ВОЛЕЙБОЛ |
Александр СОРОКОЛЕТ
И В СВОИ 41 ДАМ ФОРУ ПАРТНЕРАМ-ПОДОПЕЧНЫМ
Сегодня во Франции выступает немало легионеров из бывшего СССР. Трое из них в свое время защищали цвета национальной команды страны. Причем все они сегодня исполняют обязанности играющих тренеров. Но самый именитый из всех и самый возрастной - Александр Сороколет.
- Не думал, что на пятом десятке лет буду выходить на площадку, - говорит Александр Сороколет. - Сам для себя решил, что прекращу играть, когда исполнится 40. Даже объявил об этом еще 10 лет назад в интервью вашему коллеге по газете "СПОРТ-ЭКСПРЕСС" Льву Россошику (тогда, правда, "СЭ" еще не было, и материал был опубликован в "Советском спорте". - А.П.). Причем некоторые не верили, что мне под силу дотянуть до этого рубежа. Но вот 27 марта прошлого года он миновал, а обстоятельства сложились так, что я по-прежнему играю.
Уже почти 10 лет прославленный волейболист еще сборной СССР, заслуженный мастер спорта, чемпион мира и Европы, призер Олимпийских игр выступает во Франции. Уехав в эту страну из ЦСКА, он два года защищал цвета "Канна". Потом оказался в "Мартиге" из одноименного города, центра французской нефтехимической индустрии. Третий сезон бывший одессит является играющим тренером клуба, который с этого сезона выступает в высшем дивизионе. Любопытно, что в прошлом чемпионате "Мартиг" занял во втором эшелоне (Pro В) третье место, а путевка в элиту была лишь одна.
- Победитель турнира "Авиньон" на протяжении 3-4 лет не мог погасить задолженность, - объясняет Сороколет. - Она достигла 1 миллиона 800 тысяч франков (300 тысяч долларов. - А.П.), а клуб продолжал арендовать игроков в долг, заверяя, что ему помогут городская администрация и виноделы. В итоге "Авиньону" запретили переход в класс сильнейших, как не отвечающему его финансовым требованиям. Занявший второе место "Кастр" сам отказался от повышения в ранге. "Мартиг" же решился.
- Можно в связи с этим предположить, что в вашем клубе ситуация с деньгами более или менее благополучна. Выручают нефтяные спонсоры?
- Нет. Нам помогают мэрия и швейцарская компания, производящая канцелярские принадлежности. Город, впрочем, действительно богатый, так что условия для развития волейбола имеются.
- Когда вы узнали, что "Мартиг" будет играть в высшем дивизионе?
- Поздновато - в конце июля.
- К этому времени другие клубы уже определились с новыми игроками. А вы успели укрепить состав?
- Не в полной мере. Естественно, в высшем дивизионе требуются более квалифицированные мастера, чем в Pro В. Там у нас результат обеспечивали 2-3 человека, включая меня, хотя игрок я теперь, конечно, не тот, что прежде, и на мое место надо было бы кого-то взять. Хотел бы и убрать из команды одного румына, который ставит себя вне коллектива. Однако главное слово в вопросах комплектования принадлежит президенту клуба, который ведает финансами. Он же говорит, что с серьезными переменами в составе надо годик повременить.
- Каковы задачи "Мартига" в этом сезоне?
- Наша цель - 13-е место при 14 участниках. Оно позволяет остаться в Pro А. Поговаривают, правда, что неплохо бы и на еврокубки замахнуться. Что ж, я - "за", но для этого нужен бюджет порядка 10 миллионов франков (1,6 миллиона долларов. - А. П.). Мы же пока располагаем втрое меньшей суммой.
- Вы уже 7 лет в Мартиге. Не подумывали сменить обстановку?
- В межсезонье поступило приглашение из Ливана от клуба, регулярно занимающего в национальном первенстве второе место. Но его владелец - нефтяной магнат - мечтает во что бы то ни стало обойти постоянного чемпиона, во главе которого президент волейбольной федерации страны. Финансовые условия были привлекательные - такой контракт во Франции мог бы предложить разве что столичный "Пари Воллей". Однако в спортивном отношении ливанский клуб слабоват - на уровне, пожалуй, второго французского дивизиона. Так что я подумал-подумал - и решил остаться в "Мартиге". Тем более что как тренеру мне предстоял дебют в классе сильнейших.
- Трудно совмещать обязанности наставника, игрока и капитана команды?
- Конечно, нелегко и тренировки проводить, и собственное лицо на площадке не терять. К счастью, и в 40 лет я в физической готовности превосхожу своих партнеров.
- Это делает честь вам, но не им.
- Да, недостаточно работают. Они прогрессируют, но медленно.
- А вас устраивает должность играющего тренера?
- Мне удобнее руководить игроками, с которыми мы друзья в повседневной жизни. Им же грожу: "Вот стану только тренером - держитесь!"
- Сколько еще собираетесь играть?
- У меня контракт с "Мартигом" на два года. Истечет срок его действия - тогда, наверное, и закончу.
Александр ПРОСВЕТОВ
Париж
P.S."Мартиг" Сороколета занял в только что закончившемся регулярном чемпионате Франции 11-е место. Таким образом, 41-летний играющий тренер и следующий сезон проведет со своей командой в высшей лиге французского чемпионата.