Газета Спорт-Экспресс № 71 (2267) от 30 марта 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 марта 2000 | Остальные

Людмила ТУРИЩЕВА

СЕЙЧАС ДЛЯ МНОГИХ Я ТОЛЬКО ЖЕНА БОРЗОВА

При входе в здание украинского Госкомспорта, где мы с Людмилой Турищевой договорились встретиться, пришлось пережить легкий шок. Сидевший в стеклянной будке молодой охранник долго не мог взять в толк, к кому это идет корреспондент "СЭ".

"ТУРИЩЕВА? КТО ТАКАЯ?"

"Как вы сказали? Турищева? Нет, не знаю такой", - твердил охранник, роясь в каких-то списках и не находя там фамилии одной из самых выдающихся гимнасток уходящего века.

Однако к редакционному удостоверению он отнесся с должным доверием и даже назвал этаж, на котором скорее всего следует поискать эту неведомую ему Турищеву.

Беседовать в тесном, загроможденном столами и перенаселенном сотрудниками отдела гимнастики Госкомспорта кабинете, где я уже без труда отыскал героиню мирового помоста 70-х, было бы непросто, и Турищева сразу это поняла. Спустившись в лифте, мы остановились перед дверью с табличкой "Член МОК от Украины В.Ф.Борзов".

- Валерий Филиппович мне вполне доверяет, - улыбнулась моя спутница, открывая ключом обитую черным дерматином широкую дверь. - Здесь нам никто не помешает.

Почему двукратный олимпийский чемпион по легкой атлетике Валерий Филиппович Борзов так доверяет 4-кратной олимпийской чемпионке по спортивной гимнастике Людмиле Ивановне Турищевой, на всякий случай стоит объяснить всем охранникам, вместе взятым: уже без малого четверть века эти два великих спортсмена - муж и жена.

- Людмила Ивановна, краткость человеческой памяти вас не задевает? - поинтересовался я у Турищевой, поведав о своем приключении у входа в спортивное министерство.

- Понимаете, формально в списках этого ведомства я не значусь, хотя вот уже много лет бываю здесь едва ли не ежедневно как президент Федерации спортивной гимнастики Украины. У меня накопилась куча всяких пропусков, но если я забуду их дома, тоже могут возникнуть проблемы с проходом. Эти мальчики на вахте так часто меняются, что запомнить своих в лицо просто не успевают. Конечно, это немного обижает

- А что обижает больше - забвение вас, как великой гимнастки прошлого, или то, что вас не знают в лицо, как видного спортивного функционера?

- Второе, наверное, все-таки больше. После моей последней Олимпиады, монреальской, прошло уже почти 25 лет а в спорте на смену одним кумирам неизбежно приходят другие. Однако все эти годы я и дня дома не просидела и, смею нескромно предположить, кое-что полезное для украинского спорта сделала.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГИМНАСТИЧЕСКИЙ СКАНДАЛ

- Каков сейчас ваш служебный статус помимо того, что вы на общественных началах возглавляете украинскую гимнастическую федерацию?

- Вот уже 15 лет я - главный тренер штатной спортивной команды внутренних войск МВД Украины. В переводе с канцелярского - главный тренер "Динамо" по гимнастике. Счастье, что моя основная работа и общественная совпадают, это дает возможность заниматься и тем, и другим на профессиональном уровне. Разница лишь в том, что в "Динамо" я отвечаю за спортивную и художественную гимнастику, а в федерации к этим двум дисциплинам в последние годы прибавились еще четыре, взятые Международной федерацией гимнастики (ФИЖ) под опеку: так называемая общая гимнастика, аэробика, спортивная акробатика и прыжки на батуте.

- Раз уж вы затронули тему "опеки", не могу не спросить о сравнительно недавнем громком скандале, за которым напряженно следил не только украинский гимнастический бомонд: Турищева против Дерюгиных. Что явилось причиной этого противостояния и чем оно в итоге закончилось?

- В любой стране вправе самостоятельно существовать, и они существуют, объединения по разным видам гимнастики, однако их интересы на международной арене может представлять лишь единая национальная федерация спортивной гимнастики. Это не прихоть Турищевой или кого-то еще, а требование устава ФИЖ. Однако Альбина Николаевна Дерюгина, возглавляющая украинских "художниц", пожелала абсолютно суверенного представительства в международных гимнастических организациях. Но это невозможно, в том числе и по нашим внутренним законам. Это абсолютно тупиковый путь, к тому же чреватый санкциями ФИЖ. А самое печальное заключалось в том, что наши оппоненты полностью исключили возможность каких бы то ни было разумных и конструктивных компромиссов и стали вместо этого искать в высших эшелонах государственной власти людей, способных на нас надавить. Однако Турищева оказалась твердым орешком. Я ни перед кем не прогнулась, потому что на моей стороне закон.

- А еще, утверждают злые языки, муж, который в ту пору был министром спорта Украины?

- Ну, на всякий роток не накинешь платок. И потом, что должен поддержать высший в стране спортивный чиновник - закон или произвол?

У ПОЛИТИКИ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО

- Теперь Валерий Филиппович депутат украинского парламента - Верховной Рады, где возглавляет Комитет по молодежной политике, спорту и туризму. Как вы отнеслись к походу мужа в большую политику?

- Мне кажется, что именно таких людей, как мой муж, недостает в наших властных структурах. Во-первых, он - настоящий интеллектуал, во-вторых, человек, всесторонне одаренный от природы. Талант ведь всегда многогранен. Свой высший дар Борзов проявил когда-то на беговой дорожке, став спринтером номер один в мире. Однако он этим не ограничился и вырос в крупного организатора спорта, законы которого постиг досконально. Уверена, что и в политике, тем более кровно связанной с делом всей его жизни, он будет полезен.

- Многих удивило и даже смутило то, что в парламент ваш супруг прошел по партийным спискам "Руха" - организации, одно время считавшейся едва ли не оплотом национализма в Украине.

- По-моему, это как раз тот случай, когда критики "Руха" за деревьями не увидели леса. Хотя я вполне допускаю, что на первых порах кое-кто и хотел с помощью этой организации разыграть националистическую карту. Дело в том, что мужа позвал в "Рух" его основатель Вячеслав Черновол - один из выдающихся украинских политиков современности. Борзов с ним часто встречался, много беседовал и убедился в том, что эта партия - прогрессивная, она ставит во главу угла интересы каждой отдельной личности. Так что его решение было взвешенным до мелочей. К большому несчастью, Черновол в прошлом году трагически погиб в автомобильной катастрофе, "Рух" распался на две части, измельчал, погряз во внутренних разборках и утратил былой авторитет в обществе. Поэтому муж перешел в другую парламентскую фракцию - "Батькивщина".

- Сами вы в политике хорошо разбираетесь?

- Нет, да и не женское, считаю, это дело. Женщин-политиков, по-моему, в большинстве своем всерьез никто не воспринимает. Этой сфере общественной деятельности присущ некий мужской шовинизм. А исключения вроде Маргарет Тэтчер или Мадлен Олбрайт лишь подтверждают правило. И потом, если откровенно, то, как рядовой гражданин, обыватель, я не вижу сейчас в Украине ни одной партии, способной сделать народ хоть чуточку счастливее.

14 ОЛИМПИЙСКИХ МЕДАЛЕЙ НА ДВОИХ

- Сколько медалей вы на пару с Борзовым завоевали в спорте, можете с ходу сказать?

- Что вы! Их было так много...

- Ну хотя бы олимпийской чеканки?

- Давайте считать. У меня их четыре золотые, три серебряные и две бронзовые. У него соответственно две, одна и две. Всего 14 получается.

- Где вы храните все это богатство? Дома на самом видном месте?

- Наоборот. Медали лежат где-то в шкафу на самой дальней полке.

- Что так?

- Да как-то не привыкли мы жить напоказ. Наш дом - воистину наша крепость, куда вхожи очень немногие люди, только самые близкие друзья. Они знают нас как облупленных, и хвастаться перед ними своим "славным спортивным прошлым" просто смешно.

- В 70-е годы Турищеву и Борзова действительно считали олицетворением советского спорта. Со стороны вы воспринимались как живые символы эпохи: такие правильные и безукоризненные во всех отношениях. Получается, зря утверждают, будто устойчивую взаимную тягу способны испытывать лишь люди, совершенно непохожие друг на друга?

- Да, по большому счету, по нутру, что ли, мы с Валерием Филипповичем - два сапога пара. Ключевые человеческие ценности - чувство долга, ответственность за дело, целеустремленность - сидят в нас в совершенно одинаковых пропорциях. Так уж воспитаны. Это сейчас в перерывах между фильмами о нелегких судьбах киллеров, "буржуев", наркоманов и проституток по телеканалам навязчиво рекламируют "правильное пиво", а раньше ведь были в чести и правильные, нормальные люди. А вот что нас с мужем отличает друг от друга, так это темперамент. Он очень спокойный, уравновешенный, я же могу вспыхнуть, как порох.

- Это по какому же поводу, интересно?

- По самому пустяковому. Ключи, например, не там оказались, где я оставила, - супруг, видите ли, их на место успел положить. Он вообще жуткий аккуратист, даже педант. Возвращается, предположим, из командировки и, пока не разберет свой чемодан, на домашних, кроме дежурного "здрастье!", - ноль внимания. Прямо с порога на шею никогда не бросится.

LOVE STORY

- Вы каким-то удивительным образом синхронизировали свои судьбы еще до того, как стали звездной семейной парой. Оба одновременно пережили наивысший взлет в спортивных карьерах - на Олимпиаде в Мюнхене. И оба фактически одновременно подвели черту - после Монреаля. Когда вы познакомились и поняли, что друг без друга не сможете жить?

- Шапочно мы были знакомы до свадьбы много лет. Чаще всего встречались на различных мероприятиях в Москве - оба ведь были членами ЦК комсомола. Он приезжал из Киева, я - из Ростова-на-Дону. Первый серьезный знак внимания Борзов проявил в Монреале - пригласил меня в кино. Потом начались бесконечные телефонные звонки. Еще была памятная встреча Нового года на турбазе в Карачаево-Черкессии, приглашение на которую нам обоим, как мне представляется, поступило от наших общих друзей по комсомолу совсем не случайно... Ну а свадьбу сыграли в Ростове 10 декабря 1977 года.

- Почему не в Киеве?

- Да как-то уж принято, что, если девушка выходит замуж, она переезжает к мужу. И наша свадьба стала одновременно моим прощанием с Ростовом, где для меня сделали очень много хорошего, помогли покорить мировые вершины в гимнастике.

ИДЕАЛЬНЫЙ МУЖ

- Вы не стали менять фамилию, потому что весь спортивный мир знал вас как Турищеву?

- Возможно. Когда в 77-м мы обсуждали этот вопрос, муж не возражал против того, чтобы я оставила свою фамилию. К тому же таким образом я избавляла себя от хлопот, связанных с переделкой документов. Но все эти годы, что мы работали с ним бок о бок в спорте, я все равно была для окружающих "женой Борзова".

- У вас это не отнимало ощущения самодостаточности?

- Ничуть. Чем это плохо - жена Борзова? Который так много сделал в молодости для советского спорта, а в зрелые годы - для авторитета независимой Украины. Он создавал украинский НОК и стал первым его президентом. Авторитет Борзова работал на имидж страны. Много лет был министром спорта - едва ли не единственной сегодня сферы деятельности, благодаря успехам в которой мир узнал об Украине. Место в первой десятке стран в неофициальном командном зачете на Олимпиаде в Атланте - по-моему, этим можно гордиться.

- В Атланте весьма успешно выступили украинские гимнасты, завоевавшие 5 медалей, а Лилия Подкопаева стала абсолютной олимпийской чемпионкой. На что рассчитываете в Сиднее?

- План нашей подготовки к Играм Госкомспортом одобрен, однако на душе очень неспокойно. Слишком много организационных неурядиц, холодного безразличия к нуждам команды. Костяк сборной составляют динамовцы, но вы бы посмотрели, на каких снарядах в Конча-Заспе приходится им тренироваться! Эти снаряды уже 5 лет беспощадно эксплуатируются ежедневно с 7 утра до 8 вечера и постепенно приходят в негодность. Сложные элементы разучивать на них просто рискованно. Говорили, что к 1 января 2000 года мы получим новый комплект снарядов, но их по сей день нет и до Сиднея, видимо, уже не будет.

СУДЬБА ВСЕХ РАЗМЕТАЛА ПО МИРУ

- В истории спортивной гимнастики вы были, кажется, третьей после Ларисы Латыниной и Полины Астаховой "долгожительницей", выступавшей на трех Олимпиадах и трижды становившейся чемпионкой в командном зачете. Со своими звездными подругами отношения поддерживаете?

- К сожалению, нет. До распада Советского Союза мы частенько встречались на соревнованиях в качестве судей, организаторов. А потом словно смерч пронесся и разметал всех в разные стороны. За достоверность ручаться не могу, но слышала, будто Русудан Сихарулидзе стала министром культуры в Аджарии, Антонина Кошель - старший тренер белорусской сборной, Эльвиру Саади пару раз встречала в Канаде - она там работает Лариса Петрик вместе с мужем Мишей Клименко вроде бы осели в каком-то германском гимнастическом клубе, Оля Корбут - это известно всем - в Америке. "Невеста Мехико" Наташа Кучинская, знаю, ездила несколько лет назад в Японию, где работала тренером по аэробике, потом вернулась, но теперь снова куда-то исчезла.

- А вы с мужем никогда не испытывали соблазна уехать за кордон?

- Нет, такие мысли даже в голову не приходили. Опять же это вопрос воспитания, о чем мы уже говорили. "Прежде думай о родине, а потом о себе", - так, кажется, пели во времена нашей молодости? Вот и мы так думали совершенно искренне. Только родина, как потом выяснилось, думала иначе... И дала понять, что не очень-то мы ей нужны.

СЕМЬЯ ДОРОЖЕ ГИМНАСТИКИ

- Почему вы не стали тренером?

- А я поработала тренером - еще в Ростове-на-Дону. Но после 13 лет самоистязаний в бытность спортсменкой прекрасно осознавала, что это ненадолго. Так и случилось - ровно до замужества. Потому что нормальная семья и почти круглосуточное пребывание в зале - вещи взаимоисключающие. Чем-то надо жертвовать. Семья, ребенок для меня оказались гораздо дороже гимнастики.

- Дочку вы сознательно отвадили от гимнастики или у нее тяги к ней не обнаружилось?

- Скорее всего второе, хотя в раннем детстве Таня позанималась художественной гимнастикой. Я ни на чем не настаивала, потому что, во-первых, не видела в Киеве серьезного тренера по спортивной гимнастике, которому могла бы доверить дочь, а во-вторых, наш вид все-таки травмоопасен - возможно, это тоже удерживало. В итоге она предпочла папино занятие - спринт. Причем начала очень рано для легкой атлетики - в 9 лет.

- Папа ее опекал?

- Поначалу нет. Но когда результаты пошли в гору, Таня сама стала обращаться к нему за консультациями. Отец взял ее в 96-м с собой в Атланту, где она ощутила неповторимую и так хорошо нам с мужем знакомую атмосферу олимпийского праздника. После этого стала тренироваться с удвоенной энергией, выполнила нормативы КМС в беге на 100 и 200 метров - и бросила спорт По нашей с отцом рекомендации.

- Что-то я плохо понимаю...

- Зато мы хорошо все понимали. Чтобы прогрессировать дальше, без стимуляторов было не обойтись, а принимать их без нашего ведома Таня не стала бы. В такой ситуации оставаться на дорожке не имело смысла.

- Вы хотите сказать, что...

-... что современный спорт не тот, каким был 30 лет назад. И этим хотела бы, если позволите, ограничиться, закрыть тему.

- Чем же теперь дочь будет заниматься?

- Пока она бегала, училась в инфизкульте на отделении спортивного менеджмента. Совмещать тренировочные сборы и выезды на соревнования с занятиями в любом другом вузе было бы нереально. А теперь Таня решила поступить в институт легкой промышленности и стать модельером. Это опять же ее собственный выбор.

- Если я нескромно спрошу о сегодняшней зарплате многократной олимпийской чемпионки Людмилы Турищевой, не обидитесь?

- Нет. 410 гривен в месяц (примерно 75 долларов. - Ю.Ю.) - это со всеми надбавками, причитающимися полковнику внутренних войск МВД Украины.

- Так вы еще и полковник?! И папаха есть?

- (Смеется.) Все есть, что полагается. Правда, форму надеваю крайне редко - когда нужно, допустим, сфотографироваться на какой-нибудь документ. Поскольку семья наша - динамовская, в ней даже два полковника, только Валерий Филиппович - запаса, а я, получается, действующий.

- Вы хорошая хозяйка?

- Об этом лучше у домашних спросить. Во всяком случае, мы с Валерием Филипповичем вместе уже почти 23 года - и серьезных жалоб с его стороны до сих пор не поступало.

Юрий ЮРИС

Киев