уже на протяжении 20 лет доказывает, что является великим тренером.
- Кто из нынешних игроков вам импонирует?
- Защитник "Динамо", наш воспитанник Андрей Марков, которого, уверен, ждет блестящее будущее. У него отличное катание, прекрасный бросок, а его видению площадки могут позавидовать многие игроки НХЛ. Приятное впечатление оставляет ныне казанец Юрий Добрышкин. Из совсем юных отмечу спартаковца Илью Ковальчука и Сергея Соина из "Крыльев Советов". Если говорить о представителях Воскресенского клуба, то хорошие перспективы, на мой взгляд, имеет Олег Макаренко.
После беседы с известным в недавнем прошлом нападающим я попросил охарактеризовать Черных главного тренера "Химика" Владимира Васильева. "Под моим началом играло немало мастеров высокого уровня, - сказал наставник, - но по таланту Александру не было равных. И если бы не та злополучная авария, он, безусловно, стал бы звездой мирового уровня".
Алексей БАУТИН