Газета Спорт-Экспресс № 58 (2254) от 15 марта 2000 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 марта 2000 | Остальные

ФУТБОЛ

ADIDAS ПО-ПРЕЖНЕМУ ЛИДИРУЕТ. НО КОНКУРЕНТЫ УЖЕ БЛИЗКО

ФОРМА

7 - ADIDAS

4 - UMBRO

3 - LOTTO

2 - DIADORA

БУТСЫ

8 - ADIDAS

4 - LOTTO

3 - UMBRO

2 - DIADORA

1 - NIKE

МЯЧИ

9 - SELECT

5 - ADIDAS

2 - DERBYSTAR

Первое, что бросается в глаза при анализе этой таблицы - отсутствие явного лидера. Год назад десять клубов использовали продукцию Adidas. Теперь их осталось семь. Изменились вкусы у "Алании", ЦСКА и "Крыльев Советов". Самарцы отдали предпочтение итальянской Lotto. Владикавказцы и армейцы, подобно "Ростсельмашу", перешли на Umbro, чьими клиентами является большинство клубов английской премьер-лиги, в том числе "Манчестер Юнайтед" и "Челси". Кстати, Umbro - одна из немногих фирм, которая производит исключительно футбольную экипировку, не распыляясь на другие виды спорта.

Из перечня производителей футбольной формы, ранее представленных в высшем дивизионе, выпала Puma - после того как у нее закончился контракт с московским "Локомотивом". В преддверии старта в Лиге чемпионов железнодорожники выбрали популярную в Италии фирму Diadora, которая вышла на российский рынок еще в прошлом году, сотрудничая с "Торпедо".

Наметившаяся у нас тенденция к выравниванию количества клубов, пользующихся услугам тех или иных спортивных фирм, характерна для ведущих европейских чемпионатов. В Италии, к примеру, конкуренция еще выше, чем в России: никто не может похвастать тем, что одевает хотя бы треть местных команд. Даже стремительно прогрессирующая Diadora сумела "захватить" только три клуба серии А - "Болонью", "Рому" и "Удинезе". Разные вкусы и у грандов кальчо. "Милан" предпочитает иметь дело с Adidas, у "Лацио" подписан долгосрочный контракт с фирмой Puma, а "Ювентус" одет в продукцию еще одной итальянской фирмы - Сарра.

Иная ситуация во Франции и Германии. В этих странах господствует Adidas. Например, десять из 18 французских клубов высшего дивизиона играют в экипировке именно этой всемирно известной фирмы. Правда, без пяти минут чемпион страны "Монако" по примеру "Юве" предпочитает Сарра.

Интересно, что среди технических спонсоров российских клубов нет такой крупной и в то же время достаточно молодой фирмы, как Nike. Это объясняется тем, что в России она почти не работает напрямую с футбольными клубами, а предпочитает продавать продукцию через магазины. А вот за рубежом у Nike есть весьма солидные клиенты: во Франции - "ПСЖ", а в Италии - "Интер".

Что касается футбольной обуви, то здесь прослеживается четкая закономерность: какая форма, такие и бутсы. Правда, есть и исключения. Например, "Алания" с этого года экипируется в Umbro, но футболисты, как и раньше, будут играть в адидасовских бутсах. В "Факеле" и "Черноморце" вообще заготовили по два комплекта обуви. Как объяснили воронежцы - для разной погоды.

В разделе "Мячи" уверенно лидирует Select. Больше половины клубов высшего дивизиона в 2000 году будут играть мячами этой марки. По сравнению с прошлым сезоном шаг назад сделал Adidas - в стан его конкурентов перешли столичный "Локомотив", ЦСКА, "Крылья Советов" и "Шинник". Шагнувшие же в элиту "Факел" и "Анжи" не в пример ярославцам предпочитают мячи Select. Зато у детища семьи Дасслер действует многолетний контракт со "Спартаком", по условиям которого Adidas экипирует и снабжает мячами не только семикратного чемпиона России, но и все остальные спартаковские команды, разбросанные по стране.

В 99-м году всего пять элитных клубов (московский "Локомотив", "Динамо", "Зенит", "Шинник" и "Алания") имели титульных спонсоров. Если не считать ярославцев, покинувших высший дивизион, только у питерцев таковой остался прежним - команде Давыдова, как и раньше, покровительствует "Газпром". "Локомотив" перед Лигой чемпионов поменял одного "железнодорожного" спонсора (Trans Rail) на другого - RZD ("Российские железные дороги"), а на футболках игроков "Динамо" вместо привычного логотипа издательства "Экономика и Жизнь" теперь будет красоваться аббревиатура FEDCOM.

Всего же в этом году девять клубов обзавелись титульными спонсорами. Факт, без сомнения, отрадный, поскольку свидетельствует о возросшем интересе к российскому футболу со стороны крупных коммерческих структур. Наконец-то нашел генерального (он же титульный) спонсора "Спартак". Остается надеяться, что сотрудничество с нефтяной компанией "ЛУКОЙЛ" принесет реальную пользу, чего не скажешь о прежнем партнере красно-белых - японской компании AKAI. Три команды - "Алания", нижегородский "Локомотив" и "Анжи" - опираются на поддержку банков. Правда, в случае с нижегородцами вопрос о спонсорстве еще окончательно не решен. Ну а титул самого богатого провинциального клуба на сей раз достался "Крыльям Советов". Под крылом такого мощного спонсора, как компания "Сибирский алюминий", самарская команда может жить спокойно.

Юрий БУТНЕВ