ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 3-й тур |
Юрий ТИШКОВ
РОДНОЙ КОМАНДОЙ СЧИТАЮ "ТОРПЕДО-ЗИЛ"
А ПОТОМУ БУДУ БОЛЕТЬ ЗА "ДИНАМО"
За 18 лет стрелка его футбольной судьбы сделала полный оборот. В 1981 году десятилетний Юра Тишков пришел в торпедовскую школу и начал обучаться у своего первого тренера Виктора Балашова. Девять лет спустя 19-летний форвард стал первым нашим юниором, которому удалось в одном еврокубковом цикле забить 6 мячей - причем в число тишковских жертв попали знаменитые "Севилья" и "Монако" (а двумя годами позже - и мадридский "Реал"). Потом был неожиданный переход из "Торпедо" в московское "Динамо" к Валерию Газзаеву, который, впрочем, звездных перспектив 22-летнего нападающего ничуть не омрачал.
Все обрушилось 5 июля 1993 года. В кубковом матче против коломенского "Виктор-Авангарда" Тишков после удара Сергея Бодака получил тяжелейший перелом голеностопа, от которого по большому счету так и не оправился. После бесчисленных операций он много раз пытался вернуться в большой футбол - но стать прежним Тишковым ему было не суждено. Драматически закончив карьеру в 28 лет (а по сути - в 22), он с 1 сентября прошлого года тренирует детей в футбольной школе "Торпедо-ЗИЛ". Именно на тех полях и в тех раздевалках, где меньше двух десятков лет назад начал свой столь печально прерванный футбольный полет.
Поводом к нашей беседе с Юрием Тишковым стал сегодняшний матч столичных "Торпедо" и "Динамо" - двух клубов, с которыми связана его судьба игрока.
- На чьей стороне будут ваши симпатии?
- На динамовской. Не хочу обидеть лужниковское "Торпедо", но с этой командой меня ничего не связывает - лишь те же самые семь букв. Я и знаком-то там только с двумя людьми - доктором Анатолием Прояевым и массажистом Александром Петровым. Кто является правопреемником прежнего "Торпедо" с юридической стороны - вопрос очень деликатный, и я просто высказываю свою субъективную точку зрения. И стадион, и школа, и руководители, и тренеры - все эти нити ведут из того "Торпедо", в котором я играл, в сегодняшний "Торпедо-ЗИЛ". Приход Валентина Козьмича Иванова на пост вице-президента, думаю, перетянул на сторону зиловского клуба многих из тех, кто еще колебался. Если в этом году "Торпедо-ЗИЛ" удастся выйти в высший дивизион (а это, считаю, должно произойти), то мне бы очень хотелось, чтобы со следующего сезона лужниковское "Торпедо" было переименовано, скажем, в "Лужники", а в названии зиловского клуба осталась бы только первая часть. А то уже приходится объяснять детям, что раньше было всего одно "Торпедо"...
- Общаетесь ли со старыми партнерами-торпедовцами?
- Конечно. Максим Чельцов работает администратором в "Торпедо-ЗИЛ". Сергей Шустиков часто звонит из Испании. Созваниваемся и с Сашей Кузьмичевым, вместе с которым несколько лет назад играли три месяца в Казани. Дмитрий Ульянов встречал меня в Израиле в конце 97-го, когда я ездил на просмотр в клуб из Петах-Тиквы. Увы, та попытка закончилась на первом же тщательном медосмотре.
- Правда ли, что ваш переход из "Торпедо" в "Динамо" объяснялся тем, что с помощью динамовского клуба вы вскоре должны были перебраться в итальянскую "Аталанту"?
- Одна из причин заключалась действительно в этом. У нас с Шустиковым был агент из Израиля, который еще в 92-м едва не устроил мой переход в "Шеффилд Уэнсдей". Но из "Динамо" тогда уехать за границу было легче, чем из "Торпедо", - после нашумевшей победы над "Торино" в Кубке УЕФА и продажи Игоря Колыванова в "Фоджу" у руководства бело-голубых завязались тесные отношения с итальянцами. При переходе в "Динамо" я не только встретился с президентом "Аталанты", но даже съездил в Бергамо на три дня. Была достигнута договоренность, что летом я попробую свои силы в команде. Но вместо этого меня ждало 5 июля 93-го. Вывернутый наружу голеностоп до сих пор стоит перед глазами...
- А какие еще причины побудили вас уйти из команды, в которую вы пришли мальчишкой?
- Валерий Газзаев настойчиво звал в "Динамо" - не месяц-два, а продолжительное время. Такая заинтересованность произвела на меня впечатление, а окончательно убедил разговор с Николаем Толстых. Тем более что в "Торпедо" к тому времени многое изменилось. Нашумевшая история с уходом Валентина Иванова, как показала жизнь, не пошла на пользу клубу, и с новыми тренерами "Торпедо" уже не ставило перед собой серьезных задач. Это тоже повлияло на мое решение. Все-таки Валентин Козьмич сыграл в моей судьбе большую роль, доверив место в основном составе в 19 лет.
- В динамовский коллектив вошли легко?
- В человеческом отношении - да. В понедельник вот звонил Игорю Симутенкову в Тенерифе, поздравлял с днем рождения. И когда разговор зашел о возвращении Валерия Георгиевича в "Динамо", мы сразу начали вспоминать, как все было в 93-м.
- Друзья, как известно, познаются в беде. После несчастья, которое случилось с вами в Коломне, динамовские руководители повели себя достойно?
- Да. Они до конца ждали, что я восстановлюсь и заиграю, как прежде. После двух не очень удачных операций в 1-м врачебно-физкультурном диспансере клуб отправил меня в Данию на третью операцию, а потом я еще не раз ездил туда на обследования. А в конце 94-го года, когда истек срок контракта с "Динамо", Толстых подписал со мной новое трехлетнее соглашение. Тогда еще я верил, что смогу полностью восстановиться, и боролся за это, как мог. Но сложилось иначе. Все мои последующие беды - это отзвуки именно той травмы. За семь лет так и не смог ее залечить.
- Слышал, даже сейчас прихрамываете?
- Да. В начале марта в зиловской больнице сделали артроскопическую операцию, однако она не помогла. Нужна более серьезная операция на голеностопном суставе, но ее скорее всего реально сделать только за границей.
- Вы пошли по пути Газзаева и сейчас учитесь на заочном отделении Московской государственной юридической академии. Почему пошли именно туда?
- Хотел пополнить багаж знаний. И первую сессию сдал нормально.
- Неудивительно - говорят, вы и среднюю школу окончили с серебряной медалью.
- По телевидению как-то мне даже золотую "присвоили". Из-за этого в 98-м на встрече выпускников на меня косо поглядывали - на самом деле медали не было. Верно лишь то, что я учился не в спортивной, а в экспериментальной физико-математической школе при Академии наук. Может, с той поры и осталась тяга к знаниям. Но учеба в юридической академии футбольному человеку полезна - мне, например, сейчас звонят игроки и советуются по контрактным вопросам. Я этому рад и кое в чем уже могу помочь.
- Конфликт с вашим последним клубом - казанским "Рубином" - подтолкнул к поступлению в академию?
- Да. Судебное разбирательство, кстати, продолжается до сих пор. В прошлом мае районный казанский суд признал мой иск к клубу обоснованным и обязал "Рубин" выплатить мне 27 тысяч долларов. Осенью клуб подал жалобу в порядке надзора в Верховный суд Татарстана, и там вынесли решение в пользу "Рубина", вернув дело на пересмотр в тот же районный суд. Никаких новых обстоятельств не было предоставлено ни одной из сторон, но решение вдруг оказалось противоположным майскому. Все же надеюсь, что выиграю процесс, однако даже если это случится, сложнее всего будет получить причитающуюся мне сумму. Из неофициальных бесед с администрацией ФК "Рубин" узнал, что деньги мне не хотят выплачивать ни при каких обстоятельствах. И все же буду бороться до конца.
- Как вы оказались в торпедовской школе?
- Прошлым летом ветеранов "Торпедо" пригласили в Днепропетровск на юбилейный матч, посвященный 10-летию победы "Днепра" в Кубке СССР-89. Там и поговорили со старшим тренером школы "Торпедо-ЗИЛ" Владимиром Кобзевым. Он и директор школы Николай Кузьмин пригласили поработать с детьми, и я согласился. У меня - мальчишки 1991 года рождения, и мы получаем удовольствие от общения друг с другом. Мечтаю, чтобы хотя бы один-двое из них заиграли на высоком уровне. Но, обучая футбольным азам, не забываю, что во втором классе все-таки приоритет - школа. В конце каждой четверти проверяю дневники, и, если вижу плохие оценки, без серьезных бесед с ребенком и родителями не обходится.
- А о работе с командой мастеров не задумываетесь?
- Теперь не загадываю на будущее. Назагадывался уже в свое время... Сейчас просто получаю удовольствие от моей новой работы.
- Вернемся к матчу "Динамо" - "Торпедо". Отдаете кому-то из соперников предпочтение?
- Обе команды наряду с остальными московскими - главные претенденты на медали. Чтобы дать более конкретный прогноз, надо было смотреть последние матчи, а я этим похвастать не могу. Скажу лишь, что хорошо знаю честолюбие Газзаева и верю - с ним команда будет бороться за высокое место. А на саму игру схожу - хотя из-за этого мне придется перекраивать расписание тренировок моих мальчишек.
Игорь РАБИНЕР